В рассматриваемом локальном районе присутствуют и ценные памятники архитектуры. К таким прежде всего относятся Преображенская церковь и Ратуша в Чечерске, XVIII века, усадебно-парковый комплекс в местечке Хальч, на противоположном Ветке берегу Сожа. В Добруше сохранился один из немногих на территории Беларуси комплексов промышленной архитектуры XIX -- начала XX веков, бумажная фабрика. В Добрушском районе, в селе Демьянковичи, находится усадебно-парковый комплекс XIX века, а в селении Красный Партизан -- деревянная церковь конца XIX века, возведенная по имевшим распространении в этот период "образцовым" проектам. Образцы народно-традиционной архитектуры присутствуют в селениях Волосовичи и Полесье Чечерского района.
Рассмотренный локальный район входит в зону радиационного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Тем не менее высокая художественная культура, сохранившаяся в различных памятниках, уникальная застройка Ветки, сокровища Ветковского музея требуют решения проблемы об их сохранности и доступности для изучения.
Историческая территория, охватывающая Восточное Полесье известна в этнографических исследованиях как полесье Мозырское. Эта часть Полесья характеризуется чередованием просторных заболоченных и залесненных низин с песчаными возвышенностями /дюнами/, переходящими в всхолмления Мозырской гряды. Русло Припяти буквально делит эту часть Полесья на северо-восточную и юго-западную области. Сельское расселение издревле приспособлено к природно-ландшафтным особенностям и во многом сохраняет историческую инфраструктуру.
Центром подрегиона является древний город Мозырь, в XIX— начале XX веков он являлся крупнейшим транспортным узлом Восточного Полесья, в котором пересеклись дороги из Волыни, Житомирщины, Киевщины, с дорогами на Пинск и Слуцк, Бобруйск и Речицу, Наровлю, Хойники, Гомель. Крупнейшими сакральными сооружениями города являлись монастыри бернардинцев и цистерианцев, XVIII века. К ним в XIX столетии добавилось значительное количество каченных зданий присутственных мест, банка, училища и других, характерных для уездного города. Мозырь имеет исключительно живописное природное окружение, с холмов и возвышенностей открываются далёкие панорамы полесского ландшафта.
К юго-востоку от Мозыря находится местечко Наровля /ныне районный центр/. Главной его достопримечательностью является Наровлянский дворец, возведенный в первой половине XIX века в стиле классицизма. Композиционное решение дворца и парка как бы подчинены единому осевому решению, связанному с перспективой главной улицы местечка /ул. Макаренко/. Дворец двухэтажный, на высоком каменном цоколе. С четырех сторон входа обозначены лестницами-крыльцами. Симметрия читается и во внутренней планировке, где ось коридора пересекается с осью парадного вестибюля и бального зала. Углы дворца фиксируют граненые эркеры, на уровне второго этажа пластика фасадов обозначена ритмом пилястр.
Окружающий дворец парк окончательно сформировался во второй половине XIX века и занимает площадь около 8 га. Пространственные рекреации открывают прекрасные виды на долину Припяти. Планировочно парк разделен на северную и южную части. Помимо богатого разнообразия растительности /дуб, береза, липа, ясень, американский клен, груша, яблоня, шелковица, кустарники из барбариса, сирени и черемухи/ в парке присутствовали многочисленные малые формы: выездные ворота и брама, фонтанная вода и бассейн, каменные скамьи, парковая беседка у места слияния реки Наровлянки с Припятью /трехъярусное сооружение в стилевых чертах эклектики/.
На дороге из Мозыря на Хойники расположена деревня Юровичи, одна из двух /Бердыж Чечерского р-на/ в Беларуси поселений, где были выявлены наиболее древние следы появления /стоянок/ человека в нашей стране, относящиеся к эпохе позднего палеолита. Здесь же сохранились отдельные постройки коллегиума иезуитов XVIII —XIX веков. Усадебно-парковый комплекс XIX века сохранился в селе Липово /Калинковичский район/, деревянная Троицкая церковь начала XX века в Ельске /районный центр/.
Мозырщина издавна славилась многочисленными промыслами и ремеслами. Ткачество и традиционный костюм богато представлены в Калинковичском, Мозырском и Наровлянском районах, керамика — в Паричах, Наровле. Повсеместно в XIX --начале XX веков процветало плетение из соломки, лозы, бересты, бондарное и столярное ремесла, резьба по дереву. Последняя широки присутствует во многих деревянных постройках начала XX века Мозыря, Наровли, Ельска и т.д.
12. Туров и погорыньские городки.
К западу от Петрикова начинается территория Полесья, которая хранит следы наиболее древней и развитой в прошлом культуры этого региона. Ассоциации и представления об этой культуре во многом и обоснованно связаны с Туровым. Впервые город упоминается в "Повести временных лет" под 980 годом. /самый древний город в ареале расселения дреговичей/. С конца Х столетия становится центром удельного, Туровского княжества. Планировочная структура развивалась на принципах, аналогичных и для иных городов восточных славян. Центром развития являлось городище на мысе у слияния рек Язды и Струмени, протоки Припяти. За границею вала формировался окольный град. На территории городища располагался возведенный в XII веке каменный храм /по некоторым исследованиям, возможно недостроенный, или разрушившийся в ходе строительства/ с погребениями в саркофагах. Обнаружены остатки жилых и хозяйственных срубных строений, глинобитные и кирпичные печи. Б начале XIV века /1320 г./ Туров оказывается в составе Великого княжества Литовского. В XVI столетии на месте старого замчища /Замковой горы/ существует новый замковый комплекс и два предместья: Заяцелье и Запесочье. В 1648 году в городе насчитывалось 401 двор, а в 1790-- 497. До XIX столетия в Турове существовала возведенная в XIII веке башня /вежа/ волынского типа. В конце XIX века Туров представлял собою крупное местечко, насчитывавшее свыше четырех тысяч жителей, с гостинным двором, мельницей, кирпичным заводом /принадлежало помещикам Сологубам/. Ныне существует проект реставрации и восстановления туровской церкви XII столетия. На запад от Турова, на берегу реки Горыни расположен
Давид-Городок. Согласно преданий, был основан ятвяжским князем, принявшим после крещения имя Давид. В XII столетии это были укрепленное поселение в составе Киевской Руси и возможно, основанное волынским князем Давидом, внуком Ярослава Мудрого. Структуру древнего Давид-Городка составляла плотная деревянная застройка, имелась деревянная церковь клетского типа и XIV столетии Давид-Городок известен как город в составе Великого княжества Литовского, первоначально великокняжеский, с XV века королевский /королева Бона/, а с 1551 года -- владение Радзивиллов. Есть предположения) что город имел Магдебургское право. В XVI-- XVIII веках в Давид-Городке наладились мощные деревянные укрепления, деревянный костел /середина XVI века, сгорел в 1839 году/. Посредством моста через ров замок соединялся с посадами, застроенными домами ремесленников, торговцев, амбарами, деревянными культовыми постройками. Торговая роль Давид-Городка в регионе, как центра ярмарок была исключительно высокой. В середине XVI столетия здесь насчитывалось 75 лавок, имеется гостинный двор /торговые ряды/. В XVII столетии возводится известная, сохранившаяся до наших дней Георгиевская церковь, — уникальный памятник деревянного зодчества Полесья. В XIX веке, в результате реконструкции застройки, планировка города приобретает квартальный характер. Основной планировочной осью остается направление дороги из Столина на Туров. Фрагментарно радиальная планировка сохранилась вблизи древнего городища. Ныне в застройке города ценность представляют многочисленные дома XIX -- XX веков местечкового типа и иные образцы народного зодчества Полесья /жилье и хозяйственные строения/. Основной достопримечательностью является вышеназванная Георгиевская церковь, возведенная во второй половине XVII века. Трехсрубный храм, состоящий из размещенных на продольной оси притвора, нефа и алтаря. Объем нефа выделяется большими размерами, как в планировке, так и по высоте /двухъярусный/. Срубы завершены крутыми пирамидальными крышами с небольшими шлемовидными главками на граненых фонариках. В интерьере исключительную ценность представляет четырехъярусный иконостас) выполненный в середине XVIII века неизвестными местными мастерами.