В окрестностях Давид-Городка расположен ряд селений, в которых сохранились ценные памятники деревянного сакрального зодчества Полесья XVIII столетия. К таким относится Михайловская церковь в Рубеле, трехсрубный, ярусно-осевой храм; Ильинская церковь в Велемичах крестовоярусной композиции Михайловская церковь в Олпени ярусно-осевого типа, церковь в Ремеле; церковь Параскевы пятницы в Бережном, крестово-ярусного типа.
К северу от Давид-Городка, по левобережной части поймы Припяти, на реке Цна, расположено местечко Кажан-Городок. Здесь находится памятник деревянного культового зодчества. Николаевская церковь 1816 года постройки. Это пятисрубный, крестово-ярусный храм. В конце XIX — начале XX веков со стороны притвора пристроена трехъярусная шатровая колокольня. Интерьер храма богато украшен полихромной деревянной скульптурой и резьбой начала XIX века, присутствует двухъярусный, золоченный иконостас.
К востоку, в направлении Микашевич в деревне Синькевичи находится деревянная Георгиевская церковь, возведенная в XVIII столетии на сельском кладбище. Осевой трехсрубный храм по объемно-пространственному решению аналогичен церкви в Давид-Городке и находится в ансамбле с размещенной по оси двухъярусной брамой-колокольней.
Среди иных памятников архитектуры данного локального района необходимо отметить синагогу XVIII ст. В Столине и Маньковичский парковый комплекс вблизи города /XIX века/.
Деревня Городная Столинского района известна как крупный центр традиционной керамики. Столин, Давид-Городок, Кажан-Городок славились ткачеством, оригинальными образцами традиционного костюма, мастерами резьбы по дереву /Теребличи, Оздамичи/, плетением.
13. Пинское полесье.
Это обширный локальный район, охватывающий некогда заболоченные территории низовьев рек Ясельды и Бобрика, Цны и Стыри, заливных пойм Припяти. В XVI столетии на территории Пинщины была проведена Волочная реформа, что ликвидировало многочисленные малодворные селения и способствовало формированию многодворных уличных сел и деревень. Через данную часть Полесья пролегли крупные торговые пути: из Пинска на Сломим, Брест, Мозырь, Слуцк из Янова /Иваново/ на Ружаны, Волковыск-Гродно, на Ковель, Луцк. Это обусловило развитие сети местечек, таких, как Телеханы, Логошин, Бездзеж, Хомск, Мотоль, Погост-3агородский Поскольку характеристика памятников Пинска дана в предыдущем разделе, остановимся на историко-культурном наследии иных поселений локального района.
К западу от Пинска расположен районный центр Иванове /Янов-Полесский/ к северу от которого идет дорога на местечко Мотоль. В трех километрах по этой дороге, в селении Лясковичи, сохранилась деревянная Рождественская церковь и колокольня /конец XVIII в./. Церковь двухсрубная, неф-алтарь, с небольшой главкой на граненом фонаре. Недалеко от Ляскович находится селение Огово, известный на всем Полесье центр по изготовлению расписных сундуков /куфров, скрынь/. Особую ценность в их росписях представляют оригинальные полихромные узоры из солярных знаков, стилизованных побегов, полевых цветов на зеленом, синем, охристом фоне. Оговские куфры присутствуют в экспозициях всех ведущих этнографических музеев республики. Севернее, в селе Дружиловичи, есть поворот на Достоево, село, связанное с родословною Достоевских, еще севернее, на пересечении с дорогою из Бездзежа на Пинск, находится местечко Мотоль. Как крупный ремесленно-торговый центр Пинщины Мотоль известен с XVI столетия. Уже тогда здесь имелась площадь с торговыми рядами и уличная структура, привязанная к направлению основных дорог. Основной улицей являлась Пинская. Ныне Мотоль известен как крупный центр пошива традиционных тулупов /кожухов/ и оригинального, традиционного ткачества. И поныне в домах стоят ткацкие станки /кросны/, на которых ткутся шерстяные ковры и покрывала, льняные настольные скатерти, полотенца-ручники. Оригинален и красочен традиционный женский убор /строй/ в Мотоле. Ныне здесь процветает резьба по дереву. Создается музейный комплекс, в том числе, перевозятся памятники народного зодчества /ветряная мельница -- музей хлеба/.