В XV--XVI веках на территории Беларуси широкое распространение получает местечко -- тип поселения торгово-ремесленной ориентации. Его можно рассматривать как переходную форму между селом и городом в условиях развития товарно-денежных отноиений и ренты. Планировочной основой местечка являлась площадь с торговыми рядами, по касательной к которой примыкали улицы. По периметру площади размещались церковь, костел, дома ремесленников-торговцев, постоялый двор. Местечки существовали как королевские, так и частновладельческие. Уже в XVI--XVII веках обозначилось более интенсивное развитие инфраструктуры местечек в западных регионах Беларуси по сравнению с восточными. В рассматриваемый хронологический период существенно изменяется характер сельского расселения. В первую очередь это было обусловлено земельной реформой "Уставой на волоки" 1557 года. Суть ее заключалась в радикальном изменении системы повинностей. Отныне единицей повинностей являлся не дым /двор, дворище/, а поселение /деревня, село/. Реформа коренным образом изменяла структуру сельских поселений. Общинная территория делилась на три части /поля: озимое, яровое и пар/. В центре среднего поля определялось место под застройку, как правило вдоль дороги. Перпендикулярно дороге-улице нарезались полосы земли усадеб. Таким образом, застройка обретала четкий, уличный характер, поселение укрупнялось, бессистемно рассредоточенные дворища и хутора свозились в новое село. В ходе последующих семейных разделов застройка уплотнялась, что стимулировало развитие в волочных деревнях линейных типов дворов: однорядных и двухрядных погонов. Волочная реформа наиболее последовательно была проведена в западных и юго-западных провинциях Беларуси. Реформа вместо общинного землевладения утверждала подворное, формировалась однотипная уличная застройка.
В отмеченный период, как следствие волочной реформы, появляются сословно-представительные, как правило, однодворные поселения, застенки, околицы, овудьки, на свободных территориях между общинными полями /за границей поля, стенкой/. Как правило, они принадлежали мелкой шляхте. Ориентация аграрного хозяйства на денежно-рыночные отношения стимулирует в XV—XVI веках распространение нового типа хозяйственно-поселенческих единиц-фольварков. Первоначально это были помещичьи хозяйства, ориентированные на производство товарного хлеба. Впоследствие фольварки преобразуются в мелкопоместные помещичьи хозяйства. В XVIII столетии фольварки представляют значительную часть аграрного хозяйства Беларуси.
В XIV--XVI столетиях формируются и иные отличия в материальной культуре: традиционном костюме, керамике, иных предметах быта. Формируются локальные центры ткачества, гончарства и других ремесел. В XV--XVI столетиях завершается процесс формирования новых образов духовной культуры. На смену восточнославянским былинам приходят волшебные сказки, характерные для мировоззрения новой эпохи. Из предшествующей традиции обретают продолжение образы "белого света", "калинового моста", "чистой воды", "темного леса", "доброго молодца" и т.д. Духовная культура все более и более обретает локальное разнообразие, образность. Формируется новый жанр: историческая песня, бадлада, с широким эпическим содержанием сюжетов.
В XIV--XVI столетиях на территории Беларуси окончательно закрепляются два основных христианских верования: православие и католицизм. Распространение католицизма на территории Великого княжества Литовского, русского и Жемойтского обрело начало уже в XIII веке. После принятия католичества Миндовгом последний распоряжается построить костел в Новогрудке. А в Х1У столетии Гедимин приглашает доминиканских и францисканоких монахов. С этого времени и на протяжение XV--XVI столетий на территории Беларуси формируют свои резиденции /монастыри/ свыше тридцати католических орденов. Если в XIV столетии к моменту принятия Кревской унии /1385 г./ в Центральном регионе Беларуси, а так же в подвинско-днепровском и поприпятском регионе насчитывалось всего 6 костелов, в том числе, в Лиде и Гродно, то через тридцать лет /первую четверть XV в./ их насчитывалось уже 12, а через сто лет, в XVI веке -- 176. Подавляющее большинство костелов и католических монастырей располагается в западных про-винциях. На Оршаншчине, Могилевщине, Мстиславщине до начала XVII века не было ни одного костела. По одному костелу в обозначенный период насчитывалось в Витебске, Полоцке, Обольцах, Слуцке. Исследования показывают, что первоначально католицизм на Беларуси распространялся среди западнославянского /польского/ и балтского /литовского и жемойтского/ населения.
В XVI—XVII столетиях при многих католических монастырях /особенно иезуитских/ открываются типографии, учебные заведения. Особую роль в распространении образования высшей по тем временам категории играют иезуитские коллегиумы /Полоцк, Несвиж, Пинск, Гродно, Вильно/. Среди православных центров в отмеченный период выделяются Жировичи, Слуцк, Могилев,Витебск. С конца XVI столетия широкое распространение получает уния.
В первую очередь греко-католическое вероисповединие обретает распространение в крестьянских и ремесленных слоях. Шляхта и дворянство не почли новую религию достойной сословно-родовых традиций. Униатские церкви открываются преимущественно в южных и юго-западных провинциях. Наиболее крупными центрами становятся Минск, Брест, Пружаны.
С XIV столетия и впоследствии, после воссоединения с Речью Посполитой, на территории Беларуси формируются общины /кагалы/ еврейского населения. Основным видом занятий евреев были торговля и ремесла. Очевидно, что центрами их оседлости становятся местечки и города. К концу XVIII столетия евреи составляют большинство населения местечек, образуют в городах специфические предместья и слободы. В силуэте местечек и городов обретает место синагога, просторное безбашенное сооружение с высокой, ломаной формы крышей и многочисленными внешними галереями. Наиболее населенными евреями станосятся местечки города западных провинций, наиболее развитых в торгово-экономическом плане: Гродно, Слоним, Мир, Лида и др. Синагоги явились не только культовыми сооружениями, но и средоточением общественного бытия общины. Поэтому во многих городах и местечках имелось по несколько синагог. Часто синагоги отражали социальную дифференциацию сформировавшегося еврейского населения. Например, в местечке Ивье, в XVIII —XIX вв. насчитывалось четыре синагоги, каждая из которых принадлежала определенной категории членов местного кагала, в зависимости от зажиточности.
С конца XIV столетия на территории Беларуси формируются и татарские осады. Первоначально контингент поселенцев-татар составляют пленные, приведенные Витовтом после походов в Золотую Орду и Крым. Впоследствие численность поселенцев растет за счет поступавших на военную службу в Великокняжескую администрацию. Какое-то время татарские осады формируются вокруг Вильны: в Лукишках, Немце, Троках. В XV--XVI столетиях татарские осады существуют в окрестностях Полоцка, Глубокого, Мяделя и Сморгони. Постепенно татарские поселения возникают в окрестностях Гродно, Новогрудка, Лиды, Слонима. В начале XVI века, после битвы под Клецком /1506 г./ часть пленных татар селится в Минске, образуя татарское предместье во главе с Большой и Малой Татарскими улицами. Вскоре после упомянутой битвы татарские осады возникают в Синявке, Клецке, Ляховичах, Копыле, Узде, а позднее -- Смиловичах. К концу XVI столетия ареал расселения татар-мусульман на территории Великого княжества Литовского охватил всю северо-западную часть государства. Татары расселивюиеся на территории Беларуси в большинстве своем были выходцы из Крыма, т.е. потомки половецких племен, покоренных в ходе монголо-татарского нашествия. Они в совершенстве владели культурой огородничества, а так же многочисленными ремеслами: изготовлением медной посуды, шорничеством, скорняжным промыслом. Однако представители знатных родов предпочитали военную службу и в XVI--XVII веках довольно скоро обрели шляхетские и дворянские титулы и привилегии.