Центрами духовного и культурного средоточения татарских общин /оголов/ явились мечети. В крупных общинах строились приходские джама-мечети /джемиат -- аналог прихода/. В XVI— XVIII веках в обозначенном ареале насчитывалось свыше двадцати мечетей.
В XIV--XVI столетиях, в особенности после Кревской унии, в восточные провинции Великого княжества переселяются группы поляков. Их поселения возникали в Полесском и Подвино-Днепровском регионах. Шляхте, селившейся у юго-восточных границ государства, давались определенные привилегии. Впоследствии некоторые из них получили наименование панцирной шляхты /т.е. защитников государственных границ/. Как уже отмечалось, шляхта охотно заселяла наделы, оставшиеся в ходе волочной парцеляции. Вместе с польскими переселенцами на территорию Беларуси приходит новый календарь, утвердившийся здесь в XIV--XVI веках, административно-территориальное деление на поветы и воеводства, Магдебургское право, известное в Польше с XIII века. Польский этнос оказал влияние на развитие некоторых форм материальной культуры, языка, распространение католицизма.
В XIII --XV веках на территории нынешней Беларуси расселяется так же балтское население. Некоторые их группы перемещаются в провинции Центрального региона, а также на Полесье, в Поднепровье и Поозерье. Наиболее значительную группу переселенцев составляли прусы. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники топонимики: Прусиново /Уэдзенский район/, Прусы /Стародорожский, Копыльский/, Пруска /Каменецкий/, Прусиничи /Толочинский/, Пру-совщина /Крыпский/, Прусовичи /Логойский/, Прусино /Костюковичский/. К миграции прусов вынудила экспансия Тевтонского ордена. Жертвой агрессивных устремлений тевтонцев стали ятвяги. После военного разгрома их небольшие группы спешили под защиту Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. На территории Беларуси появляются ятвягские топонимы: Ятвезь, Ятвезка, Дайнова /Понеманье, Центральный регион/. Спешили в обозначенные регионы и жемойты, спасаясь от немецкой агрессии. Со временем появляются поселения с названием Жемойтишки /Вороновский/, Жемойдзи /Лидский/, Жемойск /Докшицкий/, Жомойдзь /Минский, Клецкий/, Жемойдяки /Ивацевичский районы/. С севера, под давлением Ливонского ордена перемещается на юг, в Поозерье часть латгалов /латыголов/. Появляются Латыголь, Латыголичи, Латыпголово в Глубокском, Городокском, Чашникском, Бешенковичском, Сенненском районах. В XIII --XVI веках в Понеманье и западных провинциях Центрального региона частично расселяются представители народности литвы /литовцы/: Литва, Литвины, Литвиничи, Литовщина известны в Столбцовском, Воложинском, Молодеченском, Лидском, Ивьевском, Пружанскои, Докшицком, Браславском и других районах/. Вцелом, на территории Беларуси присутствует свыше двухсот балтских топонимов. Помимо топонимов, от балтов на Беларусь пришли фамилии Зыль, Ловейко, Макушик, Рекут, Сурвила, определенные строительные понятия: "дойлид", "овин", "евня", "клуня", "пуня", "сворн", "стирта", "куль" и т.д. Некоторые изменения под воздействием фонетики языка балтов проникли и в белорусский язык.
Отмеченные значительные исторические особенности развития Беларуси в период XIII --XVI веков /в расселении, формировании инфраструктуры городов и сельских поселений, расселении этнографических групп, развитии материальной и духовной культуры основного этноса/ обусловили изменения в границах историко-этнографических регионов /исторических провинций/. В первую очередь меняется этно-территориальное значение понятия "Белая Русь". Происходит его локализация. Обозначенным термином перестают называть Псковскую землю, Тверскую, большую часть Смоленской земли. Обозначенные земли вошли в новое государственное образование -- Великое княжество Московское. На территории между Двиной и Днепром в XV--XVI веках образуется ареал нового восточнославянского народа, беларуского. За этой территорией и закрепляется название Белая Русь. С середины XVI столетия название Белая Русь постепенно распространяется на территории Центрального региона и восток Понеманья, а потом и на земли вплоть до реки Принять. Употребление термина Белая Русь во второй половине XVI столетия обретает значение общебеларуского. В решениях Люблинского сейма 1569 года под Белой Русью подразумевались все вышеобозначенные территории. Земли Белой Руси, согласно документов сейма, начинались от Припяти и далее на север от неё. Согласно мнения многочисленных географов и хронистов XVII столетия /Симеон Старовопольский, Александр Целларий и др./ Белой Русью назывались земли от границ Московского государства и до границ Польского королевства. В середине XVI века территория белорусского этноса занимала срединное положение в обширном ареале расселения восточных славян. К северо-востоку располагалась Московская держава, или "Великая Русь", к югу от Припяти шли земли обретшие общее название как "Малая Русь", или Украина.
К концу XVI—началу XVII веков на территории Белой Руси сформировались беларуский язык, комплекс материальной и духовной культур, общее название этнической территории и населяющего ее народа /белорусцы, белорусы/.
Однако уже в ранний период образование Белой Руси на ее территории обозначились исторические провинции, обусловленные природными и культурно-историческими особенностями. Так, территория Поприпятья сохраняет ставшее традиционным название Полесье. Но в сравнении с предыдущим историческим этапом Полесье стало частью этнической территории Беларуси, Белоруским Полесьем. Его население, полешуки, в XV--XVI столетиях уже являлись частью беларуского народа, беларусов, беларусами-полещуками. В XVIII -- XIX столетиях понятие Беларуского Полесья закрепляется в научной и краеведческой литературе.
На ранних этапах формирования беларуского этноса часть беларуской территории, в основном северо-запад Центрального региона, носил название Литва. За населением этой провинции закреплялось название литвины. Название данной провинции Беларуси Литвой могло быть обусловлено близостью региона к центру государства Великого княжества Литовского, которое определенное время называлось просто Литвой. Нами уже отмечалось, что в XIII — XIV столетиях восточное Понеманье, граничащее с Центральным Регионом являлось центром государства /Новогрудок/. Термин "литвины" по мнению М.Ф.Пилипенко, являлся славянской формой этнического названия литовцев. Литвинами по политической принадлежности называли в XV--XVII столетиях не только жителей Центрального региона, но и всего Великого княжества Литовского. В средневековых Актах довольно часто встречаются названия поселенцев Белой Руси как "литвины-белорусцы", "литвин-белорусец". Дольше всего эти названия сохранялись в Центральном регионе.