В XIV--XVI столетиях на территории Беларуси существовал и еще один, специфический регион, именуемый Черной Русью. Здесь присутствовали некоторые особенности материальной культурн, отличные от тех, что были характерны для восточных регионов. Так, на территории Понеманья наблюдалось преобладание в застройке сельских поселений линейного типа двора /однорядные и двухрядные погоны/. Здесь в крестьянском хозяйстве преобладали гумна без сушилок /риг, осетей, евен/, каменные основания в постройках, фахверковые /смешанные, каменно-деревянные/ постройки в городах, местечках, помещичьих имениях. В топонимике данного региона присутствовало большое количество балтских названий. Обозначенная территория обрела в средневековье наименование Черная Русь. М.Ф.Пилипенко, ссылаясь на В.Н.Татищева, дает границы этой исторической провинции: на северо-востоке — до реки Вилии, на востоке -- до Березины, на юге — до Припяти, на западе -- до Буга. Термин "Черная Русь" согласно летописных источников, появляется позднее наименования "Белая Русь". Наиболее раннее упоминание термина датируется концом XIII века /1284 г./ и относится к территориям Галнцко-Волынского княжества. Источники западноевропейские о Черной Руси упоминают лишь в XIV--XV веках, называя так земли бывшей Киевской Руси, граничащие с Польшей, Литвой и Ливонией. И лишь в конце XVI -- начале XVII веков наименование Черная Русь закрепляется за территорией Понеманья. Этимология и причины дрейфа обозначенного термина окончательно не выяснены. Пока речь ведется о характеристике таким образом не самостоятельных /зависимых/ территорий, противопоставляемых независимым /белым/. Причиной может быть и более позднее принятие некоторыми балтскими племенами, населявшими Понеманье христианства. Исследователь Беларуского Понеманья Ф.Д.Гуревич отмечал, что термин "Черная Русь" применялся по отношению к региону и в XVIII веке. По мнению М.Ф.Пилипенко, наименование "Черная Русь" территории Понеманья скорее всего было дано балтами. Возможно Понеманские земли искали покровительства у литовских князей в период распада Киевской Руси и постоянной военной угрозы со стороны Тевтонского ордена и татар Крымских орд.
3. Провинции /регионы/ Беларуси в XVIII -- начале XX вв.
В системе административно-территориальной организации Великого княжества Литовского, а позднее Речи Посполитой средневековая, удельная система в XVI веке была ликвидирована и заменена системой административно-территориальных провинций, подчиненных непосредственно верховной государственной власти, что являлось признаком сложившегося и устойчивого централизованного государства. Такими административными территориями стали воеводство, разделенные на более мелкие территориальные структуры, поветы. Границы воеводств и поветов не отвечали территориям тех или иных исторических провинций, обусловленных природными и культурно-историческими факторами. Вместе с тем, в зависимости от последних причин в самосознании беларусов фиксировались определенные территории и области, выделявшиеся самобытными чертами культуры, языковых диалектов, традиций. Как правило, такие локальные районы /провинции/ назывались землями и в большинстве своем не имели определенного официального значения. В XVI-- XVIII веках были известны Берестейская земля, Пинщина, Туровщина, Случчина, Могилевщина, Витебщина, Полотчина, Браславщина. Каждая из обозначенных территорий имела определенные отличия в культурно-историческом комплексе.
В конце XVIII столетия, после включения земель Беларуси в состав Российской империи, здесь внедряется новое административно-территориальное деление, образуются губернии. К началу XX столетия Беларусь имела Минскую, Гродненскую, Могилевскую и Витебскую губернии, часть северо-западных провинций входила в состав Виленской и Ковенской губерний. В новых условиях активизировалось развитие промышленно-коммуникационной инфраструктуры региона. Уже после первого раздела Речи Посполитой большое внимание уделяется реконструкции транзитных путей из Москвы на Варшаву и Санкт-Петербурга на Киев—Одессу. Это стимулирует развитие городов, местечек и территории, расположенных на трассах. Витебск оказывается крупным транспортным узлом на пересечении путей из Санкт-Петербурга на Одессу и из Риги на Смоленск -- Орел, центральные регионы России. По этой же причине возрастает роль Орши. Региональным узлом коммуникаций становится Гомель. Здесь пересекаются пути из украинской Волыни на Брянщину, из Петербурга на Одессу, из Прибалтики на Приазовье и Кавказ. Развиваются и крупные региональные направления: на Мир— Новогрудок -- Гродно, из Вильны на Лиду, Барановичи, Пинск. Важным и одним из крупнейших центров международных и местных коммуникаций становится Минск. Здесь пересеклись международные пути из Москвы в Западную Европу и из Скандинавии и Прибалтики на Кавказ, Балканы Малую Азию. В новом административно-территориальном делении город стал центром значительной части Европейского ареала.
Очевидным стал и тот факт, что развитие коммуникаций шло на основе сложившихся исторически, древних путей, привязанных к крупным водным артериям. Путь из Санкт-Петербурга на Одессу пролег у берегов Днепра, из Витебска на Полоцк -- Вильню вдоль Западной Двины, из Брянска на Гомель, Брест, Люблин вдоль Припяти, из Минска на Новогрудок, Гродно близ берегов Немала. Последнее обстоятельство, в новых условиях хозяйственного и экономического развития, вместе с иными факторами, в том числе и историческими, обозначило границы провинций Беларуси /историко-этнографических регионов/ XIX -- начало XX веков. Их выявление подспудно вызревало на протяжение предшествующих столетий /Х-- XIII , XIV--XVII/ путем долгого и постепенного выделения особенностей хозяйствования, материальной и духовной культур севера и юга, востока и запада территории Беларуси. О некоторых из них говорилось выше. Природно-ландшафтный фактор /обширные припойменные долины/ стал реальной основой формирования историко-этнографических регионов, определившихся к XIX -- началу XX веков. В XIX столетии обозначились крупные центры регионов: в Подвинье -- Витебск, в Поднепровье -- Могидев, в Понеманье — Гродно, в Поприпятье -- Пинск, в Центральном регионе -- Минск. Помимо отмеченных, в регионах выделяются новые, или быстро развиваются исторически сложившиеся города, как правило в противоположной существующему центру части региона. В Подвинье это Полоцк, в Поднепровье -- Гомель, в Поприпятье -- Мозырь, в Понеманье -- Новогрудок. Такая биполярная градостроительная организация так же способствует более четкому выявлению пространственных границ регионов.
Образование в рамках губерний уездов в некоторых случаях способствует развитию исторических локальных центров: местечек, городов. В Подвинье такими стали Сенно, Глубокое, Поставы, Браслав, Видзы, Друя, Дисна: в Поднепровье — Орша, Горки, Копысь, Шклов, Быхов, Чаусы, Чериков, в Поприпятье -- Туров, Давид-Городок, Бёздзеж, Дрогичин, Кобрин, в Понеманье -- Волковыск, Слоним, Лида, Сморгонь, Ошмяны, Ивье, Гольшаны, Ворняны, Крево, в Центральном регионе -- Слуцк, Несвиж, Клецк, Борисов, Игумен, Раков, Ивенец и другие. В XIX -- начале XX веков историко-этнографические регионы /провинции/ Беларуси окончательно обрели отличительные особенности в различных компонентах культурно-исторического комплекса.