Основные направления и школы, в современной науке конституционного права В настоящее время в этой науке существуют два основных направления Условно их можно назвать радикалистским и либеральным Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов (в ленинском, большевистском толковании марксизма), произведениями так называемых революционных демократов, отстаивающих социалистическую ориентацию развивающихся стран, и сочинениями левых радикалистов Авторы, принадлежащие к этому направлению, рассматривают конституционное право с позиции классовой борьбы и нередко'— с позиций диктатуры определенного класса или блока классов Правда, эти классы в понимании различных группировок данного направления неодинаковы У марксистов-ленинцев это рабочий класс (в настоящее время и здесь вносятся поправки говорится о диктатуре народной демократии) Революционные демократы отстаивают «совокупную» власть блока трудящихся и тех нетрудящихся, с которыми, по их мнению, можно сотрудничать на этапе коренных демократических преобразовании, способных в конечном счете привести к социализму. Левые радикалисты чаще всего фактор революционных изменений видят в некоторых отрядах интеллигенции, а то и в деклассиро ванной группе «передовых борцов». Ученые леворадикалистского на правления считают, что служебная роль конституционного права заключается в создании условий (власти, экономики, партийной системы структуры государства и т.д.) для строительства социализма и коммуниза _ теперь об этом обычно говорится как о далекой перспективе. Эти авторы говорят о народной, социалистической демократии, но на деле выступают за авторитарные системы управления, за бессменное правление одной (коммунистической) партии, против разделения властей и местного самоуправления, за огосударствление экономики, за преимущества в правах определенных групп населения (рабочего класса, «трудящихся»), за ликвидацию частной собственности, «эксплуататоров», в частности путем применения массовых насильственных средств.
Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран и континентов, включая современные постсоциалистические государства. В Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Казахстане Узбекистане и других постсоциалистических государствах эти ученые кардинально пересмотрев свои взгляды, стали разработчиками новы? конституций. В них включены нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества, хотя не удалось избежать некоторых автори тарных черт, прежних влияний.
Представители данного направления считают, что конституция, как \ конституционное право в целом, является не орудием диктатуры, а выражением социального контакта между различными группами населения правящими и управляемыми, документом, который должен воплощать i своих нормах общечеловеческие ценности (свободу, демократию, прав; человека, социальную солидарность, социальную справедливость и др.) Они выступают за правовое, демократическое и социальное государство разделение властей, признание местного самоуправления, за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом и его представителями, за мирные средства разрешения конфликтов, поиск! компромиссов и консенсуса, против закрепления в конституции руководящей и направляющей роли» одной партии в обществе и государстве, з< подлинно народный, а не классовый характер государственной власти.
Названные два главных направления отражают лишь полярные взгляды. Между ними есть промежуточные течения, в ряде случаев в исследованиях одного и того же автора соединяются некоторые черты обоих направлений. Кроме того, не все ученые одного и того же направлена придерживаются абсолютно одинаковых взглядов по всем, даже принципиальным вопросам. Существуют разные подходы к объяснению конституционно-правовых явлений, в связи с чем в рамках одного и того же направления возникают различные научные школы — коллективы ученых, использующих сходные методы исследований и дающих в целом аналогичные истолкования их результатов. Приверженность к той или иной научной школе не всегда зависит от места жительства и работы ученого. Крупные научные школы имеют международный характер, объединяют авторов из различных стран. Приверженность к той или иной научной школе определяется содержанием публикаций, научных докладов.
Можно назвать три основные школы, существующие сегодня в зарубежной науке конституционного права: юридическую, политологическую и теологическую. Промежуточное положение между первой и второй занимает институционализм, тяготеющий больше к политологической школе.
Юридическая школа имела сначала определяющее, а затем значительное влияние до 20-х годов XX в. Ее сторонники ориентировались главным образом на изучение государства, его органов, прав человека, причем делалось это преимущественно, а то и исключительно лишь с юридических позиций. Они признавали социальный характер государства, но призывали юристов изучать государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. В настоящее время эта школа свое значение утратила, но методы исследования, выработанные ею, продолжают широко использоваться в науке конституционного права.
Политологическая школа одержала окончательную победу в середине XX в. Ее сторонники призывают изучать не столько нормы конституционного права (иногда они даже игнорируют их), сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов. Не случайно в некоторых франкоязычных странах предмет преподавания теперь называется «Конституционное право и политические институты».
Особое место занимает теологическая школа. Она отличается крайней пестротой взглядов своих приверженцев. Ее правое крыло ничего общего не имеет с либерализмом. Оно смыкается с радикалистским направлением в особой, религиозной интерпретации, но определенная часть ее сторонников, на которую влияние оказали западные идеи, высказывает либеральные взгляды, хотя и прикрывая их религиозной оболочкой. Она представлена главным образом исследованиями мусульманских юристов. Труды ее сторонников пронизаны идеями халифата — справедливого правления, которое существовало, по их утверждениям, при пророке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. У сторонников этой школы свой подход к проблеме суверенитета (они считают, что вселенский суверенитет принадлежит аллаху), к выборам (они часто отрицают полезность этого института, предлагая заменить выборы советом аш-шура — консультативным правлением, т.е. совещанием особо авторитетных лиц при правителе государства), к институту правового статуса личности (по их мнению, равенство должно осуществляться в соответствии с принципами шариата, что предполагает, в частности, неравноправие мужчин и женщин, а главным они считают не права, а правовые и моральные обязанности перед Аллахом и общиной «правоверных»).
§ 3. Конституционное право зарубежных стран — учебная дисциплина
Поскольку в зарубежных странах действует множество актов конституционного права и имеется обширнейшая литература, подробное изучение конституционного права этих стран студентами невозможно. В высших юридических учебных заведениях изучаются лишь основы действующего конституционного права зарубежных стран и основы науки о нем, причем речь идет далеко не о всех существующих государствах, даже в порядке упоминаний. Более углубленное изучение тех или иных институтов, а также конституционного права отдельно взятых стран или регионов возможно только на основе подготовки курсовых и дипломных работ, а также в ходе дальнейшей специализации, в частности в аспирантуре.
Изучение конституционного права зарубежных стран, в том числе путем самоподготовки, призвано повысить правовую культуру граждан, научить их широкому подходу к конституционной действительности, использованию опыта зарубежных стран в своей практической деятельности (разумеется, с учетом конкретной ситуации и условий своей страны). Знание положительных и отрицательных сторон тех или иных конституционно-правовых институтов, применяемых в зарубежных странах, позволяет правильно и всесторонне оценивать предлагаемые меры, применять такие способы правового регулирования, которые доказали свою полезность в сходных условиях, и, напротив, отвергнуть институты, оказавшиеся непродуктивными.
Курс конституционного права зарубежных стран состоит из Общей и Особенной частей. В первой. Общей части изучаются основные институты конституционного права в зарубежных странах в обобщенном и сравнительном плане, во второй. Особенной — основы конституционного права отдельных стран: крупных государств мира, представителей различных правовых систем, некоторых соседей России (стран СНГ).
При исследовании и изучении конституционного права зарубежных стран используются различные методы. Марксистско-ленинскую методологию как единственную отстаивают лишь многие ученые стран тоталитарного социализма, но и они при изучении конкретной действительности используют различные методы наряду с общенаучными: историческим, логическим, анализом и синтезом, индукцией и дедукцией, системным и структурно-функциональным и т.д. Изучая конституционное право зарубежных стран, ученые широко используют метод сравнительного правоведения, включая контрастирующее сравнение. Широкое применение этого метода обусловлено самим предметом изучения: множественностью различных стран с неодинаковыми конституционными моделями.
Наряду с учебным курсом конституционного права существуют и другие дисциплины, в которых исследуются конституционно-правовые отношения. В ряде стран основные вопросы конституционного права изучаются в курсе публичного права, в Германии есть учебная дисциплина государственного права, во Франции, как упоминалось, преподается предмет «Конституционное право и политические институты». В Великобритании обычно конституционное право объединяется с административным. В старших классах школы в некоторых странах преподается дисциплина «Гражданское воспитание», включающая наиболее важные вопросы конституционного права.