Одной из важнейших прерогатив меджлиса является вынесение вотума доверия правительству: после формирования кабинета он становится действующим лишь после получения доверия со стороны меджлиса. Однако в статье, посвященной этому вопросу, не указывается на процентное соотношение депутатов, обеспечивающее доверие правительству. Кроме того, члены кабинета ответственны перед меджлисом за свою деятельность и обязаны приходить на заседания этого органа и отвечать на вопросы депутатов (ст. 88). Меджлис вправе лишить своего доверия отдельных министров (или весь кабинет). Кандидатура министра, лишенного доверия, не может предлагаться в состав следующего кабинета.
В полномочия Консультативного меджлиса входит утверждение половины членов Совета защиты Конституции (6 членов-юристов), кандидатуры которых обычно выдвигаются самим Советом. Однако ст. 91 не предусматривает права меджлиса отклонять кандидатуры, выдвинутые Советом конституционного надзора. Ст. 93 подтверждает право Совета конституционного надзора отклонять любые проекты постановлений меджлиса, кроме второстепенных, касающихся порядка работы парламента (регламент). Законопроекты, одобренные меджлисом, выносятся на рассмотрение Совета конституционного надзора, который изучает их на предмет соответствия положениям Конституции и шариата в десятидневный срок, который может быть продлен только один раз. Ст. 96 Конституции разграничивает полномочия факихов и юристов внутри Совета конституционного надзора.
Она наделяет факихов правом рассматривать степень соответствия законопроектов шариату и одобрять их простым большинством голосов (одних только факихов), между тем как членам-юристам эта статья предоставляет право совместно с факихами рассматривать степень соответствия законов положениям Конституции. Члены Совета вправе присутствовать на заседаниях Консультативного меджлиса и принимать участие в обсуждении законопроектов, рассматриваемых меджлисом. Однако ст. 97 не содержит указания на право членов Совета конституционного надзора участвовать в голосовании в случае их присутствия на заседаниях Консультативного меджлиса. Ст. 98 ограничивает право толкования положений Конституции Советом конституционного надзора, не признавая его за меджлисом. Ст. 99 даже запрещает меджлису контролировать выборы президента республики или проведение всенародных референдумов, оставляя это право лишь за Советом конституционного надзора.
Однако Конституция не ограничивается определением способа формирования парламента, она закрепляет положение о местных консультативных меджлисах. Так, в седьмом разделе Конституции излагаются необходимые условия их формирования и порядок выполнения ими своих задач и функций. Кроме того, здесь говорится о взаимоотношениях между сельскими, городскими и областными меджлисами, а также об их взаимоотношениях с главами административных органов, назначаемыми правительством. Ст. 103 обязывает этих администраторов уважать решения местных консультативных меджлисов, принятые в рамках их компетенции, и исполнять их, если они не противоречат шариату и законам страны. Ст. 106 рассматривает возможность роспуска местных консультативных меджлисов, однако не определяет инстанцию, пользующуюся этим правом. В этой же статье местные консультативные меджлисы наделяются правом обжаловать решения администрации в специализированном судебном органе.
Судебная власть состоит из Верховного Суда, Высшего Судебного Совета, и низших судов. Главный судья и генеральный прокурор должен быть шиитами-правоведами. Конституция не содержит требования о том, чтобы все судьи и прокуроры были служителями культа, однако смысл ст. 167, предписывающей судье руководствоваться шариатом, когда он не может решить дело на основе светского закона, предполагает, что судья должен обладать полномочиями шариатского судьи. Индивидуальные права – такие, как свобода печати, собрания, и выражения - гарантируются в пределах содержания шариата. Согласно конституции, все исламские судьи основывают свои решения на Шариате. В 1987 году для рассмотрения тяжб в среде духовенства был создан Специальный суд для духовных лиц.
Верховный судебный совет просуществовал с 1979 по 1989 г. В его состав входили Председатель Верховного Суда, генеральный прокурор и трое муджтехидов. За 10 лет он проделал огромную работу по созданию новой структуры органов юстиции и разработке судебных законопроектов. В 1982 его директивой были отменены все не соответствующие исламским принципам законы. Предписывалось судьям ссылаться на исламские тексты, а при сомнении обращаться в Наблюдательный Совет или в штаб-квартиру аятоллы Хомейни. В 1983 году Меджлис пересмотрел уголовный кодекс и установил систему кровной мести. Наказания, включая отрубание частей тела и телесные, могут быть исполнены членом семьи потерпевшей стороны или представителем государства. Отменена апелляция и введена полная конфискация. С 1989 года полномочия Верховного Судебного Совета возложены на Председателя Судебной власти, назначаемого Руководителем на 5 лет. Председатель назначает Председателя Верховного Суда, определяет Генерального Прокурора и предлагает президенту кандидатуру министра юстиции.
Задачей Верховного Суда – второго по значению органа судебной власти, является «контроль за правильным исполнением законов, унификация деятельности судебной системы, а также выполнение обязанностей, предусмотренных законом, в соответствии с процедурой, устанавливаемой Председателем Судебной власти (ст. 161).
Судебная система Ирана состоит из общих и специальных судов. Туда же входят и исламские революционные суды. К их компетенции отнесены политические преступления, частично экономические и дела, связанные с наркотиками. Кроме того, в судебную систему входят:
Суд административной справедливости (рассмотрение споров между населением и судебной властью)
Генеральная инспекция (специальный надзор за исполнением законов и постановлений)
Юридическая полиция (надзор юридической администрацией и работниками судебной системы)
Десятый раздел Конституции посвящен судебной власти. В ст. 156 говорится о том, что судебная власть является независимой властью, защищающей индивидуальные и общественные права; она несет ответственность за соблюдение справедливости. В этой статье перечисляются задачи судебной власти, в том числе проведение расследования, рассмотрение исков и жалоб и т.д., наблюдение за общественными правами, соблюдение справедливости и законных свобод. Кроме того, данная статья возлагает на судебную власть задачу контроля за соблюдением законов. Ст. 157 предусматривает формирование Верховного совета юстиции, который является высшим органом судебной власти. На этот Совет возлагается задача составления судебных инструкций, назначение, перевод и смещение судей и т.д. В следующей статье (ст. 158) регламентируется членство в Верховном совете юстиции. Совет включает в свой состав 15 членов, в том числе председателя Верховного суда и генерального прокурора республики, а также трех судей-муджтахидов, избираемых судьями страны. Если учесть условие, выдвигаемое ст. 162 Конституции, которая предусматривает, что председатель Верховного суда и генеральный прокурор должны быть муджтахидами, то становится очевидным, что муджтахидами должны быть все члены Верховного суда юстиции. Здесь нет места юристам-специалистам. Достаточно знать шариат и быть муджтахидом чтобы стать членом этого высшего органа судебной власти. Ст. 163 Конституции подтверждает это, предусматривая, что качества судьи определяются законом в соответствии с принципами фикха. Таким образом, новая Конституция целиком осветила положения шариата: ни одно постановление правительства не может иметь законной силы, если оно противоречит исламским суждениям, как гласит ст. 170 Конституции. Может показаться трудным вынести окончательное суждение относительно того, насколько иранский опыт в его современной исламской модели соответствует абстрактному идеалу власти в исламе. Однако не вызывает сомнений то, что этот опыт опирается на многовековое наследие. С идейно-исторической точки зрения было невозможно ожидать формулирования новой Конституции как способа воплощения "общего закона" государства без учета всех достижений политико-правовой мысли шиизма. В политико-юридическом плане Конституцию Ирана можно рассматривать как шаг вперед в деле канонизации законодательных представлений в современной форме. Мы видели, что юридические понятия распределялись спонтанно и неорганизованно; вопрос о них поднимался многими авторами и улемами и был объектом иджтихада этих улемов. Конституция Исламской Республики Иран попыталась соединить все, что накопилось в идейном наследии ислама (в первую очередь шиизма) в рамках Основного закона этого государства. Здесь следует отметить, что эта Конституция не лишена недостатков, особенно с точки зрения деления на статьи и их последовательности. Как мы видели, составители Конституции допустили существенную путаницу. Так, они смешали функции Совета экспертов с функциями Совета конституционного надзора, а функции последнего с функциями Консультативного меджлиса. То же самое можно сказать о функциях других органов и комиссий, подчиненных как меджлису, так и Совету министров или верховному главе (имаму). На наш взгляд, это объясняется тем, что решающее слово всегда оставалось за факихами и улемами, в результате чего роль специалистов (юристов) оказалась незначительной.