История рассудка
1. В рассудочном процессе мы видим, с одной стороны, деятеля – сознание, с его способностью одновременно сознавать, сравнивать и различать несколько ощущений, представлений и понятий, а с другой – материалы, представляемые памятью для этих работ в процессе воображения...
2. ...Сила сознания всегда ограничена; оно может разом сознавать несколько ощущений, представлений и понятий, но чем более этих материалов и чем они разнообразнее, тем сознание каждого из них становится тусклее. В сознании... есть постоянное стремление привести все сознаваемое к единству, и чем труднее удовлетворяется это стремление, тем самым сознание тусклее... Чем менее различных материалов (но ни в коем случае не менее двух, потому что иначе сознанию, как и каменщику с одним кирпичом, не над чем работать), тем сознание яснее. В этом отношении сознание всех людей одинаково... Работник (сознание) один и тот же, и силы его всегда одинаковы, но количество материала и его предварительная обработка различны, и из этого выходит ... бесконечное разнообразие в... рассудке различных людей и в рассудке одного и того же человека в различные периоды его жизни...
3. ...Если негр, не видевший никогда никого, кроме негров, составляет суждение, что все люди черны, то ошибка в выводе зависит не от сознания, которое составило свое суждение совершенно правильно, а от недостатка материала... В этом отношении истина всех человеческих выводов всегда относительна, и мы всегда можем думать, что грядущие века хранят в себе открытие такого множества неизвестных нам фактов, что эти факты изменят нее наши теперешние выводы, хотя... деятельность сознания не изменится и будет все та же.
4. ...Сумасшедший, который кричит при виде порога, боясь разбить о него свои стеклянные ноги, рассуждает так же правильно, как и Аристотель: он ошибается только в факте, и будь у него действительно стеклянные ноги, он поступил бы благоразумно, избегая порогов... Но не нужно еще сойти с ума, чтобы ошибиться в факте; для этого достаточно, например, иметь слабое зрение или страдать глухотою. Для этого достаточно даже быть рассеянным, легкомысленным, влюбиться, рассердиться, подчиниться какой-нибудь страсти...
5. Недостаток материалов, следовательно, является одною (есть еще и другая) из причин ошибок в выводах рассудка. Рассудок строит только из того, что у него есть, а если этих материалов не хватает на целое здание, то и постройка выходит односторонняя...
7. ...Чем менее материалов, тем одностороннее и ошибочнее будут выводы, а если материалов много, то сознание теряется в них, не может их обозреть разом с одинаковой ясностью, а потому... опять приходит к... односторонности и ошибкам в своих выводах... Как же выйти из этого противоречия?.. Нельзя ли привести факты в такую форму, чтобы... вместо сорока, пятидесяти и более фактов, необходимых для возможно верного вывода и которых сознание не может обнять разом, составилось их два, три, с которыми ему легко совладать? Эту-то задачу и решает постепенная обработка фактов.
8. Обработка материалов сознания (качество материалов) состоит именно в том, что сознание из... множества отдельных материалов, фактов делает один и потом из... множества другого рода фактов делает снова один и через это получает возможность... сосредоточить свою силу только на двух. <...>
11. Работа сознания, окончательным результатом которой являются язык и наука, представляет бесконечное разнообразие; но... главный работник и характер работы один и тот же... Он повсюду концентрирует материалы, факты, не уничтожая их различия, и тем самым концентрирует свои ограниченные силы... Таких работ мы не видим в мертвой природе и потому не можем отыскать в ней сравнения для этой вековой неустанной работы человечества. Таким работником является только сознание и такою работою – только рассудок и воплощение его – язык.<...>
15. Таким-то образом решается, по-видимому, неразрешимая задача достичь того, чтобы фактов одновременно было в сознании как можно больше и чтобы сознание... не растеривалось в них и не растеривало их. Задача эта решается тою концентрировкой материала, фактов, которую мы называем развитием рассудка и образованием ума, – решается для всего человечества вообще и для каждого человека, в частности. Вот в каком отношении прав был Декарт, утверждавший, что ни одна человеческая способность не распространена так равномерно между людьми, как способность суждения... Различие в наших мнениях... зависит... различия в количестве, качестве и обработке материалов, над которыми трудится сознание... «Чем скуднее материал по количеству и чем необработаннее он по качеству, тем работа сознания будет несовершеннее, так как силы его все одни и те же. Чем обильнее материал сознания и чем лучше он предварительно обработан, т. е. сгруппирован, сосредоточен, тем работа сознания выйдет совершеннее, тем его выводы будут вернее действительности, плодовитее, богаче последствиями».
18. Итак... сила рассудка и сила сознания – одно и то же, потому нет надобности признавать рассудок за особенную способность, отдельную от сознания.
Под именем рассудка мы должны разуметь сознание, взятое данный момент...
Сознание распределено между людьми равномерно (да и у животных оно, как можно полагать, то же самое)...
Сознание обогащается только: а) приумножением фактов и б) переработкою их... Работу... эту выполняет сознание беспрестанно, в продолжение всей нашей жизни, у одних быстрее, у других медленнее; у одних сосредоточеннее в одном направлении и потому одностороннее, у других разбросаннее и потому бессвязнее; у немногих сознание работает многосторонне и в то же время связно. В этом отношении что ни голова, то и рассудок, и два совершенно одинаковых рассудка невозможны.<...>
Составьте терминологический словарь: филогенез; онтогенез; эволюция; развитие; становление; внимание; ассоциация; забвение; память как психофизический процесс; воображение; сознание; рассудок.
Ответьте письменно на следующие вопросы.
1. Целое общественного организма состоит из …
2. Душевная память как способность …
3. Духовная память как механическая душевная, обогащенная …
4. Психические явления разделены на …
Попытайтесь устно ответить на основные вопросы содержания материала II модуля.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте филогенез человека.
2. Раскройте основные характеристики онтогенеза.
3. Проанализируйте отличия различных объяснительных ориентаций процесса развития.
4. Обоснуйте адекватность историко-эволюционной концепции предмету и объекту педагогической антропологии.
5. Опишите пространственно-временное бытие человека.
6. Как связаны развитие человека и его представления о пространстве и времени своего бытия?
7. Какая педагогическая стратегия наиболее оптимально способствует развитию ребенка?
8. Почему нельзя торопить развитие ребенка?
Рейтинговое оценивание работы студентов по второму модулю
«Развитие человека как научная проблема»
1. Терминологические диктанты – 5 баллов.
2. Доклад, устное сообщение – 5 баллов.
3. Конспектирование работы К.Д. Ушинского – 5 баллов.
4. Письменная контрольная работа – 5 баллов.
Вопросы письменной контрольной работы по второму модулю
1. Привычки и навыки как усвоенные рефлексы.
2. Нравственное и педагогическое значение привычек.
3. Участие нервной системы в акте памяти.
4. Процесс внимания и его разновидности.
5. Память как психофизический процесс.
6. Память как результат сознательной жизни, ее педагогическое значение.
7. Воображение как движущаяся память и изобретательность.
8. Особенности детского воображения в игре.
9. Филогенез как эволюционный процесс.
10. Особенности онтогенеза. Неравномерность, рядоположенность, активность, противоречивость человека.
11. Биоэнергетическая, социоэнергетическая, персоналистическая, риторико-эволюционная концепции онтогенеза (сравнительный анализ).
3. Научно-тематический обзор содержания«Культура и воспитание
как антропологические феномены»
В содержании занятий по третьему модулю рассматривается феномен культуры как значимое явление для воспитания с точки зрения педагогической антропологии. Культура как среда, основное поле деятельности и средство воспитания ребенка, которая определяет в дальнейшем уровень развития социума.
Знакомство с различными концепциями: аксиологической, деятельностной, личностной, семиотической, социологической, эвристической и другими – позволяет сформировать понятие культуры с разных точек зрения, постичь и определить ее функции по отношению к человеку и человечеству в целом.