Страшная и жалкая фраза убить время, которая так часто слышится, лучше всего характеризует это коренное и великое стремление души. Человеку так мало, кажется, отпущено времени, а между тем он ищет всевозможных средств убивать его. Почему же человек так сердится на время, которого в запасе у него так немного? Не на время сердится человек, а только выражает этой фразой муку души, ничем не занятой.
8. Кто наблюдал над детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекающим его делом.
...И заметьте, что после веселья дети непременно скучают и что за сильным смехом почти всегда следуют слезы, тогда как самостоятельная деятельность оставляет душу в нормальном, здоровом состоянии. <...>
12. ...Одно из самых тяжелых для человека чувствований – это, бесспорно, чувство страха... Но почему же так тяжел страх и особенно страх бедствия, еще не вполне обозначившегося?.. Оно тяжело именно потому, что ставит непреодолимую преграду для дальнейшей душевной деятельности.<...>
13. Если мы приложим нашу мысль к привязанностям и ненавистям разного рода, то скоро увидим, что и в них лежит в основе врожденное стремление души к деятельности.
Всего сильнее, конечно, бывают привязанности человека к человеку, именно потому, что ничто так не способно дать душе человека такую обширную деятельность, какую может дать другой человек. Если же скряга привязывается к золоту, то привязывается он, конечно, не к металлу, но к тем мыслям, чувствам, надеждам и мечтам, которые вызываются в нем деньгами...
14. С кем мы дружимся скорее всего? С тем, чьи мысли, чувства, желания открывают больше новых сфер нашей психической деятельности. К кому мы питаем наибольшую ненависть? Именно к тому, кто повсюду является преградою к прогрессивному движению той же нашей психической деятельности, к тому, чей образ или мысль останавливает наши собственные мысли. Тиранство мысли, которой мы почему бы то ни было не можем ни принять, ни забыть, ни опровергнуть, едва ли не всего сильнее возбуждает нашу ненависть.<...>
22. Таким образом, мы признаем два источника стремлений: один – телесный, т.е. наш растительный организм со всеми его органическими потребностями, и другой – душевный, т. е. душу с ее неиссякаемым стремлением к сознательной деятельности. ... Для тела важно – быть; для души же – жить. Существование без жизни не имеет для души никакого значения. Далее мы откроем еще третий источник стремлений: в тех особенностях, которые свойственны только душе человека и совокупность которых мы называем духом; но... предоставив себе впоследствии рассмотреть духовные стремления человека, мы взглянем теперь на происхождение чувствований из первых двух источников.<...>
Глава X.
Происхождение чувствований
из сознательных представлений
<...>
8. Вначале стремления – и душевные, и телесные – во всех людях одни и те же. Всякий человек хочет есть, пить, ищет общества себе подобных, ищет душевной и телесной деятельности. Правда, он и потом ищет все того же, но в способе удовлетворения этих стремлений уже замечается большое разнообразие.<...>
9. ...Вначале это (стремление души к сознательной деятельности) только общее стремление, и душу удовлетворяет всякая сознательная деятельность, только пришлась бы она душе по силам. Но со временем человека естественно увлекает та сфера деятельности, которую он сам же предварительно разработал и в которой потому душа его работает и шире, и легче, и успешнее, чем во всех других. Но так как эти сферы деятельности до бесконечности разнообразны... то отсюда возникает бесконечное разнообразие желаний, наклонностей и страстей... В отношении стремления человека к сознательной деятельности разнообразие человеческих желаний и наклонностей еще гораздо более, чем в отношении удовлетворения потребностей телесных, которые до некоторой степени сохраняют свое сходство у всех людей.<...>
12. Еще понятнее станет нам это, если мы проследим, хотя бегло, развитие в душе какой-нибудь страсти. Нет сомнения, что человек не родится ни скупым, ни щедрым; но, смотря по тому, в чем найдет он больше удовольствия и пищи для своей сознательной деятельности: в сбережении ли денег или в трате их, – может образоваться в нем та или другая наклонность. Самое же это различие взгляда, как чрезвычайно метко указал Броун, может зависеть даже от случайности, по-видимому, очень мелкой. Деньги – только символ или орудие наслаждения. Рубль, оставаясь в нашем кармане, представляет собою множество разнообразнейших наслаждений, тот же самый рубль, истраченный нами, дает нам одно наслаждение, очень небольшое и часто очень скоро забываемое. Если мальчику, например, случилось истратить свой первый грош, над которым он много мечтал, на такое удовольствие, которое быстро исчезло без следа, и если дитя вспомнит то счастливое состояние своей души, которое он испытывал, обладая грошем, то душу его может наполнить сожаление об истраченных деньгах. Сожаление же это, повторяясь часто, может положить в душе первые основы скупости. Если же мальчик на свои первые деньги купил прочную и занимательную вещь, которая дает ему много наслаждений, так что он позабудет о счастливых минутах, когда он был еще обладателем своих денег, то направление его наклонностей может быть другое.<...>
19. Не только у единичных личностей, но и у целых народов мы можем заметить разнообразие в душевном строе, а отсюда и разнообразие чувствований, вызываемое одними и теми же представлениями. Что рассердит и опечалит китайца, то может рассмешить француза, и наоборот: от чего француз придет в бешенство, то может очень слабо подействовать на китайца. Душевный строй народа также меняется с течением истории, и что пугало наших предков, то смешит нас теперь... Что лет пять тому назад встречалось в нашем обществе рукоплесканиями, то теперь может быть встречено насмешками. ...Содействовать образованию в душе дитяти такого коренного строя, который достоин человека, – вот величайшая задача воспитания и воспитателя.
Составьте терминологический словарь: культура как антропологический феномен; информационный пласт культуры; технологический пласт культуры; аксиологический пласт культуры; субкультура; воспитание как антропологический процесс; чувства; стремление; воля; темперамент; характер; счастье.
Ответьте письменно на следующие вопросы.
1. В чем заключается практическое значение сердечных чувствований?
2. Как разделяются душевные чувствования?
3. Как формируются чувства гнева и доброты, страха и смелости?
4. Как связаны чувство стыда, раскаяния и чувства самодовольства?
5. Охарактеризуйте чувства удивления, сомнения, уверенности.
6. Объясните механизм волеизъявлений человека.
7. Дайте определение воли как власти души над телом и воли как желания, переходящего в убеждения и решения.
8. Раскройте теорию образования характера на основе четырех типов темперамента.
9. Поясните влияние впечатлений жизни на образование характера.
Попытайтесь устно ответить на основные вопросы содержания материала III модуля.
Вопросы для самоконтроля
1. Обоснуйте тезис: культура – содержание жизни человека.
2. Назовите основные функции культуры по отношению к человеку.
3. Охарактеризуйте культуру как целостное и противоречивое явление.
4. Каковы подходы различных исследователей к структуре культуры?
5. Каково значение субкультуры для подростков?
6. Раскройте особенности взаимоотношений культуры и человека.
7. Каковы взаимоотношения культуры и ребенка?
8. Обоснуйте, почему воспитание осуществляется только человеком?
9. Назовите основные противоречия воспитания.
10. В чем состоят различия понятий воспитания в широком, среднем и узком смыслах?
11. Охарактеризуйте антропологически безупречные педагогические системы.
12. Перечислите составляющие антропологического мировоззрения педагога.
13. Какие педагогические технологии наиболее продуктивны с точки зрения антропологии?
Рейтинговое оценивание работы студентов по третьему модулю
«Культура и воспитание как антропологические феномены»
1. Терминологические диктанты – 5 баллов.
2. Доклад, устное сообщение – 5 баллов.
3. Конспектирование работы К. Д. Ушинского – 5 баллов.
4. Выполнение тестового контрольного задания – 5 баллов.
4. Вопросы тестового контроля
1. Объектом психолого-педагогической антропологии является
а) отношение человека к себе;
б) отношения общество-человек;
в) отношения человек-человек.
2. Предметом психолого-педагогической антропологии является
а) воспитание личности;
б) ребенок и его развитие;
в) социализация личности.
3. Развитие человека осуществляется только
а) условиями социума;
б) по законам генетики;
в) при взаимодействии генетической программы, условий среды, сущностных сил личности.
4. Воспитание с позиции психолого-педагогической антропологии
а) выполняет социальный заказ;
б) поддерживает человеческую сущность общества;
в) готовит детей ко взрослой жизни.
5. Воспитание
а) социализирует и индивидуализирует ребёнка;