54. Возрастные изменения человека.
55. Психолого-педагогические особенности детей младшего, среднего школьного возраста, юношеского периода.
56. Специфика антропологического подхода к понятиям «личность», «индивидуальность» ребенка.
57. Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания.
58. Целостный подход к воспитанию ребенка.
59. Значимость игры для развития ребенка.
60. Способы овладения ребенком пространством и временем.
7. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЭКЗАМЕНЕ
В оценке знаний, умений и навыков студентов рекомендовано использовать следующие критерии.
- Оценка «удовлетворительно» ставится за уверенное и точное изложение основных категорий и понятий, основных принципов и закономерностей педагогики. При этом не допускаются сущностные искажения в толковании терминов.
- Оценка «хорошо» ставится, когда в дополнение к предыдущим требованиям выявляются причинно-следственные связи, объясняются закономерности педагогических явлений, внутри- и межпредметные связи. Ответ иллюстрируется соответствующими примерами из педагогического опыта.
- Оценка «отлично» ставится, если в дополнение к предыдущим требованиям педагогическая теория используется для анализа и объяснения педагогического опыта, студент обосновывает свою позицию в таком анализе.
При проведении занятий преподаватель имеет право по собственному усмотрению выбирать организационные формы работы со студентами и читать запланированные темы в расширенном варианте или излагать вопросы, не включенные в тематический план.
Часть II. Руководство к организации
самостоятельной подготовки студентов
по изучению дисциплины
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»
Пояснительная записка
Выбор тем, выносимых на лекционные занятия, обусловлен их значимостью и сложностью. Это требует разъяснения, комментариев, использования лектором дополнительных источников, помимо содержания курса, предложенного в учебных пособиях. На семинарских занятиях обсуждается содержание разделов работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Дисциплина «Психолого-педагогическая антропология» позволяет обобщить, интегрировать и актуализировать антропологические знания, которые студенты получают, изучая различные предметы психолого-педагогического, культурологического, философского плана. Она позволяет также получить современное представление о ребенке как человеке, его развитии и воспитании в пространстве, времени и культуре; о наиболее продуктивных для современной педагогики идеологии, стратегии, методиках и технологических комплексах процесса воспитания.
В основу изучения курса положены несколько идей.
Гуманистическое педагогическое мировоззрение наиболее адекватно современной социокультурной ситуации. Его ядро составляет объективное антропологическое знание и субъективное представление о человеке как целостном и противоречивом существе.
Антропологическое знание многоаспектно. Оно интегрирует разнообразную информацию о биологической, психологической, социальной, духовной природе человека. История накопления антропологического знания, взаимодействия различных научных школ и представлений имеет самостоятельную ценность для современного специалиста в области педагогики и психологии.
Использование антропологического знания в педагогике наиболее целостно, осознанно и оригинально было осуществлено в России К.Д. Ушинским и оказало серьезное влияние не только на отечественную педагогику XIX в., но и на современную психологию, педагогику, философию.
Педагогические технологии, признанные в настоящее время наиболее продуктивными, выросли из грамотного, антропологически целесообразного представления о ребенке как человеке, субъекте, а не только объекте педагогического воздействия.
Все лекции по курсу «Педагогическая антропология» раскрывают названные идеи.
Особое значение в данном курсе имеют семинарские занятия. Они посвящены изучению фундаментальной работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Знакомство с этой работой позволяет, во-первых, погрузиться в историю происхождения человека и ощутить движение педагогической мысли в антропологическом направлении. Во-вторых, оно совершенствует умение студентов анализировать научную литературу. В-третьих, укрепляет научные основы гуманистического педагогического мировоззрения. И, наконец, развивает способность студентов к профессиональной рефлексии, актуализирует стремление к личностному и профессиональному росту.
Семинары проводятся главным образом в форме групповой дискуссии по теме изучаемого в данный момент раздела работы К.Д. Ушинского. Кроме того, студенты выполняют письменные творческие работы по теме каждого семинара. Заканчиваются семинарские занятия по каждому блоку аналитической контрольной работой, цель которой – стимуляция осознанного, личностного отношения к изученному материалу.
Основные и сквозные понятия курса: антропология, педагогическая антропология, человек, ребенок, организм, психика, душа ребенка, развитие человека как вида, развитие ребенка, пространство и время развития человека, культура, человек в культуре, воспитание, ребенок как объект исследования и субъект воспитания и культуры, сотрудничество, содействие, взаимодействие, диалог в воспитании.
1.1. Научно-тематический обзор содержания дисциплины«Человек как предмет
педагогической антропологии»
Дисциплина «Психолого-педагогическая антропология» рассматривает основные понятия современного человековедения. Для понимания сущности педагогической антропологии рассматривается термин «антропология», история понятия с опорой на философские обоснования бытия телесного, эмоционального, духовно-нравственного, социального, которые произведены Сократом, Аристотелем, Платоном, Протагором и И. Кантом.
Как реальное научное человековедение изучается теория Ч. Дарвина. Дается обзор многообразных наук, занимающихся проблемой развития человека в различных аспектах.
Дифференциация антропологического знания обусловлена интенсивным развитием наук. Рассматриваются концепции философской, религиозной, культурной и психологической антропологий. Отдельным разделом изучается педагогическая антропология и ее современное толкование, вклад Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского в развитие науки антропологии и понятия педагогической антропологии как интегрированного знания о ребенке – полноценном представителе Homo sapiens, полноправном, равнозначном участнике воспитательного процесса. Рассматриваются функции педагогической антропологии, ее объект, предмет, содержание.
Раскрывается сущность системы отношений человек-человек как объекта педагогической антропологии. Человек (ребенок) как предмет педагогической антропологии характеризуется как многообразное, сверхсложное, неисчерпаемое, во многом непостижимое существо.
Человек рассматривается как активное, пластичное, динамичное, развивающееся, органично принадлежащее природе Земли и Космоса, живое биоэнергетическое существо.
Социальность и разумность человека определяются его общественно-исторической и социальной сущностью, детерминирующей духовность и креативность.
Целостность и противоречивость человека объясняются единством материального, чувственного, духовного, рационально-действенного и иррационального бытия.
Раскрывается смысл голографичности: свойства человека быть индивидуальностью, личностью, организмом (носителем генотипа и генофонда) одновременно. Рассматривается характеристика ребенка как человека, его общие с взрослым человеком и отличительные особенности проявления.
1.1. Рекомендации для самостоятельной подготовки
к рейтинговому контролю
Задания для самостоятельной работы студентов
(рефлексия)
1. Прочтите содержание лекций I модуля.
2. Проанализируйте и законспектируйте основные положения работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» («Предисловие»; часть физиологическую в разделах: «Привычки и навыки как усвоенные рефлексы», «Нравственное и педагогическое значение привычек», «Участие нервной системы в акте памяти»; часть психологическую в разделах: «Процесс внимания», «Ассоциация представлений», «Забвение: разрыв ассоциации памяти», «Что такое память? Значение памяти», «История воображения».
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ.
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Предисловие
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные педагогические блуждания наши и могли бы всех убедить в этом.
Но разве есть специальная наука воспитания! Отвечать на этот вопрос положительно или отрицательно можно только определив прежде, что мы разумеем вообще под словом наука. Если мы возьмем это слово в его общенародном употреблении, тогда и процесс изучения всякого мастерства будет наукою; если же под именем науки мы будем разуметь объективное, более или менее полное и организованное изложение законов тех или других явлений, относящихся к одному предмету или к предметам одного рода, то ясно, что в таком смысле предметами науки могут быть только или явления природы, или явления души человеческой, или, наконец, математические отношения и формы, существующие также вне человеческого произвола. Но ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в этом строгом смысле, а только искусствами, имеющими своею целью не изучение того, что существует независимо от воли человека, но практическую деятельность – будущее, а не настоящее и не прошедшее, которое также не зависит от воли человека. Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель и идеал его творчества. Всякое искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности, почерпая основания для этих правил в науке.