Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Тамбов 2002 г. I. Ббк 32. 81 II. Ав (стр. 22 из 25)

– неправильная работа глаз и неверное положение тела;

– ношение несоответствующих очков или контактных линз;

– неправильная организация рабочего места;

– суммирование физических, умственных и визуальных нагрузок;

– низкий уровень визуальной подготовленности для работы с компьютером.

Существует небезосновательное мнение, что путем исключения отрицательных факторов воздействия можно снизить вероятность возникновения СКС до минимума

1.1 Компьютер и здоровье детей

Особо следует выделить проблему: компьютер и здоровье детей.

Сегодня в мире существует мощная индустрия по производству компьютерных игр. Огромное количество фирм борются между собой за первенство (значит, и за наибольшие прибыли) на рынке, создавая красивые и привлекательные, хитрые и замысловатые, агрессивные и кровожадные игрушки для мальчиков и девочек всех возрастов. Дети с удовольствием отдают им свое свободное время. В этой связи следует помнить о большой опасности. Дети в значительно меньшей степени, чем взрослые, способны контролировать свое поведение и, увлекшись, не могут в нужный момент оторваться от экрана, ил котором разворачиваются захватывающие события. Но психика их очень неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение компьютерными играми может стать причиной очень тяжелых последствий — развивается повышенная возбудимость, у школьников снижается успеваемость, ребенок становится капризным, неуправляемым, перестает чем-либо интересоваться кроме компьютера. По своему воздействию на детский организм компьютерная игра подобна наркотику.

В Японии и в Англии у нескольких детей, которые с раннего возраста чрезмерно увлекались компьютерными играми, врачами был выявлен новый вид заболевания — синдром видеоигровой эпилепсии. Это заболевание проявляется головными болями, длительными спазмами мускулатуры лица, нарушением зрения.

Синдром, хотя и не приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но способствует формированию у него таких типичных для эпилепсии негативных черт характера, как подозрительность, мнительность, враждебность, агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыльчивость.

Из всего сказанного не следует, что нельзя ни в коем случае допускать ребенка к компьютеру, но необходимо очень строго дозировать время компьютерных занятий.

Новым шагом в развитии компьютерной индустрии является виртуальная реальность.

Что такое виртуальная реальность? Это технология, включающая в себя: для разработчика — возможности моделирования физического виртуального (искусственно созданного, но воспринимаемого как реальный) мира по заранее заданным законам с заранее установленными приближениями; для пользователя — взаимодействие с компьютером, при котором человек с помощью программных и аппаратных средств имеет возможность почувствовать себя внутри разработанного трехмерного мира, существующего в реальном масштабе времени, перемещаться в нем с шестью степенями свободы. Шесть степеней свободы обеспечивают движение вперед-назад вверх-вниз, налево-направо, наклон (тангаж) вверх-вниз, крен налево-направо, вращение налево-направо. Средства виртуальной реальности позволяют «потрогать объекты виртуального мира, ощутить их реакцию или видеть изменения (деформацию) в ответ на воздействия.

Свойство интерактивности дает возможность участвовать в смоделированных событиях и направлять их в нужное русло.

Идея создания виртуальной реальности (одним из авторов ее является американский ученый М. Крюгер) – была впервые высказана около 20 лет назад. К сегодняшнему дню уже проведен ряд международных симпозиумов по виртуальной реальности в США и Европе, начали выходить международные журналы, появились монографии. Многие фирмы выпускают специальную аппаратуру, совместимую с персональным компьютером.

Взглянем на интересующее нас явление с точки зрения медицины. Уровень качества массовых игровых виртуальных систем пока еще очень низок. Разрешение встроенных в недорогой виртуальный шлем мониторов невысокое, частота смены кадров такова, что глаза очень сильно устают, болят, «вылезают из орбит», и, по словам очевидцев, «их можно спокойно вынуть и покрутить в руках на манер китайских шариков». Шлем непросто настраивается на особенности зрения каждого участника VR. В дополнение к сложностям со зрением возникают проблемы с координацией движений вплоть до необратимых нарушений вестибулярного аппарата. Кроме того, после длительного погружения в VR человек оказывается полностью дезориентированным и демонстрирует неадекватные реакции на собственные попытки изменить положение в пространстве. Виртуальная реальность – актуальная тема для психиатрии, так как привычка к иллюзорной действительности может отбить желание у человека возвращаться к действительности настоящей. Специалисты предполагают, что при широком распространении устройств VR необходимо будет возрастное ограничение на их использование.

2. Подходы к решению проблемы компьютерной безопасности.

Хотя рассмотренная картина воздействия компьютера на организм человека выглядит довольно мрачной, нам нужно помнить, что:

Во-первых, подобные последствия возможны лишь в случае абсолютного игнорирования проблемы. Каждый пользователь должен знать опасность «в лицо», чтобы иметь возможность ее избежать.

Во-вторых, что причиной отклонений здоровья пользователей являются не столько сами компьютеры, сколько недостаточно строгое соблюдение принципов эргономики.

Поэтому далее мы рассмотрим ряд существующих подходов к решению проблем компьютерной безопасности.

2.1. Решение проблемы компьютерной безопасности в аспекте санитарно-гигиенических норм.

Долгое время в России не существовало стандартов, соответствующих общепринятым европейским и мировым, которые бы регламентировали работу с ПК. Но с 1997 г. вступил в силу утвержденный Госкомсанэпиднадзором нормативный документ «Видеодисплейные терминалы и персональные вычислительные машины. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным вычислительным машинам и организация работы», который нормирует излучательные характеристики мониторов и ПК. Уровень этих излучений приведен в соответствие c MPR II.

Здесь следует сказать, что методика MPR – разработка Шведского национального комитета по измерениям и испытаниям.

Швеция является законодателем в области создания стандартов, регламентирующих работу с персональными компьютерами. В первой половине 80-х годов там началось серьезное обсуждение условий работы с дисплеями. Рассматривались не только вопросы монотонности и напряженности работы, но и проблемы визуальной эргономики и электромагнитных излучении.

Методика MPR включает в себя проверку двух типов характеристик дисплеев: визуальных эргономических (цвет, яркость, четкость, нелинейность, неортогональность, коэффициент отражения, дрожание изображения, расчетная частота мерцаний) и эмиссионных (рентгеновское излучение, электростатический потенциал, напряженность переменного магнитного поля в диапазонах 5 Гц-2 кГц и 2-400 кГц, плотность магнитного потока в тех же диапазонах).

Не рассматривая детально требования к рабочим местам пользователей ПК, остановимся только на вопросе эргономики рабочего места, обозначив его как идеальное рабочее место.

Идеальное рабочее место — это рабочее место, которое отвечает определенным эргономическим и техническим требованиям, обеспечивает максимальную комфортность условий работы за компьютером, способствует сохранению работоспособности и хорошего самочувствия в течение дня.

Специалисты в области эргономики считают, что для большинства людей комфортабельным рабочим местом является такое, которое можно приспособить не менее, чем для двух позиций, при этом положение кресла, дисплея, клавиатуры, манипулятора «мышь» и т.д., а также их качество, должны каждый раз соответствовать выполняемой работе.

Идеальное рабочее место оператора ПК должно удовлетворять ряду требований:

Требование 1. Оптимальное расстояние от глаз оператора до экрана монитора и оптимальный наклон линии взора.

Требование 2. Достаточная освещенность рабочих документов и отсутствие бликов на поверхности экрана.

Требование 3. Правильные поза сидения и угол наклона туловища.

Требование 4. Правильное положение рук на клавиатуре.

Требование 5. Возможность переводить взгляд на дальний предмет.

Требование 6. Регулярное дыхание.

Для идеального рабочего места необходимы:

1. Монитор, по своим визуальным и эмиссионным характеристикам удовлетворяющий международным требованиям, с регулируемой яркостью и контрастностью экрана и со специальной подставкой – для установки экрана монитора под нужным углом наклона.