Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Тамбов 2002 г. I. Ббк 32. 81 II. Ав (стр. 23 из 25)

2. Защитный фильтр – для мониторов без маркировки Low radiation.

3. Регулируемый стол для компьютера, позволяющий изменять высоту положения клавиатуры.

4. Регулируемое кресло.

5. Подставка для ног – если конструкция стола и кресла не позволяет регулировать их по высоте.

6. Достаточно длинный кабель для клавиатуры, чтобы разместить ее в удобном положении.

7. Оригиналодержатель для рабочих материалов.

He рекомендуется работать за ПК больше 3 часов подряд без перерыва. В процессе работы по возможности, чтобы уменьшить отрицательное влияние монотонности, следует менять тип и содержание деятельности. Например, чередовать редактирование и ввод данных или их считывание и осмысление.

Дети очень любят компьютерные игры. Увлекшись, готовы сидеть перед экраном долгие часы. Но следует помнить, что непрерывное занятие ребенка за компьютером должно продолжаться не более

– 10 минут – для учащихся 1 класса;

– 15 минут – для учащихся 2-5 классов;

– 20 минут – для учащихся 6-7 классов;

– 25 минут – для учащихся 8-9 классов;

– 30 минут – для учащихся 10-11 классов.

Общая продолжительность общения с компьютером в течение дня должна быть не более

– 45 минут – для детей 8-10 лет;

– 1 час 30 минут – для детей 11-13 лет

– 2 часа 15 минут – для детей 14-16 лет.

Для детей дошкольного возраста занятие с использованием игровых программ не должно продолжаться более 7-10 мин.

2.2. Решение проблемы компьютерной безопасности в аспекте реализации концепции функционального комфорта.

С психолого-педагогических позиций проблема сохранения здоровья детей в большей степени решается в рамках концепции функционального комфорта.

Первоначально данная концепция была разработана в эргономике применительно к трудовой деятельности взрослого человека и являлась теоретическим основанием для ее оптимизации. Концепция предусматривает использование теории функциональных состояний при оценке степени оптимизации или неоптимальности выполняемой человеком деятельности

Согласно этой теории функциональный комфорт (ФК) определяется как оптимальное функциональное состояние активно действующего (работающего) человека, которое свидетельствует о благоприятных для него условиях, средствах деятельности, ее цели, процессах и содержании. При ФК у человека формируется благоприятное отношение к деятельности, выражающееся в удовлетворении процессом и условиями деятельности, ее результатами, техническими характеристиками и эстетическими свойствами реализуемых средств деятельности. Положительное эмоциональное отношение к деятельности обусловливает адекватную мобилизацию психофизиологических процессов, нервных и психических функций.

Для ФК характерно сочетание высокого уровня успешности деятельности с ее низкими нервно-психическими затратами (психофизиологической ценой деятельности), что отдаляет утомление и способствует длительной высокоэффективной работе без ущерба для здоровья человека. Состояние ФК выявляется с помощью комплекса объективных психофизиологических параметров и статистических показателей, определяемых экспериментально. Оно может рассматриваться в качестве обобщенного критерия оптимизации технических устройств, используемых человеком, при их эргономическом проектировании.

Функциональный комфорт игровой развивающей деятельности может рассматриваться как критерий, в соответствии с которым игра, реализованная в виде соответствующей программы, должна обеспечивать:

– высокий эффект развития ребенка;

– допустимую интеллектуальную нагрузку;

– стимуляцию интереса к игре, и вообще к творческой деятельности;

– удовлетворение ребенка от замысла, образов, игрового сценария, хода игры и достигнутых результатов;

– минимальное (допустимое) негативное влияние игры и гигиенических факторов на здоровье ребенка;

– отсутствие или незначительное влияние негативных последствий на психику ребенка.

Если компьютерная игра удовлетворяет указанным требованиям, то можно считать, что она и реализуемая ею программа оптимизированы в эргономическом отношении. При этом еще раз отметим, что требования критерия функционального комфорта при игровой развивающей деятельности существенно отличаются от требований того же критерия к техническим средствам КИК и к операторским видам деятельности.

Сущность отличия кроется в независимости понятий «эффективность труда» и «эффект развития», о чем уже говорилось. «Эффекту развития» обычно соответствует более высокая интеллектуальная нагрузка и более высокий уровень напряженности. Основные требования критерия ФК к техническим средствам КИК сводятся к необходимости достижения высокой эффективности их использования (минимум ошибок) при минимуме психофизиологических затрат.

3. Психолого-педагогические особенности использования компьютера в учебном процессе.

3.1 Позитивные факторы.

Исследования, проводимые психологами, показали, что, работая с компьютером, учащиеся глубже вникают в суть вопроса. У них появляется интерес к предмету, они более активно пользуются учебной и технической литературой. Средства графики, музыкальные фрагменты или музыкальный фон снимают напряжение, способствуют эстетическому воспитанию. Работа с компьютером развивает у детей умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения. Компьютер все больше начинает играть роль коммуникационного устройства, открывающего новые педагогические возможности использования локальных и глобальных сетей. Компьютер значительно улучшил возрастные возможности детей, без особого труда осваивающих приемы работы, которые раньше были доступны только высококвалифицированным специалистам. Психологи фиксируют у школьников, много общающихся с компьютером, формирование иных представлений об окружающем мире, выработку новых способов организации своего времени и взаимодействия с окружающими.

Индивидуальная работа с компьютером способствует развитию самостоятельности, приучает к точности, аккуратности, последовательности действий, развивает способности к анализу и обобщению. Компьютер облегчает усвоение абстракций, позволяя их конкретизировать в виде наглядных образов: схем, моделей, рисунков, тем более что учебное моделирование органически входит в систему учебных задач и игр. При этом болеё полно реализуются принципы и методы развивающего обучения. Стимулируются мыслительная деятельность обучаемых, творческая активность, максимально удовлетворяются познавательные потребности. Ученик получает возможность применить собственные методы и приемы работы

3.2. Негативные факторы

При использовании компьютера возникает множество негативных моментов: многие обучающие программы далеки от совершенства как раз в силу незнания или недостаточного понимания их разработчиками психологии обучения и ее возрастных особенностей, их слабой педагогической подготовки. При составлении программ трудно учесть многообразие индивидуальных черт каждого ученика и оригинальность человеческого мышления; сложно в короткое время ее действия (вспомните нормы работы учащихся с компьютером) заложить все психолого-педагогические аспекты решения той или иной дидактической задачи. Маленький экран монитора ПК, на котором не размещается формат даже книжной страницы, ставит нелегко разрешимые проблемы компоновки информации на рабочем столе компьютера, его информационной емкости, сочетания с иллюстративным и управляющим блоками. Надо учитывать еще и такой фактор, как состояние здоровья современных школьников, которое многим из них значительно сокращает время работы с компьютером, Очень серьезные опасения возникают и в связи с тем, что снижается личностный фактор влияния учителя на воспитанников, а, как гласит классический педагогический тезис, сформулированный К.Д.Ушинским, только личностью воспитывается личность.

Немецкий ученый Х.Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения

а) опасность подавления межличностного общения, так как в связи с общением с компьютером понижается количество и качество личных контактов, что может нанести вред и эмоциональному воспитанию;

б) усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;

в) опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладают звук и изображение;

г) ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению; так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая дигитализация приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;

д) отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

е) пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать усвоение материала простым и нетрудоемким;

ж) опасность снижения социализации человека, т.е. его пребывания между людьми и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров (дети мало гуляют, не испытывают потребности в совместных играх с другими детьми, теряют друзей).

Компьютер предоставляет возможность работать независимо от других, самому отбирать то, что представляет интерес, что кажется полезным для реализации личностных целей, но при этом ученик в значительной степени изолирован от окружения и ориентируется лишь на реакции управляющей программы, которые не всегда адекватны его действиям. Компьютеры фиксируют успехи и неудачи ученика, проводят анализ результатов в конкретной учебной ситуации, прослеживают динамику изменений, но оценки машины носят формальный характер, не учитывают степени достижения поставленных целей, внутренних побуждений. Небольшой жизненный опыт детей не позволяет им критически относиться к реакциям машины, что может привести к дезориентации: необоснованному завышению собственных возможностей и способностей, зазнайству, чувству превосходства над другими учениками.