Особым способом понимания другого человека является эмпатия. По мнению Т. П. Гавриловой, эмпатия — это способность человека эмоционально отзываться на переживания партнера по общению. Эмоциональное реагирование (сочувствие) выступает ведущей способностью в структуре эмпатии, с позиции автора. При этом сопереживание понимается как наиболее простая форма эмпитии.
Рефлексия — это осознание того, как нас воспринимает партнер по общению.
В ситуациях общения может иметь место такое явление, как каузальная атрибуция — причинное объяснение поступков другого путем приписывания ему действий или поступков. Каузальная атрибуция часто осуществляется неосознанно либо на основе идентификации, либо путем стереотипизации. Под стереотипизацией (стереотип — неточное, общее знание о чертах личности, установках, взглядах, культуре поведения людей) понимают классификацию форм поведения (иногда без каких-либо оснований) и объяснение их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известным явлениям. Большинство распространенных стереотипов касаются мужчин и женщин, различных расовых групп, возраста, религии и т. д. К примеру, исследования гендерной стереотипизации показывают, что успешное выполнение сложного задания юношей его сверстники объясняют способностями, а девушкой — удачей.
Причиной формирования стереотипов является потребность упорядочить огромное количество информации о людях, поступающей к нам из собственного опыта межличностного общения, из книг или кинофильмов. Имеющиеся при этом знания могут быть ошибочными, а сформировавшиеся на их основе стереотипы межличностного восприятия использоваться, к сожалению, как выверенные эталоны. В данном случае стереотипизация будет носить характер предубеждения и препятствовать пониманию партнеров по общению. Предубеждения можно ослабить или преодолеть путем социальных контактов и сотрудничества.
Характер каузальной атрибуции зависит от первого впечатления о человеке или информации, первой поступившей о нем (эффект первичности). Так, полученная от коллег информация об ученике может породить у педагога негативное отношение к воспитаннику и способствовать проявлению субъективизма.
В случае временного промежутка он с большей вероятностью запомнит информацию об ученике, пришедшую последней (эффект вторичности).
Важным фактором, влияющим на отношение к партнеру по общению, является физическая привлекательность последнего (эффект внешности). Людям, обладающим привлекательной внешностью, в западном обществе приписываются и другие положительные качества. Так, более умными и способными учителя считают привлекательных детей обоего пола, чем непривлекательных. Последним, как показали исследования, приписывают совершение неблаговидных поступков. Подростки также оценивают своих физически привлекательных одноклассников как более компетентных в сравнении с менее привлекательными сверстниками. Физически привлекательные учителя, в свою очередь, будут пользоваться преимуществом перед менее привлекательными коллегами (Э. Аронсон).
Приписывание положительных качеств лицам, к которым субъект восприятия расположен, является еще одним случаем каузальной атрибуции, именуемым эффектом ореола. Сущность этого феномена, впервые обнаруженного в 1920 году Э. Л. Торндайком, заключается в том, что общее позитивное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии. И, наоборот, общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Эффект ореола проявляется сильнее, когда мы сравнительно мало знаем о человеке, а также при восприятии хорошо знакомого человека, но в условиях ярко выраженного положительного отношения к нему. Эффект ореола может привести к появлению в классе «любимчиков». Для предупреждения нежелательного явления необходимо включать межличностное восприятие в процесс совместной социально ценной деятельности.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое общение?
2. Что понимают под взаимоотношениями?
3. Дайте определение отношений.
4. Назовите содержание и цели общения.
5. Что выступает содержанием общения в деятельности учителя?
6. Как влияет степень близости между людьми на расстояние между ними в общении?
7. Что предполагает коммуникативная сторона общения?
8. Какие виды речи выделяют?
9. Что включает интерактивный компонент общения?
10. В чем суть ролевого конфликта?
11. Объясните явление смыслового барьера.
12. Что включает перцептивный аспект общения?
13. Назовите механизмы восприятия и понимания человека человеком.
14. В чем суть каузальной атрибуции?
15. От каких условий зависит характер каузальной атрибуции?
Ключевые понятия
Общение, взаимоотношения, отношения, педагогическое общение, коммуникатор, реципиент, язык, речь, внутренняя речь, внешняя речь, устная речь, письменная речь, монологическая речь, диалогическая речь, средства невербального общения, персональное пространство, роль, ролевой конфликт, социальные нормы, смысловой барьер, механизм, идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, стереотипизация, эффект первичности, эффект вторичности, эффект внешности, эффект ореола.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СПЕКТАКЛИ
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
СЛАБОЕ ЗВЕНО
В е д у щ а я.
Д и а н а.
П а в е л.
С в е т л а н а.
А н д р е й.
Действие происходит в студии. Звучит музыка. На сцену выходят В е д у щ а я и
и г р о к и.
В е д у щ а я. Здравствуйте! Сегодня четверг, и мы играем в «Слабое звено». Начнем игру. Представляю игроков: Диана, Павел, Светлана, Андрей.
Диана, первый вопрос предназначен Вам. Как называется выражение лица, когда губы плотно прижимаются к зубам и друг к другу, уголки рта слегка приподнимаются? Такое особое положение рта показывает переживаемую приятную сентиментальность, наивное тщеславие, позволяет чувствовать себя польщенным.
Д и а н а. Сладкое.
В е д у щ а я. Верно, прямо, как у Вас сейчас. Второй вопрос. Павел, обратите внимание на выражение лица Светланы. У меня сложилось впечатление, что она пытается изобразить религиозные размышления при приверженности высоким этическим идеалам, создает такую видимость и использует ее для достижения эгоистических целей. Итак, какой у нее взгляд?
П а в е л. Пас.
В е д у щ а я (недовольно). «Небесный». Светлана, не кажется ли Вам, что взгляд Андрея свидетельствует о повышенной возбудимости как реакции на впечатления, отсутствии ведущей волевой определенности, о непостоянстве, граничащем с болезнью? Как называется этот взгляд?
С в е т л а н а. Беспокойный.
В е д у щ а я. Это правильный ответ. Андрей, взгляд Павла говорит о неуверенности из-за боязливости, слишком большой скромности, наконец, чувства вины. Почему Павел делает невозможным контакт глаз? Что это за взгляд?
А н д р е й. Уклоняющийся.
В е д у щ а я. Верно. Время вышло, и я не успеваю задать следующий вопрос. Пришел час определить, кому будет стыдно входить в кабинет психологии, кому нужно заново пройти курс общей психологии, кто самое слабое звено.
Игроки поднимают таблички с именем Ведущей. Она в недоумении.
Д и а н а. Юлия, в Вашем взгляде присутствует излишняя уверенность в себе, завышенное осознание своих сил и возможностей, неосознанно-критическое рассмотрение других. Значит, в этой игре Вы — самое слабое звено. (Участники передачи произносят эти слова хором.) Прощайте!
В е д у щ а я (подмигивает). Это была всего лишь игра.
1. Вы согласны с утверждением, что взгляд человека - это его самопрезентация? 2. Что означает сладкое выражение лица человека? 3. Какую информацию для собеседника несут «небесный» и беспокойный взгляды? 4. О чем свидетельствует уклоняющийся взгляд? |
ТЕЛЕПЕРЕДАЧА «БОЛЬШАЯ СТИРКА»
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Н о с и т е л ь о т к р ы т о г о с м е х а.
Д е в у ш к а Х и - х и.
М и с т е р К р и в а я у л ы б к а.
M и с с С м у щ е н н о с т ь.
Действие происходит в студии.
В е д у щ и й. Добрый день, дорогие зрители и телезрители! С вами я, Андрей Малахов, и, конечно же, наши гости. В центре нашего внимания — смех. Говорят, что смех — это предательская вещь. По смеху узнают глупца. Смех и улыбка бывают радостными, веселыми, беззаботными, звонкими, смущенными. Познакомимся с отдельными разновидностями смеха.
Итак, встречаем нашего первого героя — Носителя открытого смеха. Поприветствуем его!
Входит Н о с и т е л ь о т к р ы т о г о с м е х а.
В е д у щ и й. Здравствуйте, Ольга!
Н о с и т е л ь о т к р ы т о г о с м е х а. Добрый день, Андрей! (Звучит громкий веселый смех.)
В е д у щ и й. Ольга, я вижу, что Вы — яркий представитель открытого смеха.
Н о с и т е л ь о т к р ы т о г о с м е х а. Вы не ошиблись, Андрей.
В е д у щ и й. Какие неудобства приносит этот смех?
Н о с и т е л ь о т к р ы т о г о с м е х а. Обычно он отвлекает внимание окружающих, особенно в общественном транспорте.
В е д у щ и й. Скажите, Ваш смех отвлекает только пассажиров или водителя тоже?
Н о с и т е л ь о т к р ы т о г о с м е х а. О, нет, водителя я стараюсь не отвлекать: это опасно. Как-то не хочется хохотать последний раз в жизни.
В е д у щ и й. Спасибо, Ольга, за откровенность. А теперь, я думаю, пришла пора узнать об открытом смехе с научной точки зрения. Итак, открытый смех — это собственно смех с широко раскрытым ртом. При более сильной степени напряжения этот вид смеха говорит о решительности и активности его носителя.