С НОВЫМ ГОДОМ!
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
С л а д к а я п о ч к а.
К и с л а я п о ч к а.
Г о р ь к а я п о ч к а.
С о л е н а я п о ч к а.
У х о.
На сцену выходят В к у с о в ы е п о ч к и.
В к у с о в ы е п о ч к и. Добрый день! Мы — Вкусовые почки.
С л а д к а я п о ч к а. Я — Сладкая почка. А это — мои горько-солено-кислые сестрички.
Когда Сладкая почка называет их, каждая кивает головой.
С о л е н а я п о ч к а. А все мы вместе — дети отца Языка. Наши тетушки — Гортань и Небо.
К и с л а я п о ч к а (все время морщится). Мы очень важные почки, но когда нет нашей подружки Воды, мы ничего не значим: человек без воды не ощущает ни горького, ни соленого.
С о л е н а я п о ч к а (возбужденно). Друзья, скоро Новый год: Дед Мороз, подарки, праздничный стол, яблочный пирог и другие «вкусности» (облизывается).
Г о р ь к а я п о ч к а (недовольно). Ах, мечтательница, нашла чему радоваться! Вы только подумайте, сколько нам придется поработать. Вот мне нужно отличить перец от пирожного, горчицу от мороженого. Бр-р-р…
К и с л а я п о ч к а. Хм… Не только у тебя такая задача.
С о л е н а я п о ч к а (рассудительно). Да, да.
К и с л а я п о ч к а (морщится). А мне нужно оценить кислую капусту и лимон.
С о л е н а я п о ч к а. А мне — соленые огурцы, грибы, помидоры…
С л а д к а я п о ч к а. Подождите! К нам кто-то идет! (Удивленно.) Кто бы это мог быть?
Входит У х о.
У х о. Я — Ухо! Меня настигли волны вашего разговора, я не удержалось и решило включиться в него. Неужели вы думаете, что одни будете заняты в праздничную ночь? Вот, послушайте, что мне доведется пережить. Я случайно услышало, что к нашему хозяину собираются гости.
С о л е н а я п о ч к а. Ой! Ой!
У х о. Имейте в виду — я в одну секунду воспринимаю от шестнадцати до двадцати тысяч колебаний. Однако, несмотря на это, все же волнуюсь. Придут гости, начнутся разговоры. А у людей такие разные тембры голосов: у женщин — одни, у мужчин — другие. А высота звуков-то тоже разная! Затем включат музыку. Хорошо, если зазвучит тихая, спокойная мелодия — приятно послушать, а если «рок-н-ролл»? От такой музыки моя барабанная перепонка растянется, и я потеряю себя.
С л а д к а я п о ч к а. Ну что вы о грустном! Все же праздник на носу.
С о л е н а я п о ч к а. Так близко.
С л а д к а я п о ч к а. Я хочу всем пожелать: и вам (кивает сестрам), и вам (кивает зрителям) сладкой жизни! А тебе, мое дорогое Ушко, желаю отчетливо услышать двенадцатый удар белорусских курантов.
В м е с т е. С наступающим Новым 2009 годом!
1.
В чем сущность слуховых и вкусовых ощущений?2. Определите их роль в познании человеком мира.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОЩУЩЕНИЙ
И ВОСПРИЯТИЯ
НА НОВОГОДНЕЙ ЕЛКЕ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
В е д у щ и й.
Е л к а П с и х о л о г и и.
С н е г у р о ч к а П с и х е я.
С т у д е н т.
М у з ы к а н т.
Т к а ч и х а.
В р а ч.
Ч е л о в е к в о ч к а х и с о с л у х о в ы м а п п а р а т о м.
П о ж и л о й Ч е л о в е к.
В е д у щ и й. Добрый день, дорогие друзья! Рады видеть вас в этом зале накануне Нового 2050 года. Перед вами вечнозеленая Елка Психологии. Как видите, вся она увешана закономерностями. Снизу доверху висят закономерности ощущений. Это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы, позволяющий нам познавать мир и себя в этом мире.
Вокруг Елки Психологии толпятся приглашенные. Снегурочка Психея раздает им подарки.
С н е г у р о ч к а П с и х е я. Уважаемые, кто из вас желает нижний абсолютный порог чувствительности? (Снимает с елки табличку с текстом «Минимальная сила раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение».) Это возможность ощущать тонкий звук, крупинку сахара в воде, едва заметный запах. Кто хочет?
С т у д е н т. Мне! Мне! (Протягивает руку.) А верхний порог чувствительности не найдется?
С н е г у р о ч к а П с и х е я. А зачем он Вам, молодой человек? За этим порогом свет ослепляет, а звук оглушает.
С т у д е н т. А на всякий пожарный…
Снегурочка вручает ему табличку с текстом: «Наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение… Чем выше чувствительность, тем ниже величина порога ощущений и наоборот».
С н е г у р о ч к а П с и х е я. Бери, дорогой!
С т у д е н т. Спасибо. Век помнить буду.
Приглашенные на елку плотным кольцом обступают Снегурочку Психею.
В с е (вместе). А мне! А мне!
С н е г у р о ч к а П с и х е я. Не толпитесь и не волнуйтесь. Все будете удовлетворены. А теперь следующий сюрприз! Порог различения — минимальная разница между раздражителями, вызывающая едва заметную разницу ощущений. Для каждого вида ощущения данная величина более или менее постоянная. Для
слуховых ощущений порог составляет одну десятую, а для зрительных — одну сотую первоначальной величины.
М у з ы к а н т. У меня в хоре сто певцов. Чтобы слушатели ощутили прибавку в силе пения, сколько человек необходимо добавить?
С н е г у р о ч к а П с и х е я. С учетом сказанного — десять. Так, кто хочет порог различения?
М у з ы к а н т. Ах!.. Мне! Мне! (В сторону женщины, стоящей рядом.) Вы мне, сударыня, уши прожужжали — сейчас лопнет барабанная перепонка!
Т к а ч и х а (с возмущением). При Вашей чувствительности, любезный, следует в ватном доме сидеть, а не на елочных распродажах бывать да пороги различения приобретать!
С н е г у р о ч к а П с и х е я. Не ссорьтесь! Имейте терпение. Далее… Адаптация — изменение чувствительности анализаторов под воздействием их приспособления к действующему раздражителю. Доказана биологическая целесообразность такого изменения. В придачу — виды ощущений: зрительное, обонятельное, тактильное и болевое, в которых наблюдается сильная адаптация к уколам и интенсивному горячему облучению.
М у з ы к а н т. Я бы взял, да у меня свои есть.
С н е г у р о ч к а П с и х е я. Так никто не хочет?
В р а ч. Пожалуй, я возьму… Так и быть… (Врач берет предложенную закономерность и виды ощущений. Отбирает себе табличку с текстом: «Болевые ощущения — сигналы внутренней среды, деятельности внутренних органов». Остальное бросает в мусорное ведро.) Какой смысл адаптации в отношениях с возлюбленной? Стерпится — слюбится… Это не по мне.
Ткачиха подбирает выброшенные закономерности и виды ощущений.
Т к а ч и х а. Даст бог — пригодятся!
С н е г у р о ч к а П с и х е я. Следующий сюрприз! Замечательная закономерность — компенсация. Проявляется в совершенствовании анализаторов, их более интенсивной работе при наличии сенсорных дефектов. Кто хочет?
Ч е л о в е к в о ч к а х и с о с л у х о в ы м а п п а р а т о м. Я!
С н е г у р о ч к а П с и х е я. Пожалуйста! (Передает закономерность.) Следующий сюрприз! Взаимодействие ощущений — изменение чувствительности анализатора под воздействием раздражения других органов чувств.
С т у д е н т. Давайте мне… Авось пригодится во время ночных подготовок к сдаче экзаменов в университете.
С н е г у р о ч к а П с и х е я. Студенту, посвятившему себя учебе и науке, не обойтись без этой закономерности. Бери, милый, бери! Когда силы на исходе — протри лицо и руки прохладной водой, а в рот положи кисло-сладкие конфеты — обеспечишь остроту зрения. Далее! Синестезия! (Слышен громкий смех.)
М у з ы к а н т. Давайте мне… Я на днях открываю салон цветомузыки. Пригодится…
Снегурочка Психея вручает ему табличку с текстом: «Синестезия — это возникновение
под воздействием раздражения одного анализатора ощущения, характерного
для другого».
П о ж и л о й ч е л о в е к (говорит с сожелением). Все получили по подарку, а мне хоть бы что-нибудь. Свинство с Вашей стороны.
В е д у щ а я. Не свинство, а апперцепция, зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. Приглашенные разобрали то, в чем нуждались. Ничего не осталось. Впрочем, остались одни иллюзии — искаженное восприятие реальности. Правда, на пакете, в который они вложены, написано: «Прошу считать недействительными. Б. Сулимов». Хотите?
П о ж и л о й ч е л о в е к. Их у меня в жизни достаточно. Буду ждать следующего Нового года. Даст Бог, дождусь.
1.
Что означает нижний абсолютный порог чувствительности?2. В чем суть порога различения?
3. Дайте определение адаптации.
4. В чем проявляется компенсация как закономерность ощущения?
5. Назовите разновидности взаимодействия ощущений.
6. Почему один и тот же объект может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми?
7. Что такое иллюзии?
Творческое задание
Разработайте сценарии дидактических спектаклей по темам «Ощущение» и «Восприятие».
Темы для спектаклей
1. Конкурс «Я памятник воздвиг бы адаптации!».
2. На дискотеке цветомузыка играет (взаимодействие ощущений).
3. В психологической лаборатории «Шагнув через порог» (верхний абсолютный порог чувствительности).
4. Передача «Мне кажется…» (иллюзии).
Т е м а 13
ПАМЯТЬ
Вопросы к обсуждению
1. Понятие о памяти.
2. Теории памяти.
3. Виды памяти.
4. Развитие памяти.
Литература
1. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. — (Сер. «Мир психологии»).
2. Годфруа, Ж. Что такое психология : в 2 т. / Ж. Годфруа ; пер. с франц. — Изд. 2-е, стереотип. — М. : Мир, 1996. — Т. 1.
3. Крутецкий, В. А. Психология / В. А. Крутецкий. — М. : Просвещение, 1986.
4. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб. : Питер, 2006. — (Сер. «Мастера психологии»).