Тема 5. Психология личности
План.
5.1. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.
5.2. Структура личности.
5.3. Самосознание личности. «Я-концепция».
5.4. Понятие о темпераменте.
5.5. Характер человека.
5.6. Задатки и способности.
5.1. Индивид, субъект, личность, индивидуальность
Понятие личности в психологии является одним из основополагающих. Для того чтобы понять, что такое личность и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, рассмотрим это понятие в ряду «индивид – субъект – личность – индивидуальность» в предложенной Б.Г.Ананьевым классической группе понятий, описывающих человека в целом. Индивид (индивидуум) – это человек как представитель биологического вида Homo Sapiens (Человека разумного), имеющий природные свойства и телесное обличие человека.
Но в отличии других живых существ человек живёт в бесконечно сложном мире, а точнее, во множестве миров, из которых философы предлагают выделить три мира:
- внешний мир;
- социальный мир;
- внутренний мир.
Внешний мир – это мир природы, которым человек овладевает, познавая законы природы и используя их для преобразования природы. Это мир науки, техники, целесообразной деятельности, в котором ничего не принимается на веру и всё требует доказательств. Это мир познаваемых и используемых законов природы, где присутствие человека ничего не меняет в самих законах. Это мир объективных отношений, в которых нет ничего личного, мир инструментального разума. Оставаясь только индивидом, человек всё равно существовал бы в этом мире.
Социальный мир – это мир, в который кроме «меня самого» входят и другие люди. Основным способом включения в этот мир является предметная деятельность. Через предметную деятельность происходит присвоение индивидуумом социального опыта, принадлежащего первоначально другим людям, перевод образцов действий из внешнего во внутренний план психической деятельности, то есть интериоризация знаний, умений, навыков и способов действий. С содержательной точки зрения происходит овладение человеком способами и средствами действий, представленными в совокупном человеческом опыте и культуре. Овладение знаниями, умениями, навыками и разно-образными способами действий приводит, в свою очередь, к обобщению психических деятельностей, посредством которых предметная деятельность и действия регулируются. Таким образом, происходит развитие человека как субъекта индивидуальной предметной деятельности. Следовательно, субъект – это человек как носитель предметно-практической деятельности.
Субъектные отношения человека к окружающему миру и к другим людям составляют его основное содержание как личности. Личность – это человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно своё отношение к миру, другим людям, самому себе. Ссылаясь на мнение А.Н Леонтьева и В.В.Давыдова можно сказать: «Индивидами рождаются, а личностью становятся». «Личность, – подчёркивал А.Н.Леонтьев, – есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека»12).
__________________________________________________________________________________________________________________12) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – С. 176.
Когда мы говорим об отношениях личности к миру и связанных с этим переживаниях, то мы обращаемся к следующему миру, в котором живёт человек, – это «мой» внутренний мир. Это мир, наполненный переживаниями, личностными смыслами, ощущением личной причастности к чему-либо, «событийности» существования с другими людьми. Это мир, в котором в преобразованном виде может войти предметная деятельность как «моя лично», как творчество, а не просто утилитарно-полезная деятельность и обезличенное предметное действие. В «моём» мире появляются специфические виды деятельности: игра, искусство, религия, общение как соприкосновение внутренних миров. Таким образом развивается индивиду-альность. Индивидуальность подчёркивает неповторимое своеобразие человека, его целостность. Таким образом, индивидуальность – это человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Формулой индивидуальности может служить известное изречение реформатора церкви Мартина Лютера (XVI в.): «На том стою и не могу иначе».
Высшим уровнем духовного измерения человеческой жизни, считают В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев, есть универсализм. «Человек должен быть рассмотрен как «микрокосм», аналогичный по внутренней своей сущности Миру («макрокосму»), интимно в этой сущности связанный с ним в единое целое… Следует заметить, что, по-видимому, изначально эквивалентное отношение Человека и Мира было формирующим человека и его психику в антропогенезе (филогенезе человека /А.В./). Оно же должно быть ведущем и в онтогенезе, а потому составлять основу систем воспитания. Ибо это отношение включает в себя нравственные и эстетические отношения, и отношения сыновства, и отношения любви, и отношения благоговения и преклонения. Все эти отношения, составляя полноту человеческой реальности, объединены в религиозном отношении как созерцание Тайны»13). Таким образом, цитируемые авторы, вводят понятие – универсум, понимаемое как высшая ступень духовного развития человека, осознающего своё бытие и место в мире.
5.2. Структура личности
Подходы к пониманию структуры личности зависят от теоретических воззрений на личность с точки зрения различных научных школ.
I. В теории черт личности (Г.Оллпорт и Р.Кеттел) основным понятием, с по-мощью которого описывается личность, является понятие черты личности. Под чертой личности понимается устойчивое свойство, которое приобретается человеком в процессе жизни на основе его опыта, наследственности и физиологических особен-ностей его организма. Предполагается, что черты личности начинают складываться у человека довольно рано, ещё в раннем детстве, и к 6 -7 годам основные черты личности оказываются уже сформированными. Далее система черт личности человека в течение его жизни может развиваться и изменяться. Однако главные черты, сформированные в детстве, остаются в основном неизменными.
II. С точки зрения психоаналитической теории (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм) личность является внутренним психологическим образованием, состоящим из 3-х частей: Ид (оно), Эго («Я»), Супер-эго (сверх-Я). Главную, основную часть личности представляет бессознательное – Ид. Сюда входят биологические инстинкты и органические потребности человека, общие у него с животными и бессознательно побуждающие его действовать определённым образом. Фрейд включил сюда сексуальную потребность и агрессивность. Его ученики и последователи (неофрейдисты) добавили в структуру бессознательного разнообразные комплексы человека (К.Хорни), стремление к власти (А.Адлер), стремление к свободе (Э.Фромм).
__________________________________________________________________________________________________________________
13) Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С 362-363.
Вторую часть структуры личности составляет так называемое Эго – «Я», определяющее личностное самосознание.
Третью часть – представляет так называемое Супер-эго – сверх-Я, включающего ценности человека, его жизненные цели, идеалы.
Все три составляющие личности обычно не находятся в гармонии, между ними неизбежны конфликты, которые человек стремится разрешить в процессе личностного роста и развития.
III. В соответствии с другой теорией – теорией социальных ролей – каждый человек в жизни берёт на себя и играет определённые, характерные для него социальные роли. Один из наиболее известных вариантов теории социальных ролей предложен американским психологом Э.Берном. Согласно его концепции человек чаще других берёт на себя и играет следующие социальные роли:
- роль ребёнка;
- роль родителя;
- роль взрослого человека.
Все три роли, по мнению Э.Берна, сочетаются в поведении каждого человека, и их сочетание представляет индивидуальную структуру личности соответствующего человека.
IV. Среди гуманистических теорий личности, наибольшую известность получила теория, разработанная американским психологом А.Маслоу. Структура личности, по А.Маслоу, представляет собой упорядоченную систему потребностей, в которой верхнюю ступень занимает главная, актуальная на данном этапе жизни потребность. В идеале иерархия потребностей может иметь следующую структуру (сверху вниз):
7. Потребность в самоактуализации.
6. Эстетические потребности.
5. Познавательные потребности.
4. Потребность в почитании, уважении.
3. Потребность в принадлежности и любви.
2. Потребность в безопасности.
1. Физиологические (органические) потребности.
Наиболее развитая личность доминирующей потребностью будет иметь стремление к самоактуаизации (самоактуализирующаяся личность). Такая личность, по А.Маслоу, обладает следующими основными чертами:
а) самостоятельность и независимость в поведении и мышлении;
б) наличие высокой морали;
в) повышенные нравственные требования, которые человек предъявляет себе;
г) реалистический взгляд на мир;
д) адекватная самооценка и нормальный уровень притязаний;
е) доброжелательное, уважительное отношение к людям, принятие их такими, какие
они есть;
ж) относительная независимость от мнения других людей; ориентация на собствен-
ную систему ценностей;
з) стремление к духовному росту и нравственному самосовершенствованию.
Потребности более высокого уровня возникают и становятся актуальными. Значимыми для человека только тогда, когда потребности более низкого уровня находят хотя бы минимальное удовлетворение. Голодный или находящийся в опасности человек вряд ли будет склонен заниматься художественным или научным творчеством (хотя мы знаем о том, что в осаждённом, блокадном Ленинграде работали театры, сочинялась музыка и стихи, велись научные исследования).