Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие в 2-х частях Для студентов заочной формы обучения и получающих второе высшее образование (стр. 5 из 28)

В ходе психологического исследования могут изучаться одни и те же люди только один раз. Такой способ исследования называется методом срезов. Если исследователи хотят понять, как развивается тот или иной психический процесс, свойство или состояние одних и тех же людей в течение многих лет, применяется лонгитюдный метод.

В группе методов теоретического исследования в первую очередь выделяют изучение научной литературы, отбор информации, соответствующей проблематике проводимого научного исследования. При этом возможно:

- составление библиографии по исследуемой проблеме;

- аннотирование;

- конспектирование;

- реферирование;

- цитирование.

Работа с различными источниками информации обычно предваряет любое научное исследование.

К завершающим этапам научного исследования относят статистические и математические методы. Они направлены на систематизацию и классификацию данных, полученных эмпирическим путём (составление таблиц, графиков, диаграмм и т.д.), а также их математическую обработку. Статистические и математические методы дают основание для обобщающих выводов, подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез, определения закономерностей, построения научных теорий.

Таким образом, методы психологического исследования, с одной стороны, способствуют накоплению новых научных знаний, открытию закономерностей, построению научных теорий, с другой – направлены на решение практических вопросов. При решении практических вопросов психолог использует методы консультационной, развивающей и психокоррекционной работы.

1.5. История развития психологической науки

Психология как наука прошла длительный путь своего развития. Вопросы о природе человека, о том, что отличает его от других живых существ, волновали людей с самого начала истории человечества. Первоначально возникло представление о том, что в теле человека существует нечто, позволяющее ему понимать то, что он видит и слышит, даёт возможность думать и чувствовать, добиваться намеченной цели, владеть собой. Это «нечто» назвали душой. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определёнными живыми существами (тотемами). Это был первый – донаучный этап развития психологии, который продолжался примерно доVII – VI вв. до н.э.

Второй, научный (философский) этап начинается на рубеже VII – VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии. Практически все древние философы пытались выразить с помощью термина «душа» главное и сущестное начало любого предмета живой, а иногда и неживой природы, рассматривая душу как причину жизни и познания. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Так Демокрит (V – VI вв. до н.э.) считал, что душа – это материальное вещество, состоящее из атомов огня. Благодаря взаимодействию атомов души с атомами воздуха или атомами непосредственно «истекающими» от предметов, человек получает ощущения и восприятие внешнего мира.

Более сложное представление о душе развил Аристотель (IV в. до н.э.). Он отрицал представление о душе как о веществе. Для определения природы души Аристотель использовал сложную философскую категорию «энтелехия». Он, в своём трактате «О душе», писал: «Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела» 3). Следовательно, душа, по Аристотелю, – есть сущность живого тела. Главная функция души заключается в реализации биологического существования организма.

Представляют интерес взгляды Сократа (V в. до н.э.) и его ученика Платона (V – IV вв. до н.э.)4). С их точки зрения душа существует наряду с телом независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Но душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. Тело подвержено различным желаниям и страстям, недугам, страхам, соблазнам. Из своего представления о душе и теле Сократ и Платон делают этические выводы: поскольку душа – самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о её здоровье больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вёл человек, его душа либо попадает в идеальный мир, либо, отягощённая телесными элементами, будет блуждать вблизи Земли.

Таким образом, психология возникла в рамках философской мысли как наука о душе. Одним из главных вопросов, который волновал философов, размышлявших над сущностью человеческой, была проблема связи души и тела. Многие века господствовала точка зрения, что природа души и тела совершенно различна, считалось, что душа может оказывать влияние на тело, но не наоборот.

В эпоху Средневековья душа стала предметом изучения богословия, что значительно сужало возможности её научного исследования. Поэтому, хотя формально в то время предмет психологической науки не изменялся, фактически в область исследования стало входить изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.

В Новое время психология, как и другие науки, избавляется от диктата богословия. В XVII – XVIII веках активно развивается естествознание. Понятие «душа» начинает ассоциироваться с понятием «сознание». Сознание включало в себя мысли, чувства, потребности, желания – всё то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя. Отсюда возник очень важный вопрос, как и под влиянием чего формируется сознание человека?

Известный английский философ и педагог Джон Локк (вторая половина VII века) считал, что в сознании нет ничего того, чего бы не было в ощущениях. А ощущения возникают в результате воздействия внешних факторов на органы чувств. Сознание новорождённого ребёнка Дж. Локк рассматривал как «чистую доску» (tabula rasa), на которой «жизнь оставляет свои письмена».

В XIX веке развитие естественных наук привело к пониманию ценности знания, полученного экспериментальным путём. Это не могло не отразиться на развитии психологии.

В 1879 году в городе Лейпциге немецкий физиолог Вильгельм Вунд открывает первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. Этим, как принято считать, начинается третий этап в развитии психологии – она становится само-стоятельной наукой.

3) Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М.,1975. – С 395.

4) Сократ за свою жизнь не написал ни одной строчки. Он был философом, который проповедовал свои взгляды устно,в форме бесед. В 20-летнем возрасте Платон встретил Сократа, и оставался его учеником до смерти Сократа. Впоследствии все произведения Платона были написаны в форме диалогов, где главное действующее лицо – Сократ.

В.Вунд и его коллеги считали, что для изучении сознания это сложное явление необходимо разделить на отдельные элементы: ощущения, образы, чувства и выявить отношение между ними. Данная теория получила название структурализма.

В конце XIX , начале XX веков появляется ещё одно направление в психологии – функционализм. Его представители: Гальтон, Джеймс, Дьюи и др. Они основы-вались на эволюционной теории Ч.Дарвина и считали, что роль сознания заключена в приспособлении человека к окружающему миру. Поэтому главное для психологов понять. Как сознание помогает человеку приспосабливаться к окружающему миру, решать жизненные задачи.

Открытия российских учёных: И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского в области физиологии вышей нервной деятельности послужили основой развития рефлексологии – нового научного направления в психологии.

В начале XX века возникли два направления, совершившие переворот в психологической науке. Одно из них – бихевиаризм. Оно обратилось к изучению внешнего поведения. Другое – психоанализ, которое основывалось на изучении бессознательных процессов.

1.6. Основные направления психологии

В XX веке психологическая наука продолжала своё активное развитие. Появлялись новые направления, школы. В связи с этим некоторые исследователи выделяют в развитии психологи ещё два этапа: четвёртый – первая половина XX века и пятый – вторая его половина. Наиболее важными направлениями психологии, возникшими в XX веке являются: бихевиаризм, гештальтпсихология, глубинная психология (психоанализ), гуманистическая психология, когнитивная психология.

Бихевиаризм

В основе названия английский термин «behavior» – поведение. Методология бихевиористской концепции была заложена американским психологом Д.Уотсоном (1913 г.). Экспериментальные исследования были проведены несколько раньше тоже американцем – Э.Торндайком.

На развитие бихевиоризма большое влияние оказало учение русских физиологов И.П.Павлова и В.М.Бехтерева о природе рефлексов. Учёные бихевиористы считали, что сознание человека, его мысли и чувства, переживания – слишком субъективны и не могут быть зарегистрированы объективными средствами, а потому не подлежат исследованию. Изучать можно лишь то, что можно наблюдать и фиксировать. А наблюдать можно поведение. Таким образом, психология ими стала пониматься, как наука о поведении.

Гештальтпсихология

Это направление психологической науки возникло в начале 20-х годов прошлого века в Германии. Название происходит от немецкого слова «Gestalt» – форма, образ, структура. Психика, считали представители этого направления, должна изучаться с точки зрения целостных структур – гештальтов. Основные свойства гештальта нельзя понять путём суммирования свойств отдельных его частей. Целое не сводимо к сумме отдельных его частей. В то же время свойства отдельных частей определяются свойствами целого.