Смекни!
smekni.com

Экономическая психология (стр. 5 из 23)

Аксиома замещения: "Если одно событие предпочитается другому, когда они оба имеют 100% вероятность, то же самое событие должно быть предпочтительным в условиях неопределенности, когда оба события оди­наково неопределенны (или одинаково соотношение их вероятностей)". Таким образом, если Вы предпочитаете определенный исход А опреде­ленному исходу В, то Вы должны предпочитать шанс выиграть А шансу выиграть В.

Эта аксиома замещения противоречит ставшему пословицей мудрому выражению Сервантеса четырехсотлетней давности о том, что синица в руке лучше, чем журавль в небе. Рассмотрим примеры-задания.

Задания:

1.Что бы Вы предпочли: 100% вероятность провести неделю отпуска в Англии или 50% шанс выиграть трехнедельный тур по Англии, Франции и Италии?

2. Вы скорее предпочли бы 10% шанс выиграть одну неделю отпуска в Англии или 5% шанс выиграть трехнедельный тур по Англии, Франции и Италии?

Сравните Ваш выбор в заданиях 1 и 2. Сохранилась ли аксиома заме­щения? Почему 8 из 10 выбирают первую альтернативу в задании 1 и, на­против, 7 из 9 выбирают вторую альтернативу в задании 2?

Подтверждением аксиомы был бы одинаковый выбор. Однако, боль­шинство выбирает Англию в первом случае, и более заманчивый вариант с посещением трех стран в игре с низкими шансами, предложенной во втором случае.

Сервантес утверждал, что определенность имеет особую силу. Дейст­вительно, многие считают надежный выигрыш более ценным, чем нена­дежный, хотя и более привлекательный. А если оба рискованные, стоит выбрать тот, который больше или интересней.

Подтверждением аксиомы был бы одинаковый выбор. Однако боль­шинство выбирает Англию в первом случае, и более заманчивый вариант с посещением трех стран в игре с низкими шансами, предложенной во втором случае.

Сервантес утверждал, что определенность имеет особую силу. Дейст­вительно, многие считают надежный выигрыш более ценным, чем нена­дежный, хотя и более привлекательный. А если оба рискованные, стоит выбрать тот, который больше или интересней.

2.1.3. Выбор и расчет

Как люди выбирают вероятности? Многие не любят расчеты и ис­пользуют приблизительные догадки. Эксперименты показали, что очень немногие люди умеют и хотят соединять вероятности независимых собы­тий путем умножения. Ни один из 143 студентов в экспериментах Амоса Тверски не знал этого закона.

В условиях неопределенности человек может себя вести как интел­лектуальный калека. Известны следующие основные виды систематиче­ских ошибок, допускаемых при оценке вероятностей:

* эффект репрезентативности (переоценивается надежность малых выборок);

* эффект наглядности (переоценка вероятностей ярких, запоми­нающихся событий);

* эффект эгоцентризма (недостаточный учет априорной информа­ции и использование преимущественно собственного опыта);

* эффект консерватизма;

* эффект Ирвина (переоценивается вероятность желательного собы­тия и недооценивается вероятность нежелательного);

* эффект якоря (влияние точки отсчета, с чем сравнивается);

* эффект края (недооценивается возможность вероятных событий и переоценивается — маловероятных);

* эффект Монте-Карло (при оценке вероятностей двух последова­тельных независимых событий люди стремятся устанавливать между ними связь);

* эффект Стоунера (позитивный сдвиг риска в групповых решениях по отношению к индивидуальным).

Задания:

1. Подумайте, каким эффектом пользуются страховые компании?

2. Какой эффект проявился в массовом риске вкладчиков в МММ?

3. Назовите эффект, который констатирует факт увеличения риска в группе в отличие от индивидуального?

4. Какой эффект иллюстрируется типичной логической ошибкой, со­держащейся в выражении post hos ergo propter hos (после этого значит вследствие этого)?

5. К какому эффекту аппелирует разорившаяся компания, уговаривая вкладчиков не доводить дело с выплатами им долга до суда, поскольку в таком случае они, мол, хоть что-нибудь получат?

6. Какой эффект проявляется в пренебрежении к постоянным предос­тережениям не связываться с наперсточниками?

В ответе должны быть использованы эффект края, эффект Ирвина, эф­фект Стоуна, эффект Монте-Карло, эффект якоря, эффект эгоцентризма.

Поскольку в экономическом поведении люди не всегда производят вероятностный расчет, следует учитывать, что задачи выбора, где риск предварительно подсчитан, вызовут иное поведение, чем те, в которых люди производят подсчеты самостоятельно.

В экономике часто констатируется тот факт, что во многих экономи­ческих ситуациях люди, более способные к рациональным вычислениям, имеют преимущество над людьми ненаблюдательными, заторможенными или склонными принимать решение под влиянием импульса. В то же вре­мя интуитивный подход при оценке вероятностей может быть проявлени­ем дефицита времени или экономии энергии.

Итак, люди учитывают вероятность событий, причем определенность желанна сама по себе, но в разных ситуациях неопределенность, риск, ве­роятность событий воспринимаются по-разному. В поисках психологиче­ских причин непостоянства экономических решений обнаружилось влия­ние на рискованность выбора его условий, контекста.

2.1.4. Риск и выигрыш или проигрыш

В реальной жизни готовность рисковать зависит от того, рискуем ли мы ради достижения какого-либо выигрыша, приобретения или избегания каких-либо потерь.

Задания:

1. Представьте себе, что у Вас есть выбор между 90% шансом выиг­рать 3000 долл. и 45% шансом выиграть вдвое больше 6000 долл., что Вы выбираете?

2. Сделайте выбор между 90% шансом проиграть 3000 долл. и 45% шансом проиграть 6000 долл.. Каков Ваш выбор?

В первом случае в 6 раз больше людей выбирают меньший, но более вероятный выигрыш, хотя математически ожидаемая ценность (вероят­ность выигрышных вариантов) каждой игры одинакова – 2700 долл.

Во втором задании, наоборот, 9 из 10 предпочитают рискнуть боль­шим по размеру, но менее вероятным проигрышем. Очевидно, что люди не любят рисковать из-за выигрыша, но предпочитают рисковать из-за проигрыша. Такова общая закономерность, но она может меняться под влиянием специфики деятельности и индивидуальных особенностей.

Экономисты объясняют эту закономерность, исходя из базового принципа экономики: последовательное возрастание дохода приносит все меньше и меньше удовлетворения или выгоды. Поэтому, например, при равновероятном шансе выигрыш в 1000 долл. добавляет меньше удовле­творения, чем забирает потеря в 1000 долл.

Здесь возможно применить и чисто психологическое объяснение: все, чем располагает человек, включено в его образ "Я" (это касается и мате­риальной сферы), и потеря обрекает его на психологическую травму, то­гда как то, ради чего еще только надо рисковать, воспринимается как чу­жое, хотя и желанное.

2.1.5. Выбор и способ предъявления его условий

Способ, с помощью которого людям предъявляются рискованные вы­боры, может иметь большое влияние на их окончательное решение. Дж. фон Нейман и О. Монгерштейн утверждали, что способ, с помощью которого предлагаются выборы, не имеет значения.

3адания:

1. Представьте, что Вы решили посмотреть пьесу, билет на которую стоит 10 долл. Подходя к театру, Вы обнаружили, что потеряли купюру в 10 долл.

Решили ли Вы тем не менее купить билет за 10 долл. и посмотреть пьесу?

(Ответ "Да" — 86%).

2. Представьте, что Вы решили посмотреть пьесу и заплатили за входной билет 10 долл. Подходя к театру Вы обнаружили, что потеряли билет. Ваше место не регистрировалось, а билет нельзя восстановить.

Заплатите ли Вы 10 долл. за новый билет?

(Ответ "Да" — 46%).

Объясните, чем вызвана разница принятия решения.

А. Тверски и Д. Канеман писали о "рамках" решения, под которыми понимаются представления человека, принимающего решение о действи­ях, результатах и непредвиденных обстоятельствах, связанных с конкрет­ным выбором[4]. Рамки, устанавливаемые человеком при принятии реше­ния, зависят от формулировки проблемы, а также от его норм, привычек и личных характеристик.

2.1.6. Психологические затраты экономического решения

Как видим, экономическое поведение намного сложнее, чем пред­ставляется в трудах Дж. фон Неймана и О. Монгерштейна в неоклассиче­ских экономических теориях[5]. Оно определяется многими факторами и не может быть аксиоматически описано и однозначно предсказано. Рацио­нальное поведение, рациональный выбор – это только один из вариантов поведения. Экономисты – представители институциональных теорий фирмы и потребительского спроса – стремятся учитывать влияние пси­хологических факторов на экономические решения и отношения. Включая психологические составляющие в модели экономического поведения, они сумели выйти за рамки упрощенной схемы "экономического человека".

Высокую оценку мировой научной общественности получили труды лауреатов Нобелевской премии Г. Саймона (автора поведенческой теории фирмы), К. Эрроу и Дж. Бьюкенена (создателей теории общественного вы­бора), Х. Лейбенстана, внесшего большой вклад в теорию потребительско­го поведения и теорию фирм, а также других экономистов[6].

Экономическое поведение, как субъекта, так и социальной группы не ведет к максимизации экономического результата поведения. Х. Лейбенстайн установил, что, прежде всего, это связано с инерционностью эко­номической деятельности. Субъекты не реагируют на изменения в эконо­мической жизни до тех пор, пока потребность в принятии нового решения не становится слишком очевидной. Соответственно в течение некоторого промежутка времени максимизации выгоды не происходит.

Анализ моделей экономического поведения, проведенный Х. Лей-бенстайном, позволил сделать и другие существенные поправки к тради­ционному пониманию рационального поведения. Рассматривая фирмы в качестве субъектов экономической деятельности, в своей теории "X-эффективности" он пришел к выводу, что фирмы в процессе деятельности не максимизируют прибыль и не минимизируют затраты (одной из причин этого является различие мотиваций работников фирмы и целей самой фирмы).