Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов 1 и 2 курсов дневного и заочного отделений исторического факультета, обучающихся по специальности 07. 00. 02. отечественная история Казань 2010 (стр. 8 из 10)

А н т р о п о л о г и ч е с к а я х а р а к т е р и с т и к а: в основной массе поволжские татары имеют европеоидные черты. Среди них наиболее ярко представлен темный европеоидный (понтийский) тип. К этому типу относится около 40 % казанских татар, 60 % татар-мишарей и до 15 % татар-кряшен. Вторым по распространенности является светлый европеоидный тип, характерный для 20 % казанских татар, 20 % татар-мишарей и 44 % татар-кряшен. Монголоидный компонент среди всех групп татар Среднего Поволжья составляет около 14 %. По антропологическим признакам татары Среднего Поволжья и Приуралья близки между собой.

Я з ы к : язык татар Среднего Поволжья и Приуралья принадлежит к так называемой булгаро-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркской семьи языков. Народный язык поволжских татар состоит из 2 диалектов: среднего (казанско-татарского) и западного (мишарского). Оба диалекта в свою очередь делятся на ряд говоров. Литературный татарский язык сформировался на основе среднего диалекта, т.е.языка так называемых казанских татар.

ЛЕКЦИЯ 2. ДОТЮРКСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ.

Уже в конце эпохи палеолита и начале эпохи мезолита, т.е. около 15 – 10 тыс.лет тому назад, финно-угорские племена расселяются западнее Урала и с этого времени области Среднего Поволжья и Приуралья, образно выражаясь, становятся колыбелью финно-угорских народов. Здесь располагалась древняя территория их расселения, здесь закладывались основы их этнической общности. Здесь далекие предки финно-угорских племен пережили периоды и эпохи мезолита, неолита, бронзы, раннего и развитого железа – время, когда формировались этнические основы предков современных финно-угорских народов. К эпохе мезолита и неолита относятся факты, свидетельствующие о существовании довольно тесных связей между местным населением Волго-Камья и племенами Сибири и Прибайкалья: неолитические орудия из прибайкальскогонефрита, каменных топоров с ушками, а также неолитическое погребение здесь человека восточно-монголоидного или даже индейского типа.

В результате смешения европеоидных и монголоидных компонентов в эпоху неолита (4 – 3 тыс. до н.э.) в Приуралье и Волго-Камье произошло формирование своеобразного метисного антропологического типа, получившего название уральского или сублапоноидного. Этот тип затем стал характерным почти для всех финноязычных племен Волго-Камья, в особенности для мари, удмуртов, коми, финских предков чувашей и отмечается также в ¼ антропологического состава татарского народа.

Финноязычное население края в эпоху бронзы устанавливает самые тесные контакты с индоевропейскими и индоиранскими племенами. Так в 1-ой половине 2 тыс.до н.э. в западные и югозападные районы Среднего Поволжья вторгаются балановские племена – далекие предки балтико-славянских нвродов.

В эпоху раннего железа, т.е. в 1 тыс.до н.э. господствующими в крае становятся ананьинские племена – основные предки мари, удмуртов, коми. Они еще более укрепляют связи с сибирскими и даже алтайскими племенами, что приводит к еще большему увеличению монголоидности их антропологического типа. Эти факты свидетельствуют, что сибирское население достаточно хорошо было знакомо с районами Прикамья и Среднего Поволжья еще в глубокой древности; поэтому оно и устремилось сюда в самом начале эпохи, названной «эпохой великого переселения народов».

К рубежу н.э. усиливается локализация местных финно-угорских племен Прикамья и Среднего Поволжья. В Прикамье на основе распада ананьинской общности происходит сложение пьяноборского (на Нижней Каме), гляденовского (на Средней и Вкрхней Каме) и кара-абызского (на Белой) племенных объединений. Южнее их, в Волго-Окском междуречье располагались группы племен городецкой культуры. Все эти племенные объединения представляли собой финно-угорские группировки, стоящие на пороге начала оформления этнических основ отдельных народностей. Это был тот субстрат, на который в 1-х веках н.э. начали наслаиваться новые этнические компоненты, сдвинутые в Волго-Камье движением разных кочевых и полукочевых племен.

ДРЕВНЕЙШИЕ ТЮРКОЯЗЫЧНЫЕ ПЛЕМЕНА.

Тюркские языки проявляют наибольшую близость к монгольским и тунгусо-манчжурским языкам, вместе с которыми они составляют так называемую алтайскую языковую семью. Некоторые ученые сюда же включают японский и корейские языки. Исходя из этого следует полагать, что древнейшие предки тюркоязычных народов должны были располагаться в регионе Алтая, Восточной Сибири, Прибайкалье и Монголии.

В 1 тыс.до н.э. (археологически – это так называемое скифо-сакское время) на обширных пространствах Евразии формируется довольно близкая к прототюркской культуре в основном полукочевых племен , представленных в Евразии и на севере Средней Азии преимущественно ираноязычными племенами скифов, савроматов, массагетов. Начиная от юго-восточного Приуралья, к востоку до Алтая, а может быть и до Байкала, по степям Сибири простиралась зона кочевий прототюркских племен. Многие исследователи полагают, что все тюркские языки характеризуются общими генетическими и типологическими чертами, чрезвычайной близостью их грамматического строя и словарного состава. Эта общность тюркских языков и, следовательно, тюркоязычных племен продолжалась около 1000 лет.

Одних из прототюркских племен, живших южнее Урала отец истории Геродот в 5 в. до н.э. называет «агрипеями». Очевидно, это были наиболее западная группа прототюркских (скорее всего огурско-проболгарскх) племен, входивших в сакскую культурную общность.

Вся эта огромная масса разноязычного и разнокультурного населения ближе к рубежу н.э. начинает испытывать гуннское воздействие.

Гунны, или хунну, представляли собой смешанную тюрко-монгольскую орду. В конце 3.в. до н.э. в степях Центральной Азии они создали первое государственное образование кочевнических племен во главе с шаньюем Модэ. Но на рубеже н.э. для хуннов наступают тяжелые времена. В 70-х годах до н.э. их держава распалась под объединенными усилиями Китая и некоторых кочевых племен. Восстановленное на короткое время на рубеже н.э. гуннское государство окончательно рухнуло в 87 году до н.э. под ударами монголоязычных племен. Часть гуннов начинает двигаться на запад. Начиная со 2-3 в.в. н.э. они становятся известными на западе, в Европе, а также в Поволжье и Приуралье.

Очевидно в Среднее Поволжье пришли небольшие, но хорошо организованные в военно-политическом отношении группы воинов, которые здесь вступили в активные контакты с местным финноязычным населением протомарийского типа. Так начался процесс ранней тюркизации населения западных районов Волго-Камья, приведший позднее к формированию проточувашского этноса.

Среди гунно-тюркских племен, вышедших во 2 в.н.э. к северному побережью Каспийского моря, основную массу составляли , вероятно, огурско-проболгарские племена, оказавшие самое серьезное воздействие на ираноязычных сармат Нижнего Поволжья и Южного Приуралья.

Вскоре гунны, перейдя около 370 – 374 г.г. Итиль (Волгу), опустошили Приазовье и Причерноморье, дошли до Балкан и Центральной Европы, где активно участвовали в разгроме Римской империи. В 378 г. гунны и связанные с ними преимущественно тюрко-угорские племена возвратились в Нижнее Поволжье и Южное Приуралье, и здесь сохранили свою самостоятельность и относительное спокойство вплоть до 454 г.

На рубеже 4 -5 в.в. н.э. тюркоязычные и угроязычные племена, входившие в гуннскую конфедерацию, предпринимают попытки проникновения в более северные районы Приуралья, Прикамья, Поволжья.

Несколько особняком среди памятников тюрко-угорских (гунно-болгарских) культур стоят памятники так называемой именьковской культуры, названные по с. Именково в Татарстане. Именьковская культура сменяется непосредственно раннеболгарскими памятниками, поэтому ее вполне можно назвать предболгарской культурой. Она характеризуется многочисленными поселениями, как укрепленными, так и неукрепленными, расположенными преимущественно на черноземных почвах, т.к. именьковцы были оседлыми земледельцами-пахарями, а также оригинальными грунтовыми могильниками, в которых находят многочисленную и разнообразную глиняную посуду, изготовленную от руки, различные железные орудия труда и оружие. До недавнего времени оставались неясными истоки и время прихода именьковских племен в Волго-Камье, а отсюда и их этнос. Одни археологи считали их предками буртас, другие – предками древних венгров, третьи – славянами, четвертые склонялись к мысли, что это были тюркоязычные племена.В последнее время их все чаще рассматривают как балтоязычные племена. Именьковские племена обитали с рубежа 4 – 5 в.в. до рубежа 7 – 8 в.в. на обширно территории Среднего Поволжья и Приуралья, хотя их основная территория обитания приходится на районы современного Татарстана, встречаются их памятники и в пределах современной Мордовской Республики и Ульяновской области, около Уфы.

ВРЕМЯ ТЮРКСКИХ КАГАНАТОВ.

Вторая половина 5 в., 6 – 7 в.в. н.э. – время становления и рассвета тюркских каганатов, первых государственных образований тюркоязычных народов – является важным этапом в консолидации тюркоязычных племен и в их этнической истории, когда возникали и развивались широкие этнические общности тюркоязычных племен, предков многих тюркоязычных народностей Сркдней Азии, Сибири, Поволжья и Приуралья.

О п р о и с х о ж д е н и и э т н о н и м а «т ю р к»: Этноним «тюрк» в переводе с древнетатарского языка означает «сильный», «крепкий».Это собирательное имя в 5 – 6 в.в. превратилось в этническое наименование племенного объединения. (См.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки.).

В середине 6 в. на историческую арену выступают собственно тюркские племена Средней Азии (тю-кю или тюркюты), считавшие своими легендарными предками гуннов. В 540 – 550 г.г. н.э. они совместно с другими, преимущественно тюркоязычными племенами Центральной Азии, Алтая и Южной Сибири образовали кочевническое государство, известное под именем Тюркского каганата. Вскоре в состав каганата вошли значительные районы Сибири и Средней Азии. Около 558 года один из предводителей тюркских войск Истеми-каган, разгромив крупные племенные союзы в Приуралье и в Западной Сибири, а также на Южном Урале, вышел к низовьям Волги (Итиля). Отсюда он со своим сыном Кара-Чурином в 561 – 671 г.г. провел несколько успешных военных походов в Среднюю Азию, а в 569 – 571 г.г. успешно воевал с Сасанидским Ираном. В 576 г. Византия уступила тюркютам ряд своих владений на Боспоре, и тогда же Кара-Чурин объявил себя каганом тюркетского удела на Волге и Урале. Он и его преемник Тюрк-санф продолжали успешно воевать с Сасанидским Ираном и Византией, и власть тюркютов удерживалась над степями юго-востока Европы до 629 г. Все это время наложило свой отпечаток на развитие этнической истории народов Среднего Поволжья и Приуралья.