Смекни!
smekni.com

Муниципальное право (стр. 14 из 22)

Участникам выдаются учетные формы, где указаны 48 строк. Выполняя ход, игрок записывает по соответствующей строке код решения. Затем ведущий обходит стол, регистрирует решение в своей учетной форме и объявляет количество очков по каждому решению. Состояние игровой системы в каждый момент времени характеризуется платежной матрицей, той ее строкой, которая актуализирована в данный момент (последнее зависит от действий игроков и от влияния случайного фактора). После каждого 8 хода проводится трехминутное совещание игроков, на котором они могут вырабатывать коллективные игровые стратегии.

В ходе игры могут возникать различные линии поведения, совокупность которых приводит игровую систему к разному итоговому состоянию. Поскольку же решения игроков регистрируются, то всегда можно выделить причинно-следственные связи, определяющие итог игры. Это и позволяет использовать игру для изучения причин возникновения различных социально-экономических фактов, явлений, тенденций, закономерностей.

1.5. Возможность применения модели для игрового моделирования определяется следующим условием. Дело в том, что данная игра имеет решение, при котором все игроки получают максимальное количество очков. Но надо, чтобы игроки увидели это решение, выработали бы соглашение о коллективном поведении и реализовали бы это соглашение. Так случается не всегда. Процесс поиска искомого решения, условий и способов его реализации и является предметом изучения.

В деловой игре «Управление муниципальным образованием» моделируется противостояние интересов собственников предприятий, расположенных на территории муниципального образования, и интересов населения Муниципального образования, представляемых органами местного самоуправления. Выбор именно этого ситуативного наполнения игры вызван тем, что противоречие между групповыми и общественными интересами здесь весьма актуально, понятно для всех (даже для школьников) и может быть проиллюстрировано множеством примеров. Вместе с тем, ситуация, рассмотренная в деловой игре, легко проецируется в сознании людей на другие предметные области, в которых есть противостояние групповых и общественных интересов.

1.6. Общее правило применения данной деловой игры в учебном процессе или в исследовательской программе заключается в следующем. Участники игры рассматриваются как представители моделируемой действительности, они реализуют в игре различные стили экономического поведения. Совокупность таких стилей, а также


примеров, фактов, явлений рассматривается далее как лабораторный материал для обоснования или демонстрации изучаемой закономерности, методики или правила. Другими словами, игра дает лишь лабораторную практику проявления изучаемых законов, методик, правил. Поэтому эффективность применения игры зависит от того, как преподаватель или исследователь организовал после-игровую деятельность (деятельность по поводу игры), как успешно он использовал полученные в «игровой лаборатории» факты.

2. ИМИТИРУЕМАЯ В ИГРЕ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА

Действие игры разворачивается в условной хозяйственной системе, состоящей из 8 предприятий, расположенных на берегу озера. Предприятия производят продукцию, на изготовление которой требуется много воды. Эту воду предприятия берут из озера. Отработанная вода — промышленные стоки — сбрасываются в озеро. Для каждого предприятия в течение одного технологического цикла, равного одному месяцу, может быть реализовано одно из следующих решений:

1) сброс неочищенных стоков;

2) очистка отработанной воды;

3) смена продукции;

4) применение штрафных санкций к загрязнителям озера;

5) премирование тех, кто очищает стоки.

В первом случае (решение «Сброс») предприятие получает довольно большой доход за данный технологический цикл за счет экономии на работах по очистке воды. Однако, каждый сброс неочищенных стоков ухудшает озеро и, следовательно, качество забираемой воды. Это ведет к снижению дохода на всех предприятиях в последующие технологические циклы, поскольку всем приходится осуществлять дополнительны затраты на очистку забираемой воды.

Во втором случае (решение «Очистка») предприятие получает меньшую прибыль за данный технологический цикл. Однако озеро при этом не ухудшается. Раз в 12 месяцев в результате весеннего паводка происходит самоочистка озера, что ведет к повышению качества воды. После паводка доход предприятий увеличивается, поскольку отпадает необходимость в дополнительной очистке воды.

В третьем случае (решение «Смена продукции») предприятие отказывается от потребления воды из озера, что обеспечивает ему постоянный, но очень маленький доход. Величина дохода в данном случае не зависит от качества воды в озере, но справедливо и обратное положение: деятельность предприятия в текущем технологическом цикле не влияет на состояние озера.

В четвертом случае (решение «Штраф») руководство предприятия вместо того, чтобы заниматься производством, осуществляет поиск и наказание загрязнителей водоема в течение всего текущего месяца. По правилам игры все предприятия, осуществившие в данном месяце сброс неочищенных стоков, найдены. Вместо большой прибыли они получают штраф. Но и штрафующий несет в данном месяце некоторые убытки, ведь он вместо своей основной работы занимался в этом месяце общественными делами.

В пятом случае (решение «Премия») руководство предприятия вместо того, чтобы заниматься производством, осуществляет работы по обеспечению эффективной эксплуатации общественных очистных сооружений (приводит в порядок водоводы и коллекторы, обновляет реагенты в очистных системах и т. п.). В результате каждое предприятие, осуществившее в данном месяце очистку своих стоков, получает дополнительную прибыль. Но предприятие -поощритель несет в данном месяце убытки, ведь оно вместо своей работы выполняло общественные функции.

В игре принимают участие 8 человек (команд по 2-3 чел.). Каждый из них исполняет роль директора предприятия. Игра протекает в виде периодов, равных месячному технологическому циклу. Всего таких периодов 48, т. е. в течение игры проходит 4 года. В каждом периоде игроки принимают решения — одно из рассмотренных пяти. Каждому решению соответствует определенный размер прибыли или убытков, полученных в данном месяце. Задача игрока — максимизировать суммарный за все месяцы размер дохода. Решения принимаются анонимно — каждый игрок делает записи в учетной форме, прикрываясь ширмой. Только ведущий знает, кто какое решение принял в данном месяце. Поэтому игроки не знают, кто конкретно осуществил сброс в данном месяце, т. е. кто является виновником ухудшения озера.

Имеется возможность для осуществления различных взаимовыгодных стратегий. Для этого каждый восьмой месяц проводится трехминутное совещание, на котором игроки могут заключать различные соглашения о стратегии игры в последующие месяцы. Однако, по правилам игры эти оглашения носят рекомендательный характер. Любой игрок ради личной выгоды может нарушать соглашения, что весьма соблазнительно. Поскольку же решения принимаются анонимно, то в игре могут складываться различные, заранее непредсказуемые линии поведения. В этом заключается большой познавательный потенциал игры:

• сформируется или нет в процессе игры коллектив, реализующий выгодную для всех стратегию;

• сумеют ли игроки выявить и оценить потенциальную выгоду совместной деятельности и убедить всех участников в целесообразности ее реализации;

• будет ли сконструирован в игре эффективный механизм защиты и стимулирования общественных стратегий для условий моделируемой хозяйственной системы.

Эти и другие вопросы могут быть поставлены перед каждым конкретным проведением деловой игры.

Таким образом, в игре имитируются процессы функционирования упрощенной хозяйственной системы, которая включает в себе следующие элементы (рис. 5.2):

а) озеро, являющееся источником воды, необходимой для осуществления технологических процессов. Качество воды может сильно меняться (от питьевой воды до непригодной для прямого промышленного использования), в зависимости от количества сбросов и от действия природных факторов (в виде паводка);

б) восемь промышленных предприятий, работающих с месячным технологическим циклом и использующих для производства воду из озера. Экономические результаты работы предприятия (прибыль и убытки) сильно зависят от качества используемой воды и от решений директоров;

в) восемь директоров предприятий, которые могут принимать различные решения относительно режима использования воды, заключать друг с другом разнообразные соглашения. Каждому решению соответствует определенное значение дохода, получаемого в данном месяце. Кроме того, некоторые решения имеют отложенное действие, т. е. влияют на величину дохода в будущем. Цель каждого директора заключается в максимизации суммарного дохода за весь период функционирования игровой хозяйственной системы;

г) совет директоров — совещательный орган управления, работающий с периодичностью раз в 8 месяцев. Он вырабатывает соглашения, которые носят рекомендательный характер;

д) хозяйственный механизм, представляющий собой совокупность правил и норм, по которым определяются последствия принятых решений директором;


е) паводок, который раз в 12 месяцев с интенсивностью неопределенной заранее силы воздействует на качество воды в озере. В результате действия паводка происходит самоочищение озера. Интенсивность самоочистки является случайной величиной.