Можно применять и другие приемы воздействия на поведение игроков. Например, сначала игра проводится в быстром темпе и при минимальном пояснении изучаемой хозяйственной ситуации. Как правило, в этом случае игроки не успевают уловить все возможности коллективного поведения, что приводит к процветанию индивидуально-ориентированных стилей поведения. Затем игрокам можно предложить внимательно проанализировать возможные стратегии коллективного поведения и на этой основе разработать измененный вариант правил (например, увеличить размер премии или штрафа) образовать резервные фонды при Совете директоров и т. п.). Далее игра повторяется по измененным правилам с тем, чтобы испытать их в обстановке условной практики. Понятно,
что при таком проведении игры можно получать совокупность наблюдений не только по различным типам экономического поведения, но и по степени влияния изменений в хозяйственном механизме на поведение игроков.
Таким образом, темп проведения игры, подробность информирования игроков на отдельных этапах, вовлечение игроков в анализ ситуации, имитационная проверка предлагаемых решений по изменению хозяйственного механизма — вот основные приемы воздействия на поведение игроков.
Опыт проведения игры показывает, что в ней складывается четыре типа персонажей:
• индивидуалисты удачливые, если игрок сделал за игру 8 и более сбросов и из них оштрафовано менее четырех;
• индивидуалисты неудачливые, если игрок сделал за игру 9 и более сбросов и из них более половины оштрафовано;
• общественники пассивные, если игрок сделал менее 8 сбросов и меньше семи решений № 4 + № 5(т. е. менее семи активных решений);
• общественники активные, если игрок сделал менее8 сбросов и больше семи решений № 4 + № 5.
Побеждают, как правило, либо общественники пассивные, либо удачливые индивидуалисты. Это зависит от сложившегося хозяйственного механизма и, в частности, от действенности в этом механизме блока контроля. Демонстрация этих отношений между хозяйственным механизмом и порождаемыми стилями экономического поведения весьма иллюстративна в данной игровой модели, которая является удачным лабораторным средством изучения причин возникновения противоречий между групповыми и
общественными интересами, а также средством изучения способов согласования этих интересов.
3. ПРАВИЛА ИГРЫ
Игра рассчитана на 8 участников. Это вызвано тем, что при большем количестве игроков было бы трудно проводить совещания и заключать соглашения. Допустимо проведение игры и для 5—6 участников, но при этом теряется разнообразие принимаемых решений. Возможен и другой вариант — назначение на роль директора нескольких игроков (команды, если участников больше 8, например, при проведении деловой игры в учебной группе, состоящей из 25 студентов).
Перед началом игры каждому игроку выдается учетная форма (рис. 5.4). В этой форме записывается фамилия участника, № команды и дата проведения игры. В процессе игры в форме регистрируется код принимаемого решения в каждом месяце и количество очков за данный месяц и с начала игры.
Игроки размещаются так, чтобы:
а) выполняемые ими записи решений не были выданы другим игрокам;
б) в момент проведения совещаний было бы удобно разговаривать. Удобнее всего размещать игроков за одним столом (см. рис. 5.1), хотя допустимо рассадить их и за отдельными аудиторными столами. В этом случае игровую матрицу лучше разместить на доске, чтобы все могли ее видеть.
Для обеспечения анонимности каждому игроку выдается ширмочка (например, сдвоенная почтовая открытка), за которой игрок записывает решения.
Руководитель имеет свою учетную форму (рис. 5.5). В ней перед началом игры записывается название группы участников, место и дата проведения игры, фамилия ведущего. В процессе игры в форме регистрируется число решений каждого типа, принятых в данном месяце.
Технически это делается так. После каждого хода ведущий обходит стол, за которым сидят игроки, заглядывает в их учетные формы и делает пометки в своей учетной форме.
Возможна иная организация передачи информации от игроков к ведущему. Перед началом игры каждый игрок получает набор карточек с номерами решений №1... №5 (по 8—10 штук каждого вида). После принятия решения за каждый месяц игроки передают карточки ведущему таким образом, чтобы другие не видели написанного на ней номера. Количество карточек у игроков не должно ограничивать их свободу в выборе варианта принимаемого в процессе игры решениям. Карточки скапливаются на столе у ведущего, а затем возвращаются игрокам для повторного использования.
На основании этих записей (полученных карточек) руководитель определяет количество очков, назначаемых за каждое решение в данном месяце (по правилам таблицы 5.1), и громко называет эти сведения для того, чтобы игроки могли записать заработанные ими очки в свои учетные формы.
В процессе игры разговаривать разрешается только после того, как ведущий объявит о начале заседания Совета директоров. В другое время общение игроков запрещено.
Игра состоит из двух больших сюжетов.
В рамках первого сюжета осуществляется имитация деятельности предприятий (собственно игровая деятельность).
В рамках второго сюжета игрокам предлагается выработать решения по рассматриваемой в игре проблеме (здесь разворачивается деятельность по поводу игры).
Игровой сюжет включает в себя пять игровых эпизодов.
Первый эпизод посвящен инструктированию участников. Здесь рекомендуется подчеркнуть, что в игре происходит не борьба игроков друг с другом, а борьба с природой. Для иллюстрации этого факта можно сказать, что в американском варианте участники получают в конце игры доллары в зависимости от набранных очков. Вместе с тем правила игры не рекомендуют особенно «разжевывать» эту мысль —больше пользы, если игроки сами поймут ситуацию и найдут для нее решение.
Второй эпизод представляет собой действие директора в течение одного месяца. Здесь директор принимает решение, записывает код этого решения в учетную форму, передает карточку с номером решения ведущему, ждет объявления результатов за игровой месяц и записывает затем полученные в данном месяце очки.
Третий эпизод связан с разыгрыванием паводка. Этот эпизод выполняется каждый четвертый месяц игрового года, т. е. в 4, 16, 28, 40 месяцы, что обозначено в учетной форме символом «п». Паводок разыгрывается путем метания игральных костей. Эта процедура осуществляется после того, как игроки «прожили» соответствующий месяц и провели — если это предусмотрено — совещание. Разыгрывание паводка лучше поручать по очереди самим игрокам — тогда создается иллюзия, что они сами творят судьбу.
Четвертый игровой эпизод представляет собой заседание Совета директоров. На это заседание отводится 3 минуты. Оно организуется каждый восьмой месяц, что помечено в формах символом «с», после того, как соответствующий месяц «прожит» На заседании игрокам разрешается выдвигать любые предложения по кооперативной стратегии или самоуправлению. Например, могут возникнуть предложения повысить гласность путем отмены ширм, предложения по созданию фондов для компенсации потерь общественников, по назначению определенных предприятий выполнять контрольно-карательные функции с последующей компенсацией ущерба и т. д. Совет директоров может предложить участникам заранее записать некоторые общественные решения на несколько месяцев вперед
Единственное, что не могут изменить участники — это численные значения применяемых в игре моделей, т. е. содержащиеся в игровой матрице значения очков, величину
премии или штрафа. Предполагается, что имитационная игра заменяет природу, которую нельзя изменить.
Правила определяют, что выработанные на заседаниях Совета директоров соглашения носят рекомендательный характер. Игрок вправе их не выполнять. Это вносит трудности при реализации достигнутых договоренностей. Возможны как открытые отказы от выполнения общественных решений, так и вероломные нарушения соглашений. Ни правило большинства голосов, ни правило подчинения выбранному Председателю в данном случае не действуют Надо, чтобы каждый участник сознательно и добровольно следовал договоренностям. Поэтому здесь решающее значение имеет фактор убеждения участников в выгодности совместной стратегии поведения, опора на единомышленников.
Само заседание Совета директоров может проходить в форме, выбранной участниками конкретного эксперимента Например, оно может проходить в виде свободного обмена мнениями всех участников Для повышения продуктивности заседаний игроки могут выбрать председателя, который организовал бы работу игроков. Однако не рекомендуется информировать участников игры о всех возможных формах организации работы Совета директоров. Известно, что один только факт выбора председателя заседания повышает продуктивность обсуждений. Но во много раз ценнее, если участники игры сами придут к выводу о необходимости проводить заседания по определенной технологии.
В результате деятельности Совета директоров могут, в принципе, возникнуть такие соглашения, при которых игра вырождается. Например, если по указанию председателя заседания все игроки заранее записали себе большую часть решений на несколько месяцев вперед и начало игры после совещания показывает, что никто не отклоняется от согласованной стратегии, то игру можно прекратить и итоги получить путем прямого вычисления.