В начале игры участникам говорится, что они проживут 48 месяцев. Однако, после 40 месяцев игра внезапно прерывается. Это делается для того, чтобы избежать неразумных, неправдоподобных стратегий игры, типа «конец света». После этого начинается пятый эпизод, в котором игрокам предлагается подсчитать количество принятых ими за 40 ходов решений каждого типа и записать эти данные рядом с кодами решений в верхней части игровой формы. При этом для решения № 1 дополнительно указывается количество оштрафованных сбросов. Затем ведущий выписывает эти данные на доске, группируя их по форме таблицы 5.2. Из этой таблицы видно, кто какое место занял, кто является виновником загрязнения озера, кто наиболее активно боролся за сохранение порядка. Здесь выявляются основные типы экономического поведения (индивидуалисты, общественники, активисты).
Подводя итоги первого сюжета, руководитель определяет победителей, сопоставляет набранные игроками очки с результатами, полученными в других экспериментах; выделяет и комментирует сложившиеся в игре стили экономического поведения; оценивает состояние хозяйственной системы и сопоставляет его с результатами, полученными в других играх; выделяет причины, породившие негативные стили поведения, связанные со сложившимся в игре хозяйственным механизмом.
Организация второго сюжета направлена на активное освоение нормативных документов по вопросам организации местного самоуправления на примере ситуации, моделируемой в первом сюжете.
Участники игры разбиваются на небольшие (по 4—5 чел.) конкурсные группы.
Им предлагается проимитировать работу комиссии органа местного самоуправления муниципального образования, которой поручено разработать проект постановления «О правилах промышленного использования общественного водоема».
В рамках этой групповой имитации участникам предлагается выработать и обосновать совокупность предложений по решению вынесенной на обсуждение проблемы (охрана окружающей среды в условиях техногенного воздействия промышленной деятельности предприятий различных форм собственности на территории муниципального образования).
Для повышения эффективности групповой работы участникам выдается вводные, содержащие постановку задачи и определяющие порядок работы. Затем группе предоставляется литература по обсуждаемой проблеме, создаются условия для групповой работы, выделяется время.
Работа по подготовке проектов документов на основе действующих нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов в области местного самоуправления должна быть обеспечена текстами этих документов, примерами структур органов местного самоуправления, положениями о природоохранных организациях региона, примерами должностных инструкций, публикациями местной прессы по проблеме охраны окружающей среды и использования местных природных ресурсов и другими материалами.
Следующим шагом является организация публичной защиты группового проекта перед выбранным жюри.
В заключение руководитель игры подводит итоги, используя полученные в ходе игры факты, материалы других экспериментов, а также опыт муниципального управления.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
Подготовка игрового эксперимента начинается с разработки сценарного плана по форме таблицы 5.3. Для проведения игры «Управление муниципальным образованием» требуется 6 академических часов. Заметим, что проведение игры в достаточно быстром темпе требует от преподавателя определенных навыков.
В игре используются материалы как разового потребления (игровые формы, их лучше размножить заранее), так и предметы многократного пользования. Список игровых материалов представлен в таблице 5.4. Заметим, что список плакатов может быть расширен, а по изучаемой теме могут быть размножены дополнительные материалы (газетные публикации, обзоры и т. п.). В минимальном варианте для проведения игры требуется изготовить материалы, приведенные в табл. 5.4 под пп. 1-10.
При формировании игровых групп можно применить несколько правил. Например, можно сделать приблизительно равные по составу и активности группы. Можно, наоборот, собрать в одной группе сильный состав с тем, чтобы на контрасте показать различие результатов в разных схемах организации групповой работы. В честности, можно применить известную методику тестирования группы с целью выявления лидеров (экспресс-опрос участников с просьбой назвать 5—6 лидеров, обработка данных опроса) и потом сконцентрировать лидеров в одной группе.
Общая последовательность игры определяется сценарным планом. При этом инструктаж рекомендуется выполнять по заранее написанному тексту. Это позволит получать в разных экспериментах сопоставимые результаты, а также сразу задать необходимый темп игры. Нецелесообразно заранее разъяснять игрокам все возможные стратегии игры (хотя по этому поводу в конце игры всегда возникают упреки в адрес руководителя). Гораздо лучше—с дидактических позиций — чтобы игроки в ходе игровых действий самостоятельно осознали бы смысл и целесообразность коллективной деятельности. Некоторое чувство неудовлетворенности от неудачного поведения в игре психологически действует как побудитель к активной послеигровой дискуссии, на которой собственно и Формируются окончательные знания.
восемью предприятиями. Состояние воды в каждый момент времени отражается индикатором на игровой матрице (УКАЗЫВАЕТ ПОЗИЦИИ МАТРИЦЫ).
В момент начала игры качество воды в озере находится на «нулевом» уровне, но оно может улучшаться или ухудшаться со временем, в зависимости от Ваших действий и влияния природных факторов. Положение индикатора указывает на текущее состояние воды в озере. От качества воды зависит эффективность (доходность) работы предприятия.
Мы собираемся сыграть 48 месяцев, т. е. «прожить» на берегу озера 4 года. В течение 48 месяцев каждый из Вас должен стремиться заработать как можно больше очков. Количество очков зависит от Ваших решений и от состояния игровой матрицы. Поэтому здесь происходит преимущественно не состязание друг с другом, а состязание с природой.
Игра протекает в виде отдельных ходов. Каждый ход делается раз в месяц и означает Ваше решение относительно очистки отработанной на Вашем предприятии воды. Другими словами, Вы исполняете роль директора предприятия и в этой роли каждый месяц осуществляете выбор из пяти решений: (1) сброс воды в озеро, (2) очистка воды, (3) смена продукции, (4) штраф, (5) премия (РАЗДАЕТ ИГРОКАМ УЧЕТНЫЕ ФОРМЫ И УКАЗЫВАЕТ В НИХ КОДЫ РЕШЕНИЙ).
Игровая матрица показывает, сколько очков может получить каждый игрок, если он примет решение № 1 или № 2. Сейчас матрица актуализирована на нулевом уровне качества воды. Предположим, игрок принял решение № 1 «Сброс». Тогда согласно матрице он получит 100 очков. Для решения № 2 количество очков равно 35. Заметим, что решение №1 «Сброс» всегда дает больше очков, что моделирует низкий уровень затрат предприятия на очистку и, следовательно, высокий уровень прибыли в данный месяц.
Сброс стоков в озеро не проходит бесследно. Качество воды от этого — для последующих месяцев — ухудшается.
В игре предусмотрены два правила изменения качества воды:
1. Каждое решение № 1 «Сброс» двигает индикатор по игровой матрице на одну позицию влево (УКАЗЫВАЕТ ДВИЖЕНИЕ ИНДИКАТОРА ПО МАТРИЦЕ). Каждая строка матрицы имеет 8 позиций. Как только пройдены все 8 позиций, в действие вступает другая строка игровой матрицы, и все очки теперь начисляются, исходя из худших значений.
2. Раз в год, каждый четвертый месяц (т. е. в апреле)происходит весенний паводок, в результате которого озеро самоочищается. Поэтому в 4, 16, 28, 40 месяцы — они обозначены в Вашей форме символом «п» — происходит движение индикатора вправо на определенное число позиций. Количество позиций, на которое перемещается индикатор по направление вправо-вверх, определяется бросанием двух игральных костей. Показание этих костей означает число позиций матрицы, на которое надо переместить индикатор в сторону улучшения. Какие вопросы?
Вы должны делать ходы (т. е. принимать решения) так, чтобы соседи не видели Ваших решений. Каждый игровой ход состоит из таких действий: (а) запишите в учетной форме код выбранного Вами решения из числа перечисленных в верхней части формы; передайте соответствующую карточку с номером решения ведущему; (б) подождите пока ведущий зарегистрирует все ходы в своей форме и объявит количество очков, назначаемых за каждый тип решения; (в) запишите очки, полученные Вами за данное решение; (г) подсчитайте нарастающим итогом количество очков с начала игры.
Прежде чем мы начнем играть, рассмотрим значение решений № 3, № 4, № 5.
Начнем с решения № 4. Игрок, который принял данное решение, штрафует всех тех игроков, которые осуществили сброс в данном месяце. Величина штрафа составляет (-20) очков, т. е. каждый загрязнитель вместо прибыли по матрице запишет себе (-20) очков (ПОКАЗЫВАЕТ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ СТРОКУ ПЛАКАТА «РЕШЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ»).
Но за все приходится платить: тот, кто принял решение № 4, сам несет потери в данном месяце в размере (-8) очков. Этим моделируется тот факт, что в данном месяце директор занимался поиском загрязнителей (как бы работал в водоохранной комиссии) и основную работу не выполнил. Если несколько игроков одновременно приняли решение № 4, то каждый запишет себе по (-8/К) очков, где «К» — количество штрафователей. Однако величина штрафа к загрязнителям от этого не изменится, она всегда равна (-20) очкам.