И еще об одном. Иногда бывает так, что на двух философствующих чудаков – Гуссерля и Шанкару[24] приходится только один трезвомыслящий, да и тот почти что экзистенциалист. Ну что поделать, не поворачивается у меня язык назвать Мартина Хайдеггера чудаком, а так хотелось бы. Вот такое переживание.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Феноменология: проблемное поле исследования.
2. Из истории феноменологического движения: Ф.Брентано.
3. Феноменология в России: Г.Шпет.
4. Феноменология в России: А.Лосев.
5. Феноменологические идеи в философской психологии С.Франка.
6. Феноменология в современной России: В.Молчанов.
7. Феноменология в современной России: В.Подорога.
8. Феноменология в современной России: А.Пятигорский.
9. Феноменологическая редукция в трактовке Э.Гуссерля: особенности и типы.
10. Специфика анализа сознания в феноменологии Э.Гуссерля.
11. Идеация и гуссерлианское понятие очевидности.
12. Проблематика жизненного мира в феноменологии «позднего Гуссерля».
13. Проблематика интерсубъективности в «Картезианских медиациях» Э.Гуссерля.
14. Трактовка феноменологии в «Бытии и времени» М.Хайдеггера.
15. Проблематика бытия человека (Dasein) в «Бытии и времени» М.Хайдеггера.
16. Хайдеггерианское понимание истины.
17. Особенности философствования «позднего Хайдеггера».
18. Э.Левинас: этика как первая философия. Концепт Другого.
19. «Лицо Другого» в трактате «Тотальность и Бесконечное».
20. Феноменологические дескрипции дорефлексивных пластов экзистенции в трактате «Тотальность и Бесконечное».
21. Ж.Деррида о Э.Левинасе (статья «Насилие и метафизика. Очерк мысли Э.Левинаса»).
ГЛОССАРИЙ[25]
Акты сознания – интенциональная деятельность сознания, характеризующаяся осмысленностью
Аналитика экзистенциальная (М. Хайдеггер) – герменевтическое исследование основных способов человеческого существования
Вчувствование (нем. Einfuhlung) – "созерцательное проникновение" (Гуссерль) в чужую душевную жизнь (эквивалентно эмпатии)
Герменевтика (греч. hermeneutike – искусство истолкования) – учение, пытающееся представить принципы истолкования в качестве методологической основы гуманитарных наук
Гиле (греч. hyle – сырой материал, вещество, материя) – исходный материал; у Аристотеля – первоматерия, у Гуссерля – неинтенциональный (пассивный) материал, подлежащий формированию посредством активности сознания, т.е. ноэзы (морфе)
Горизонт – край перцептуального поля актов восприятия, который обрамляет тематическую сердцевину сферы интенционального сознания; этот термин используется также и для характеристики определенной последовательности интенциональных действий
Докса (греч. doxa – мнение) – мир простых верований
Допредикативный – не требующий использования логических форм мышления. Допредикативный опыт, по мнению Гуссерля, предшествует опыту предикативному
Значение (нем. Bedeutung) – интенциональный коррелят особых актов сознания, продуцирующих смысл; в значениях, по мнению феноменологов, конституируется отношение человека к миру (в феноменологии этот термин эквивалентен термину "смысл")
Идеация – образование идей и понятий (тип идеализации), характерное для феноменологического анализа и основанное на интеллектуальном созерцании, т.е. "непосредственном постижении" сущности в созерцании
Интенция (лат. intentio – усилие; направленность сознания на что-то; намерение) – направленность сознания, воли, отчасти и чувственности на какой-либо предмет
Интуиция (лат. intuitio от intueri – пристально смотреть, исследовать, обдумывать) – непосредственное усмотрение сущности феномена
Конституирование (лат. constituere – составлять, упорядочивать, организовывать) – последовательность тех актов, в которых сознание объективирует свои интенции и тем самым продуцирует объект и его смысл
Морфе (греч. morphe – вид, форма, образ) – в интенциональном анализе сознания служит эквивалентом ноэзы, т.е. обозначает ту интенциональную деятельность сознания, посредством которой оформляется пассивная чувственность (гиле).
Натурализм – в узком смысле слова термин используется для характеристики тех доктрин, которые рассматривают сознание в качестве психофизического образования и тем самым отрицают уникальность субъективного; в широком смысле слова употребляется для обозначения любых попыток научного объяснения деятельности сознания и духовной жизни
Нейтрализация – такая модификация сознания, при которой "приостанавливается" вера в наличное существование предметов (в этом смысле аналогична эпохе) Ноэза (греч. noesis – мышление, умозрение) – смысловой объект, предметный смысл, являющийся результатом активной деятельности сознания, референтом ноэтических актов сознания
Ноэмата – смысловая единица восприятия
Ноэмо-ноэтическая корреляция – принцип неразрывности актов сознания (ноэз) и смыслов, полагаемых этими актами (ноэм)
Ноэтика (греч. noein – мыслить, означать) – учение о мышлении, своеобразная феноменологическая теория познания.
Онтология (греч. to on – сущее, существующее; logos – слово, знание) – у Гуссерля в качестве "второй философии" занимает место, которое ранее обычно отводилось метафизике; онтология призвана изучать сущностные или априорные структуры возможных предметов и в этом смысле выступает как априорное учение о предметах вообще
Очевидность – "непосредственное овладение самой истиной" (Гуссерль)
Перцепция (лат. percipere – воспринимать) – восприятие как акт сознания
Праконституирование (нем. Urkonstitution) – самый фундаментальный уровень конституирования, связанный с внутренним сознанием времени (протекает анонимно)
Презентификация (нем. Vergagen-wertigung) – акты сознания, в которых объект представляется интуитивно. К их числу относится, например, воображение
Примордиальный мир (лат. primordialis – первоначальный) – субъективный мир человека (мир его непосредственного окружения); противоположен миру интерсубъективному
Протенция (лат. protentio – предвосхищение) – предвосхищение будущего восприятия, актуально данное в настоящем восприятии
Психологизм – в узком смысле слова термин служит для характеристики концепций, стремящихся обосновать логические принципы исходя из исследования реальной психической деятельности; в широком смысле слова термин используется для обозначения любых попыток редукции непсихических сущностей к психическим феноменам
Регион (лат. regio – линия, граница) – сфера материальной онтологии
Редукция (лат. reductio – сведение) – термин очень многозначен; среди различных значений можно выделить несколько основных
Рекогниция (лат. recognitio – обозрение, узнавание) – признание достоверности чего-либо, подтверждение этой достоверности
Ретенция (лат. retentio – удерживание) – следы прошлого восприятия, актуально данные в настоящем восприятии
Рефлексия феноменологическая – рассмотрение имманентных характеристик сознания, осуществляемое на основе феноменологического метода исследования
Смысл (нем. Sinn) – результат интенциональной деятельности сознания, воплощается в ноэме (термин эквивалентен значению)
Созерцание интеллектуальное – непосредственное усмотрение сущности предмета, его эйдоса
Сознание – совокупность ментальных актов или "интенциональных переживаний всех видов" (Гуссерль); характеризуется интенциональностью, внутренней активной деятельностью; структурными элементами потока сознания являются феномены; структурное единство сознания обусловлено, по мнению феноменологов, его внутренним телосом
"Строгая наука" – термин, используемый феноменологами для характеристики своей философии как универсальной науки, способной дать абсолютные основоположения всех видов человеческого знания и человеческой деятельности
Субъективность трансцендентальная – смыслообразующий центр интенциональной жизни сознания, "универсум возможных смыслов" (Гуссерль)
Трансцендентальный – термин употребляется в феноменологии в очень широком смысле, основное значение которого связано со стремлением вернуться к первоисточникам нашего знания и нашей деятельности (т.е. к первоисточникам бытия и жизни); трансцендентальными являются те характеристики сознания, которые обнаруживаются в процессе феноменологической редукции и феноменологического исследования сознания