Таким образом, в конце XIII — начале XIV в. сложилось феодальное государство — Великое княжество Литовское, в состав которого вошли белорусские, русские и украинские земли. Столицей своего государства Миндовг сделал город Новогрудок, а белорусский язык был признан в качестве государственного .
Присоединенные к Литве белорусские земли не теряли своей политической индивидуальности, прав и обычаев.
Вся законодательная власть и система государственного управления в объединенном государстве принадлежали великому князю (господару). Он распоряжался и государственной казной.
Совещательным органом при князе была великокняжеская дума, а позже — паны-рада, куда входили крупнейшие феодалы. К концу XV в. значение и полномочия рады выросли настолько, что она превратилась из совещательного органа в государственное учреждение, ограничивающее власть великого князя. К этому времени князь без одобрения рады не может распоряжаться государственными доходами, расходовать самостоятельно средства государственной казны, вводить новые налоги и сборы.
Для выполнения управленческих функций при князе формировался большой чиновничий аппарат, в котором уже функционировали две должности подскарбия: земского и дворного. Подскарбий земский ведал казной государства, а подскарбий дворный — непосредственно доходами и расходами великокняжеских имений. Это дает основание предположить, что в Великом княжестве Литовском при ограничении власти великих князей и одновременном усилении полномочий рады и вальных сеймов как органов государственной власти происходит постепенное отделение государственной казны от казны князя. "Разграничивается его карман и государственный сундук; ему отводится определенная сумма ..." [56, с. 18]. Тем не менее, принимая во внимание верховную власть и право собственности великих князей, следует сделать уточнение: государственная казна все еще являлась и казной великого князя, хотя его права в распоряжении государственными доходами были уже ограничены. Бюджет государства представлял собой простую смету великокняжеских, а позже — королевских доходов и расходов. В это время доходы и расходы государства были тождественны доходам и расходам государей.
В Великом княжестве Литовском в XIV — первой половине XVI в., как и в других раннефеодальных государствах, шел процесс развития феодального способа производства, феодальных отношений. Верховным собственником земли, ее распорядителем был великий князь. Он регулировал земельные владения феодалов.
Здесь, как и в других государствах, основным источником государственных доходов являются домены (или государственное имущество): земли, леса, реки. Первоначально это была собственность государя, на которой покоились его материальное существование, сила и власть. Без них он становился "государственным нищим", выпрашивающим подаяния в виде налогов, из господина превращался в "раба своего народа". С государственной точки зрения казенные домены считались важным достоянием, которое нельзя раздаривать.
В XVI в. Жан Боден заявил, что каждый, кто советует продать домены, замышляет гибель государства. Продав домены, пришлось бы вновь приобретать их, утверждал Ш.Л. Монтескье в XVIII в. [18, с. 35].
Однако князья и цари в средние века этим мудрым советам не следовали. Домены раздаривались и расхищались, продавались и закладывались. Этот процесс мы наблюдаем и в Великом княжестве Литовском. Домены рано начинают "таять", дворянство без труда присваивает их себе. Великие князья, обладая верховной собственностью на землю, раздавали ее своим приближенным за выслуги "на вечность" или с указанием сроков владения.
Таким образом, земли Великого княжества Литовского имели различный статус: господарские (государственные), непосредственно находящиеся в собственности великого князя, частновладельческие, а также церковные имения. Степень участия отдельных категорий земель и их владельцев в формировании доходов государственной казны не была одинаковой.
Как правило, раздавая земли "в особое содержание", князь определял виды и размеры доходов, которые они обязаны вносить в государственную казну.
Так, в Бобруйской волости король Сигизмунд отдал князьям, панам, боярам и дворянам только дань медовую с некоторых людей, "а дань грошовую и бобры, и куницы, — гласит лист короля от 7 марта 1533 г., — и иншiи всякiи повинности велели ... им на нас давати" [18, с. 36]. Однако чаще всего при пожаловании земель великий князь отрекался от всех своих прав, за исключением тех, которые он имел на все имения в государстве как представитель верховной власти.
Согласно действующим привилеям, выданным шляхте, она освобождалась от уплаты податей. Что касается частновладельческих крестьян, то они платили все подати (кроме серебщины и ордынщины) в пользу своего хозяина.
Церковные земли, как правило, освобождены были от всяких повинностей.
Таким образом, основная доля государственных доходов поступала с земель, в которых велось господарское хозяйство (государственное и великокняжеское) как в сельской местности, так и в городах.
Управление на господарских землях и руководство госпо-дарским хозяйством осуществлялись наместником-держав-цем или тивуном. В каждом округе, которым управлял наместник-державца, или тивун, находилось несколько великокняжеских дворов и дворцов. Это были собственно госпо-дарские усадьбы, содержащие дворные земли и угодья, эксплуатировавшиеся непосредственно господарем. Доходы с великокняжеских усадеб шли непосредственно князю. С остальных господарских (государственных) земель доходы поступали в государственную казну.
Великокняжеские люди (сельскохозяйственное население и мещане) платили своему господарю различные подати со своих земель деньгами и натурой, а также несли различные повинности.
Обложение сельскохозяйственного населения и сбор платежей с них организовывались следующим образом. Крестьяне получали землю в пользование из рук феодала и должны были выполнять в пользу ее владельца разные повинности: платить дань, оброк продуктами, денежный оброк, отрабатывать барщину.
Как уже отмечалось, в XIII—XIV вв. основной формой феодальных повинностей в Великом княжестве Литовском был натуральный оброк, но сохранилась и дань; в XV в. получил развитие денежный оброк.
Для целей обложения сельскохозяйственного населения Великое княжество Литовское воспользовалось теми земельными единицами, которые исторически сложились как результат развития семейно-родовой кооперации крестьян. Земельные участки как единицы обложения в разных его частях назывались по-разному. В Турово-Пинских княжествах — дворищами, в Смоленской земле в таком же значении, как дворище, употреблялся термин сельцо или селище, а части земель назывались вытями. Селище в значении земли как единицы обложения употреблялось и в Витебских землях. В частях бывшей Берестейской земли, в поветах Берестейском, Каменецком, Кобринском и других для обозначения крестьянских земельных участков закрепилось название жеребья.
На большей части Великого княжества Литовского крестьянские участки, бывшие единицами обложения, не имели никаких специальных терминов, а назывались просто землями с прибавлением имени крестьян, бывших их владельцами, или какого-нибудь географического названия. Позже как в господарских волостях, так и в частных имениях единицы облагаемой земли стали называться волоками, что соответствовало волочной системе организации крестьянского хозяйства.
Размер повинностей зависел от размера земельного участка, которым наделялся крестьянин.
Натуральный оброк вносился в виде дякла и мезлевы — податей натурой со всего, что уродилось и прибыло в крестьянском хозяйстве. Термин "дякло" применялся ко всему, что уродилось и прибыло, за исключением скота, а "мезлева" относился исключительно к скоту. Таким образом, дякла были ржаные и житные, пшеничные, овсяные, сенные и дровные, а мезлева бралась баранами, свиньями, яловицами, курами и яйцами и т.п.
Термины "дякло" и "мезлева" не были чем-то новым: подати натурой взимались и ранее в литовских и белорусских землях в виде даней, о чем уже было сказано выше. Вероятнее всего, вводя дякло и мезлеву по польскому образцу, литовское правительство только приводило к одному типу и норме существовавшие ранее натуральные подати.
Эти подати перелагались иногда и на деньги, особенно дякла сенные, дровные (их неудобно было перевозить к местам назначения) и мезлева.
Порядок сбора платежей регламентировался королевскими инструкциями и указами. Что касается дякол, то в соответствии с инструкцией, данной державцам королем Сигиз-мундом в 1529 г., жито и овес предписывалось собирать натурой и „суполно" отдавать городничим; „жыто и овес город-ничiи наши, в кождом повете кождого году мають водле торгу продавати, а пенязи до скарбу нашего отдавати" [18, с. 44]. Кур и яйца король оставлял для своей кухни , а в его отсутствие державцы должны были брать за курицу и десять яиц грош и отдавать деньги в скарб. Что касается сена и дров, то по инструкции 1529 г. они должны были собирать их „пе-нязьми".
В отношении мезлевы инструкция 1529 г. предписывала собирать ее деньгами: за яловицу тридцать грошей, за курицу и десять яиц — один грош. Первоначально мезлева взималась в основном натурой.
Среди плательщиков податей следует выделить данников, которые производили свои уплаты господарю большей частью из доходов, получаемых от эксплуатации местных угодий. Они платили дань медовую, бобровую и куничную, а также грошовую, или серебряную. Грошовая, или серебряная, дань бралась с пашенных земель, которыми владели данники, а натуральные — с их угодий.