По инструкциям 1529 г. наместники-державцы должны были собирать в пользу господаря торговые пенязи в местах. Торговые пенязи взимались с лавок, или клеток. В приви-лее, выданном местечку Клещелязям на магдебургское право, читаем: "а хто...торгует хлебом, солью, лоем, або иными речьми, мает давати по грошу; а з яток мясных мает давати кождый резник и кождого торгу по плечу мяса бараньего на двор наш" [18, с. 50].
Очевидно, регалии брались не только деньгами, но и натурой.
Пиво и мед подлежали обычно обложению капищной и при производстве, и при торговле ими, а торговля вином облагалась корчомными пенязями.
Клетки и ятки мясные уступались иногда "на местскге потребы при пожаловании магдебургского права. Как правило, весчее и померное при пожаловании магдебургского права также отдавалось "на местскге потребы" вместе с другими великокняжескими доходами. Эти факты говорят о существовавшем разделении доходов между государственной казной и бюджетами городов.
Практика сбора налогов была довольно разнообразная. Известно, например, что в 1486 г. король "продал" на два года за 140 злотых мостовое Городенское и бочечное померное Мерецкое жителям городенским. Но если раньше мостовое и бочечное померное собирались тамошними наместниками через слуг и отправлялись в казну, то сейчас, согласно арендному листу, право собирать их получили (купили за 140 злотых) граждане городенские [18, с. 50].
Таким образом, в Великом княжестве Литовском регалии все более укреплялись как источник доходов государственной казны в условиях сокращения доходов от домен. Наблюдался переход от домениального хозяйства к налоговому государству.
Итак, основные итоги развития бюджетной системы в Великом княжестве Литовском сводятся к следующему.
Государственная казна Великого княжества Литовского в изучаемое время формировалась, как отмечалось, из натуральных и денежных податей и платежей.
Уже существовало разграничение между доходами, поступающими в великокняжескую (государственную) казну, и остающимися в распоряжении отдельных землевладельцев и территорий. Часть из них носила название помещичьих, благодаря тому, что частным владельцам было предоставлено право взимать их с крестьян в свою пользу. Другая часть, наиболее значимые доходы, относилась к общегосударственным и взималась как с государственных, так и с частновладельческих крестьян.
Четко прослеживалось деление платежей на налоговые и неналоговые, налогов — на прямые и косвенные. Все большее их количество взималось в денежной форме. Великокняжеская казна все более становилась денежным бюджетным фондом, а бюджет — финансовой категорией.
Дальнейшее развитие получила бюджетная система государства. Имеется в виду, что в наиболее крупных городах при воеводах и старостах создавались особые господарские (государственные) скарбы, которые являлись своеобразной городской казной, прообразом городского бюджета. Главные города стягивали к себе значительные господарские доходы со всех или большинства волостей. Эти доходы шли большей частью на удовлетворение местных нужд, расходовались управлением центрального города.
Тот факт, что часть государственных доходов оставалась в распоряжении территорий и использовалась на их потребности, позволяет говорить о формировании бюджетных отношений между органами государственной власти различных уровней. Однако эти отношения не были каким-либо образом упорядочены. Строгого закрепления оставляемых городам доходов и их размеров еще не было, поскольку эти вопросы находились в компетенции государя и решались применительно к конкретным территориям и плательщикам. Действовала широкомасштабная система льгот и привил ей.
Тем не менее уже обозначились принципы значимости доходов, подчиненности плательщиков и территориальной принадлежности, в соответствии с которыми подати либо зачислялись в число господарских доходов, либо оставлялись территориям (волостям, городам), или частным владельцам.
Деление территории на волости, поветы, воеводства упорядочило организацию сбора государственных доходов, способствовало осуществлению контроля за их поступлением.
Был выработан механизм сбора податей и платежей. Органы государственного местного управления в лице наместников-державцев, тивунов, старост, отвечавшие за сбор доходов, во главе с подскарбием земским представляли собой организованные исполнительные службы, едва ли не прототип Министерства финансов и налоговых органов. Как представители великокняжеской власти они распоряжались доходами и осуществляли расходы в пределах поветов, волостей, могли вводить местные налоги и сборы.
Итак, в Великом княжестве Литовском продолжала формироваться бюджетная система государства, сложилась налоговая система, значительно увеличилось количество доходных источников казны за счет развития косвенного налогообложения. Свое дальнейшее развитие получила система сбора платежей.
Белорусские земли расширили опыт построения государственного бюджета, приобретенный в составе Древнерусского государства.
Во второй половине XVI в. происходят изменения в экономической и политической жизни Великого княжества Литовского. В 1569 г. была подписана уния с Королевством Польским. Согласно условиям унии, Великое княжество Литовское и Королевство Польское объединялись в одно государство — Речь Посполитую с единым королем, общим сеймом, единой денежной системой и общей внешней политикой. Однако Великое княжество Литовское и в составе Речи Посполитой оставалось самостоятельным. В нем сохранились правительство, армия, законодательство, своя территория, административное деление и административная система управления.
Сохранилась и система податей и повинностей (налогообложение). Наряду с расширением практики взимания денежного оброка повсеместно распространены были и натуральные повинности. Дякло, мезлева и другие в XVI—XVII вв. не только сохранились, но и увеличились.
К этому времени на территории Беларуси не только в государственных, но и в частновладельческих имениях утвердилась фольварочно-барщинная система хозяйства. Проведение аграрной реформы опиралось на накопленный феодалами опыт увеличения доходов путем перестройки своего хозяйства на основах рационального земледелия, а главное — широкого применения барщинного труда крепостных крестьян. "Устава на волоки" предусматривала перераспределение земли таким образом, что лучшие участки пахоты были отобраны у крестьян и превращены в пахотные земли шляхетского фольварка. К концу XVI в. фольварочно-барщинная система утвердилась не только в государственных, но и в частновладельческих имениях. Это позволило их владельцам увеличить свои доходы в 3—7 раз [54, с. 50].
Постоянной и обязательной повинностью крестьянина стала барщина. Упорядочение повинностей сопровождалось закрепощением крестьян и оформлением крепостного права. Эти процессы особенно интенсивно происходили в западных и центральных землях Беларуси. В восточных районах, где фольварочная система не стала преобладающей, население переводилось с оброка продуктами на денежный оброк.
В доходах государственной казны увеличивается доля доходов, поступающих с городов. Почти все наиболее крупные города к концу XVI в. добились магдебургского права. Такие города, как Полоцк, Брест, Могилев, Витебск, Минск, Гродно, являлись важнейшими торговыми центрами, через которые велась активная торговля с купцами России, Польши, Прибалтики. Более половины населения городов занимались сельским хозяйством. Горожане платили денежные подати, выполняли различные повинности. Натуральные повинности постепенно заменялись денежными налогами.
Крупные торговые города имели богатых купцов, с которых собиралась донатива купеческая — государственный налог.
Городской рынок вовлек в торговую деятельность и хозяйство крестьянина. Продажа продовольствия и сырья, поставляемого собственным сельским хозяйством и ввозимого из соседних стран, имела большое значение во внутренней торговле и привлечении доходов. С этих товаров при продаже взимался определенный побор в пользу города.
К концу XVII в. экономическое положение Речи Поспо-литой ухудшилось. Непрерывные войны привели к опустошению государственной казны. В начале XVIII в. территория Беларуси вновь стала ареной военных действий. Северная война принесла разорение городам, привела в упадок ремесла, сельское хозяйство. Кроме того, начало XVIII в. ознаменовалось новой волной освободительного движения в Беларуси за воссоединение с Россией.
Для ведения войн правительство Речи Посполитой занимало крупные суммы у магнатов. Поскольку на погашение долгов в государственной казне не было средств, правительство раздавало взамен остатки государственных земель. Так в Беларуси в XVIII в. образовались громадные латифундист-ские владения князей Радзивиллов, Огинских, Вишневец-ких, Тышкевичей и др. В их владения попали и крупные города. Экономически обособленные, они были государствами в государстве.
Во второй половине XVIII в. Речь Посполитая переживала политический кризис. Междоусобицы, классовые и национальные противоречия привели к ослаблению этого государства, ухудшению положения большинства населения. Внутреннюю слабость Речи Посполитой использовали правительства Пруссии, Австрии и России. Вторая половина XVIII в. заканчивается троекратным разделом Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг., в результате которого государство перестало существовать.
В 1772 г. к России отошла восточная часть Беларуси с городами Полоцк, Могилев, Витебск. Остальная часть Беларуси была воссоединена только в 90-е гг. XVIII в.: центральная часть — в 1793 г., западная — в 1795 г. Таким образом, белорусские земли были воссоединены с Россией.