Смекни!
smekni.com

1. Зарождение государства и бюджета Беларуси в волостях-княжествах (стр. 5 из 12)

По инструкциям 1529 г. наместники-державцы должны были собирать в пользу господаря торговые пенязи в местах. Торговые пенязи взимались с лавок, или клеток. В приви-лее, выданном местечку Клещелязям на магдебургское пра­во, читаем: "а хто...торгует хлебом, солью, лоем, або иными речьми, мает давати по грошу; а з яток мясных мает давати кождый резник и кождого торгу по плечу мяса бараньего на двор наш" [18, с. 50].

Очевидно, регалии брались не только деньгами, но и на­турой.

Пиво и мед подлежали обычно обложению капищной и при производстве, и при торговле ими, а торговля вином об­лагалась корчомными пенязями.

Клетки и ятки мясные уступались иногда "на местскге потребы при пожаловании магдебургского права. Как прави­ло, весчее и померное при пожаловании магдебургского пра­ва также отдавалось "на местскге потребы" вместе с другими великокняжескими доходами. Эти факты говорят о сущест­вовавшем разделении доходов между государственной каз­ной и бюджетами городов.

Практика сбора налогов была довольно разнообразная. Известно, например, что в 1486 г. король "продал" на два го­да за 140 злотых мостовое Городенское и бочечное померное Мерецкое жителям городенским. Но если раньше мостовое и бочечное померное собирались тамошними наместниками через слуг и отправлялись в казну, то сейчас, согласно аренд­ному листу, право собирать их получили (купили за 140 зло­тых) граждане городенские [18, с. 50].

Таким образом, в Великом княжестве Литовском регалии все более укреплялись как источник доходов государствен­ной казны в условиях сокращения доходов от домен. Наблю­дался переход от домениального хозяйства к налоговому го­сударству.

Итак, основные итоги развития бюджетной системы в Ве­ликом княжестве Литовском сводятся к следующему.

Государственная казна Великого княжества Литовского в изучаемое время формировалась, как отмечалось, из нату­ральных и денежных податей и платежей.

Уже существовало разграничение между доходами, по­ступающими в великокняжескую (государственную) казну, и остающимися в распоряжении отдельных землевладельцев и территорий. Часть из них носила название помещичьих, благодаря тому, что частным владельцам было предоставле­но право взимать их с крестьян в свою пользу. Другая часть, наиболее значимые доходы, относилась к общегосударствен­ным и взималась как с государственных, так и с частновла­дельческих крестьян.

Четко прослеживалось деление платежей на налоговые и неналоговые, налогов — на прямые и косвенные. Все боль­шее их количество взималось в денежной форме. Великокня­жеская казна все более становилась денежным бюджетным фондом, а бюджет — финансовой категорией.

Дальнейшее развитие получила бюджетная система госу­дарства. Имеется в виду, что в наиболее крупных городах при воеводах и старостах создавались особые господарские (государственные) скарбы, которые являлись своеобразной городской казной, прообразом городского бюджета. Главные города стягивали к себе значительные господарские доходы со всех или большинства волостей. Эти доходы шли большей частью на удовлетворение местных нужд, расходовались управлением центрального города.

Тот факт, что часть государственных доходов оставалась в распоряжении территорий и использовалась на их потреб­ности, позволяет говорить о формировании бюджетных от­ношений между органами государственной власти различ­ных уровней. Однако эти отношения не были каким-либо об­разом упорядочены. Строгого закрепления оставляемых го­родам доходов и их размеров еще не было, поскольку эти вопросы находились в компетенции государя и решались применительно к конкретным территориям и плательщи­кам. Действовала широкомасштабная система льгот и при­вил ей.

Тем не менее уже обозначились принципы значимости доходов, подчиненности плательщиков и территориаль­ной принадлежности, в соответствии с которыми подати либо зачислялись в число господарских доходов, либо остав­лялись территориям (волостям, городам), или частным вла­дельцам.

Деление территории на волости, поветы, воеводства упо­рядочило организацию сбора государственных доходов, спо­собствовало осуществлению контроля за их поступлением.

Был выработан механизм сбора податей и платежей. Ор­ганы государственного местного управления в лице намест­ников-державцев, тивунов, старост, отвечавшие за сбор до­ходов, во главе с подскарбием земским представляли собой организованные исполнительные службы, едва ли не прото­тип Министерства финансов и налоговых органов. Как пред­ставители великокняжеской власти они распоряжались до­ходами и осуществляли расходы в пределах поветов, волос­тей, могли вводить местные налоги и сборы.

Итак, в Великом княжестве Литовском продолжала фор­мироваться бюджетная система государства, сложилась налоговая система, значительно увеличилось количество до­ходных источников казны за счет развития косвенного на­логообложения. Свое дальнейшее развитие получила систе­ма сбора платежей.

Белорусские земли расширили опыт построения государ­ственного бюджета, приобретенный в составе Древнерусско­го государства.

Во второй половине XVI в. происходят изменения в эко­номической и политической жизни Великого княжества Ли­товского. В 1569 г. была подписана уния с Королевством Польским. Согласно условиям унии, Великое княжество Ли­товское и Королевство Польское объединялись в одно госу­дарство — Речь Посполитую с единым королем, общим сей­мом, единой денежной системой и общей внешней полити­кой. Однако Великое княжество Литовское и в составе Речи Посполитой оставалось самостоятельным. В нем сохрани­лись правительство, армия, законодательство, своя террито­рия, административное деление и административная систе­ма управления.

Сохранилась и система податей и повинностей (налогооб­ложение). Наряду с расширением практики взимания де­нежного оброка повсеместно распространены были и нату­ральные повинности. Дякло, мезлева и другие в XVI—XVII вв. не только сохранились, но и увеличились.

К этому времени на территории Беларуси не только в го­сударственных, но и в частновладельческих имениях утвер­дилась фольварочно-барщинная система хозяйства. Прове­дение аграрной реформы опиралось на накопленный феода­лами опыт увеличения доходов путем перестройки своего хо­зяйства на основах рационального земледелия, а главное — широкого применения барщинного труда крепостных крес­тьян. "Устава на волоки" предусматривала перераспределе­ние земли таким образом, что лучшие участки пахоты были отобраны у крестьян и превращены в пахотные земли шля­хетского фольварка. К концу XVI в. фольварочно-барщин­ная система утвердилась не только в государственных, но и в частновладельческих имениях. Это позволило их владель­цам увеличить свои доходы в 3—7 раз [54, с. 50].

Постоянной и обязательной повинностью крестьянина стала барщина. Упорядочение повинностей сопровождалось закрепощением крестьян и оформлением крепостного права. Эти процессы особенно интенсивно происходили в западных и центральных землях Беларуси. В восточных районах, где фольварочная система не стала преобладающей, население переводилось с оброка продуктами на денежный оброк.

В доходах государственной казны увеличивается доля до­ходов, поступающих с городов. Почти все наиболее крупные города к концу XVI в. добились магдебургского права. Такие города, как Полоцк, Брест, Могилев, Витебск, Минск, Грод­но, являлись важнейшими торговыми центрами, через кото­рые велась активная торговля с купцами России, Польши, Прибалтики. Более половины населения городов занимались сельским хозяйством. Горожане платили денежные подати, выполняли различные повинности. Натуральные повиннос­ти постепенно заменялись денежными налогами.

Крупные торговые города имели богатых купцов, с кото­рых собиралась донатива купеческая — государственный налог.

Городской рынок вовлек в торговую деятельность и хо­зяйство крестьянина. Продажа продовольствия и сырья, поставляемого собственным сельским хозяйством и ввозимо­го из соседних стран, имела большое значение во внутренней торговле и привлечении доходов. С этих товаров при прода­же взимался определенный побор в пользу города.

К концу XVII в. экономическое положение Речи Поспо-литой ухудшилось. Непрерывные войны привели к опусто­шению государственной казны. В начале XVIII в. террито­рия Беларуси вновь стала ареной военных действий. Север­ная война принесла разорение городам, привела в упадок ре­месла, сельское хозяйство. Кроме того, начало XVIII в. озна­меновалось новой волной освободительного движения в Бе­ларуси за воссоединение с Россией.

Для ведения войн правительство Речи Посполитой зани­мало крупные суммы у магнатов. Поскольку на погашение долгов в государственной казне не было средств, правитель­ство раздавало взамен остатки государственных земель. Так в Беларуси в XVIII в. образовались громадные латифундист-ские владения князей Радзивиллов, Огинских, Вишневец-ких, Тышкевичей и др. В их владения попали и крупные го­рода. Экономически обособленные, они были государствами в государстве.

Во второй половине XVIII в. Речь Посполитая пережива­ла политический кризис. Междоусобицы, классовые и нацио­нальные противоречия привели к ослаблению этого государ­ства, ухудшению положения большинства населения. Внут­реннюю слабость Речи Посполитой использовали правитель­ства Пруссии, Австрии и России. Вторая половина XVIII в. заканчивается троекратным разделом Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг., в результате которого государство пе­рестало существовать.

В 1772 г. к России отошла восточная часть Беларуси с го­родами Полоцк, Могилев, Витебск. Остальная часть Белару­си была воссоединена только в 90-е гг. XVIII в.: центральная часть — в 1793 г., западная — в 1795 г. Таким образом, бело­русские земли были воссоединены с Россией.