МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тверской Государственный Университет
Кафедра: отечественной истории
Реферат на тему:
«История развития психологического знания и основные направления в психологии»
Подготовила студентка IV курса ОЗО М.М. Чикунова
Проверил:_______________
Тверь 2007 г.
Содержание
Введение
Глава I. Основные исторические этапы развития психологического знания.
1. Первый этап: психология как наука о душе.
2. Второй этап: психология как наука о сознании.
3. Третий этап: психология как наука о поведении.
4. Четвертый этап: психология как наука о фактах, закономерностях, механизмах психики.
Глава II. Основные направления в психологической науке.
1. Бихевиоризм.
2. Психоанализ.
3. Гештальтпсихология.
4. Гуманистическая психология.
5. Трансперсональная психология.
6. Онтопсихология.
7. Тенденции и перспективы развития психологической науки.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VII в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.
В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а точнее (VI в. до н. э. – сер. XIX в.); второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука (сер. XIX в. – настоящее время).
В последних главах будут более подробно рассмотрены темы развития психологической науки, а также ее основные направления, перспективы и тенденции развития отечественной и зарубежной психологии.
Глава I. Основные исторические этапы развития психологического знания
1.1 Первый этап: психология как наука (Аристотель, Демократ, Платон)
Аристотель в своем трактате «О душе» выделил психология как своеобразную ???обнаять знания и впервые выдвинул идею о неразделимости души и тела.
Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым. В душе – причина – основа всех проявлений живого тела.
Душа как форма тела означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Душа неразрывно связана с телом: она есть ??? тела. Действует не душа, а соответствующее тело, но тело одушевлённое.
Главная функция души – реализация биологического сосуществования организма. Центр «психе?» находится в сердце, когда поступают впечатления от органов чувств. Они сообразуют источник, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного явления, подчиняют себе поведение. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений создаёт память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является ???разум), привносимый извне в виде божественного разума.
Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной.
Высшие способности возникают из низшего и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущения, оставляющие след в виде представлений-образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трёх направлениях: по сходству, по сложности и контрасту. Тем самым он указал основные виды связей – ассоциаций психических явлений.
Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Демокрит приписывает душе движение в материальном смысле как пространственное перемещение. Душа, по мнению Демокрита, смертна и уничтожается вместе с телом. Он считал, что душа принадлежит всем, даже мёртвому телу. Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает её телом, хотя и особым телом.
Началом и источником познания являются ощущения и восприятие. Они дают знание о вещах. Демокрит называет чувственное познание «тёмным» родом познания. Для Демокрита характерно такое понимание процесса познания, при котором его чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они, безусловно, различаются.
Чувство рассматривается в системе атомистического материализма в связи с этическими проблемами, как основание для этики. Демокрит различал удовольствие и неудовольствие, как показатели полезного и вредного. Целью жизни он считал «спокойное состояние духа, которое не тождественно удовольствию. Достижение этой цели состоит в умеренности и гармоничности жизни.
Проблема воли разрешается Демокритом на основе учения о необходимости и случайности. Всё существующее в жизни подчинено необходимости. По Демокриту, ничего не происходит случайно и для всего есть некая причина. Демокрит отвергает идеалистическое учение о целесообразности в природе и движения души всецело обуславливаются извне.
Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону душа – это что-то божественное, отличающееся от тела, и она существует прежде, чем соединяется с тем. Она есть образ и истечение мировой души. Это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда последнее заковывает её тело раздираемо?? Различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество в груди, вожделение – в брюшной полости.
Гармоническое единство разумного начала придаёт целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле, а после смерти вступает в божественный «мир идей». И в зависимости, какой образ жизни вёл человек, после его смерти душу ждёт различная судьба.
1.2 Второй этап: психология как наука о сознании
(Декарт, Гоббс, Локк, Гартли)
В XVII веке с именем Р.Декарта связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Декарт пришёл к выводу о различии между душой человека и его телом. Он говорил о делимости тела и неделимости духа. Однако душа способна производить в нём движения. Это породило собой проблему, названную психофизической. Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механической модели. Движение возникает в результате воздействия предмета на тело, которое механически приводится к мозгу, а от мозга – к мускулам.
Объяснение непроизвольных движений представляет исторически первую попытку рефлекторного принципа.
Таким образом, понятие «душа» стало превращаться в «разум», а позднее в сознание. Фраза «я мыслю – значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего: первое, что человек обнаруживает в себе, - это его сознание.
Английский философ Дж. Локк рассматривает душу как пассивную, но способную к восприятию среду. Под воздействием чувственных впечатлений она начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввёл понятие «ассоциаций». Изучение взаимоотношений души и тела при этом уступает место вниманию к умственной деятельности и сознанию. По его мнению, существует два источника знаний: объект внешнего мира и деятельность ума, которая познаётся с помощью рефлексии.
Т.Гоббс выступил против учения Декарта о двух субстанциях. Субстанция и тело означает одно и то же. Человек – это тело в ряду множества природных тел. Его движения – это реальность. Сознание – параллельно возникающие проявления этих движений. Ощущения – это проявление движений в органах чувств.
Таким образом, психика – тень реальных материальных процессов – она эпифеномен. Всю психику Гоббс сводит к образам. Начало всех представлений – ощущения. Идеи, которые не могут быть выражены в образах, пустые звуки.
Чувства и воля – вторая, кроме познания, составляющая сознания.
Учение Гоббса о способностях подразумевает отсутствие врождённых преимуществ людей перед друго??
От эпифеноменализма Гоббса начинается бессубъектная психология, в которой сознание рассматривается как ???мическое сплетение его содержаний.
Д. Гартли дал первую законченную систему ассоциативной психологии. В главном труде «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1745г.) – Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Все духовные способности объясняются через обращение к органической структуре мозга. Существует три основных простейших элемента жизни: сенсации (ощущения), идеации (идеи ощущений), аффекции (удовольствия, неудовольствия). Из этих трёх элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации, которые являются пассивным отражением нервных связей в мозгу. Психика не является врождённой. Врождённые только способность к аффектам, а также возможность получать ощущения. Всё, что есть в душевной жизни человека, является продуктом воспитания.
1.3 Третий этап: психология как наука о поведении
Выделение психологии в самостоятельную науку в 60-х гг. XIX в. Сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований.
Широкое развитие эксперимента в психологии происходило под влиянием естествознания. В разных странах развитием этих исследований происходило своеобразно. В 1879г.??? в Лейпциге открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, а в 1885г. В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
В области сознания, полагал Вундт действуют особая психическая причинная, подлежащая научному объективному исследованию?? Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувство. Это направление назвали структурамистским.