Смекни!
smekni.com

Ш. З. Образ Канады в общественном мнении СССР (стр. 3 из 4)

Отдельно следует отметить исследования, посвященные различным ас- пектам канадо-советских отношений в начальный период холодной войны. Такие работы стали появляться только в последнее время в связи с переоценкой учеными истории взаимоотношений Советского Союза со странами Запада в годы холодной войны. Длительное время внешняя политика СССР в глазах советского общества была непогрешимой, и лишь теперь, с рассекречиванием архивных материалов, становятся понятными его явные внешнеполитические просчеты. Работы таких ученых, как В.О. Печатное3, Д.Г. Наджафов4,

1 Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои 1941-1945. - М., 1997.

2 Тудоряну Н. Л. Помощь населения Канады Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны // Отечественная история. - 2000. №.1. С.64-76,

3 Печатное В.О. От союза - к вражде (советско-американские отношения в 1945-1946гг) Холодная война 1945-1963гг. Историческая ретроспектива / Отв. ред. Егорова Н.И. - М., 2003. С.21-64; Он же. «Стрельба холостыми»: советская пропаганда на Запад в начале холодной войны (1945-1947) // Сталинское десятилетие холодной войны. Факты и гипотезы // Отв. ред. Чубарьян А. О. - М., 1999. С. 108-133.

4 Наджафов Д.Г. Антиамериканские пропагандистские пристрастия сталинского руководства // Сталинское десятилетие холодной войны. С. 134-141.; Он же. Сталинский Агитпром в холодной войне // Сталин

Н.И. Егорова1, В.В. Поздняков2, Л.М. Нежинский3, А.В. Голубев4, М.М. На-ринский5 и др., использовались при определении концепции внешней полити- ки Советского Союза в годы холодной войны.

Особое внимание необходимо уделить статье И.А. Аггеевой «Канада и начало холодной войны: «дело Гузенко» в советско-канадских отношениях»6. Эта работа новая и оригинальная - не только по времени публикации, но и по методологическим подходам, предусматривающим компексное изучение источников канадских и российских архивов. Автору удалось поднять ряд про- блем, ранее находившихся вне поля зрения отечественных историков. И.А. Аггеева детально рассматривает «дело Гузенко», явившееся поворотным пунктом в двусторонних отношениях, и на основе источников обобщает канадский взгляд на СССР. В итоге высказывается мысль, что события ранней холодной войны способствовали утверждению Канады в качестве самостоятельного и активного субъекта международных отношений.

Рассмотрев отечественную историографию исследуемой темы, можно утверждать, что, несмотря на многочисленность канадоведческих исследований,

и холодная война / Отв. ред. Егорова Н.И. — М., 1998. С. 206-222; Он же. К вопросу о генезисе холодной войны // Холодная война 1945-1963 гг. С. 65-104.

1 Егорова Н.И. Европейская безопасность и угроза «НАТО» в оценках сталинского руководства // Сталинское десятилетие холодной войны. С. 56-78.

Позняков В. В. Тайная война Иосифа Сталина: советские разведывательные службы в Соединенных Штатах накануне и в начале холодной войны, 1943-1953 // Сталин и холодная война. С.147—157; Он же. Разведка, разведывательная информация и процесс принятия решений: поворотные пункты раннего периода холодной войны. (1944-1953)//Холодная война 1945-1963гг. С. 321-368.

3 Нежинский Л.М. Власть и внешняя политика советского государства в послевоенные десятилетия // Советское общество: будни холодной войны / Отв. ред. Лельчук В. С. - М.- Арзамаз. 2000.

4 Голубев А.В. «В осажденной крепости» (к вопросу о предпосылках «холодной войны»). Там же. С. 48-57.

5 Холодная война: Новые подходы, новые документы. / Отв. ред. Наринский М. М. - М., 1995; Он же. Холодная война: идеология и геополитика / История. - 2000. № 34. С. 1-3.

6 Агтеева И.А. Канада и начало холодной войны: «дело Гузенко» в советско- канадских отношениях. // Холодная война 1945-1963 гг. С. 369-405.

большинство из них лишь частично затрагивают проблемы канадо-советских отношений 1942-1953 гг.

Исследование взаимоотношений Канады и СССР в 1942-1953 гг. невозможно без изучения зарубежной историографии, поскольку именно в ней наиболее полно разработан и освещен указанный круг проблем. Если следовать хронологическому принципу, то первой в этом ряду должна быть названа монография канадского журналиста Р.А. Дэвиса «Канада и Россия. Друзья и соседи»1. Опубликованная еще в 1944 г., то есть в период «пика» военного со- трудничества Канады и СССР, работа проникнута духом взаимной заинтересованности и добрососедства. Ценность монографии состоит в том, что она является первой канадской работой, посвященной двусторонним связям, но при этом она не отличается зрелым научным подходом. Автор прослеживает процесс положительных изменений во внешней политике СССР по сравнению с начальным периодом Второй мировой войны, когда Советский Союз заклю- чил с Германией Пакт о ненападении и вступил в войну с Финляндией. В качестве доказательной базы своих позиций журналист использует выдержки из канадских газет, речей премьер-министра М. Кинга, касающихся Советского Союза, приводит многочисленные статистические данные, а также выдержки из различного рода официальных документов.

Рассматривая исследования данного периода, нельзя обойти вниманием работу, вышедшую в 1950 г. в серии «Канада в системе международных от-ношений» под редакцией Ф. Соуарда, анализирующую период 1944-1946 гг. В одной из глав автор останавливается на отношениях Канады с СССР. Он оценивает этот поистине переломный период в двусторонних отношениях с позиции недоверия к советскому правительству, подробно рассматривает суть дела И. Гузенко, а также позиции канадского общества и правительства по от-

1 Davies R. A. Canada and Russia. Friends and neighbours. -Toronto, 1944.

2 Canada in world affairs. From Normandy to Paris. 1944-1946. Vol.4 / Ed. by Soward F.H. - London - Toronto -N. Y., 1950.

ношению к этому инциденту, опираясь на многочисленные отчеты Канадской Королевской Комиссии, используемые в исследованиях впервые. Несмотря на то что работа была написана в разгар холодной войны, она носит достаточно объективный характер.

Планомерное академическое изучение взаимоотношений со странами социалистического лагеря, и прежде всего с Советским Союзом, началось в Канаде лишь к 60-м гг. прошлого века. Проблемами истории развития канадо-советских отношений интересовались такие ученые, как Дж. Корри1, Дж. Иерс2 и др.

Особое внимание следует уделить работам А. Балауайдера. В 70-х годах вышла в свет его монография посвященная канадо-советским отношениям в межвоенный период3. На основе тщательно изученного по новым архивным источникам фактологического материала автор исследует политические и экономические составляющие канадской внешней политики по отношению к СССР, анализирует процессы, происходившие в советском государстве. При этом ученый на наш взгляд достаточно убедителен и, одновременно, сдержан в оценках советской внешней политики.

Опубликованная спустя десятилетие коллективная работа под общей редакцией А. Балауайдера «Канадо-советские отношения. 1939-1980», представляет для данного исследования особый интерес, поскольку в ней непосредственно затрагиваются проблемы взаимоотношений двух стран исследуемого периода. В статье А. Балауайдера, посвященной становлению официальных канадо-советских отношений в годы войны4, рассматриваются причины и сущность канадо-советских противоречий в довоенный период. Особое внимание уделяется союзу СССР с Германией и реакции на этот союз в Канаде.

'Corry J.A. Soviet Russia and the Western Alliance. —Toronto, 1958.

2 Eayrs J. Nothen Approaches. Canada and the Search for peace. -Toronto, 1961.

3 Balawyder A. Canadian-Soviet relation between the World Wars. -Toronto, 1972.

4 Balawyder A. Canada in the uneasy war alliance // Canadian-Soviet relation 1939-1980 / Balawyder A. -Oakville, 1981.P. 1-13.

Кроме того, автор детально описывает процесс установления дипломатических отношений и прибытие первой канадской миссии в СССР. Он не обходит вниманием и экономическое сотрудничество, в частности, освещает канадские военные поставки в Советский Союз. Используемые источники позволили автору объективно оценить характер межгосударственных отношений в годы Второй мировой войны.

Автор другой статьи Дональд Пейдж1 ставит своей целью «узнать русских» через характеристику сущности советского государства и анализа его внешней и внутренней политики. Источниковой базой для исследователя стали прежде всего многочисленные отчеты первого канадского посла в СССР Д. Уилгресса и поверенных в делах Канады в СССР Л. Мейранда и Р. Форда, регулярно отправляемые ими в Оттаву. Кроме того, были использованы речи премьер-министра М. Кинга, а также видных политических деятелей - таких как Л. Пирсон, В. Кларк, С. Геберт, Э. Рейд. Следуя поставленным задачам, автор большое внимание уделяет повседневной жизни советского народа, отнюдь не такой красочной и легкой, какой ее показательно описывало советское партийной руководство за границей. Исследователь указывает на огромное количество противоречий и расхождений между советской идеологией и реальной жизнью. Анализируя отчеты канадских представителей из Москвы, Д. Пейдж показал, из чего складывалась и что собой представляла официальная позиция канадского правительства по отношению к СССР.

В следующей статье (Л Д. Коллинса2) обосновывается ответ на вопрос, почему Канада в ранний период холодной войны заняла позицию «золотой середины», а также раскрывается сущность канадской внешней политики по отношению к СССР.Статья отличается глубоким анализом источников и обширными теоретическими выводами. Работу обогащают исследования и характеристика многочисленных аналитических работ видных канадских поли-

1 Page D. Getting to know Russians - 1943-1948 // Ibid. - P. 15-39.

2 Collins L. D. Canadian-Soviet relations during the Cold war // Ibid. — P. 41-60.

тических деятелей. Рассматривая такой сложный процесс как межгосударственные отношения, исследователь использует, однако лишь канадские и американские источники.