Смекни!
smekni.com

В. П. Пугачев (стр. 93 из 108)

Циклы государственного управления может задавать деятель­ность правящих партий. К примеру в бывшем СССР очередные съезды КПСС, определяя «исторические» задачи, рубежи пяти­леток и проч., обусловливали ритм деятельности всех институтов власти на внутри- и внешнеполитической арене. В то же время сегодня — в период реформации общественных отношений — решающее влияние на ритмы функционирования государствен­ных учреждений, способы политического участия населения ока­зывают уже не решения высших органов управления, а отдель­ные политические события, изменяющие расстановку и соотно­шение политических сил (например августовский «путч» ГКЧП в 1991, апрельский референдум в 1993, кризис в октябре 1993 г.). Аналогичный «рваный» ритм задавали политическому процессу военные перевороты в ряде афро-азиатских государств, меняв­шие как институциональные структуры управления, так и усло­вия включения населения в политическую жизнь.

В конечном счете все частные политические процессы объ­единены одной и той же потребностью их субъектов повлиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому главная задача всех участников различных по значению политических процессов состоит в том, чтобы включить свои интересы и требования в принимаемые институтами государст­венной власти управленческие решения.

Институты государственной власти являются важнейшим ин­струментом учета групповых требований и выработки общеколлек­тивных целей политического развития (политической воли общест­ва). Таким образом, в их деятельности все частные политические процессы выражают тот или иной аспект выработки, принятия и осуществления управленческих решений. От деятельности государ­ственных институтов зависит степень централизации власти и рас­пределения полномочий между группами, участвующими в выра­ботке целей политического развития. Используя свою устойчивость и мобильность, институты государственной власти способны под­держивать даже те нормы и цели (а следовательно, и связанные с ними частные политические процессы), которые не отвечают ин­тересам основной части общества, расходятся с политическими традициями социума и противоречат гражданскому менталитету.

С изменением форм, методов и функ­ций, осуществляемых институтами го­сударственного управления, изменяют­ся базовые и периферийные политические процессы. Чаще всего различают три режима их протекания. Первый — это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сло­жившихся взаимоотношений граждан и институтов государствен­ной власти. В этом случае политические процессы отражают про­стое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющих­ся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, поли­тическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и преемственность в развитии связей участников поли­тических процессов обладают при этом неоспоримым приорите­том перед любыми инновациями.

Второй режим протекания политических процессов — это ре­жим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выво­дят политику государства на уровень, который позволяет адекват­но отвечать на новые социальные требования населения, вызовы времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменени­ям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внут­ри страны и на международной арене. Политическое развитие со­провождается интенсивным взаимодействием макро- и микрофак­торов власти, ведущим к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни, нарастанию слож­ности ее строения, повышению способности применять гибкие стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных ин­тересов групп и граждан.

И, наконец, третьей разновидностью режима существования политических процессов является режим упадка, распада полити­ческой целостности. Как говорил П. Б. Струве, — это «регрессив­ная метаморфоза» политики. В данном случае политические из­менения (в способах артикулирования интересов, отбора элит, принятия решений и проч.) имеют негативный характер по отно­шению к нормам и условиям целостного существования полити­ческой системы. Энтропия и центробежные тенденции преобла­дают здесь над интеграцией, атомизация политических субъектов и распад режима правления носят необратимый характер. В ре­зультате принимаемые режимом решения утрачивают способность управлять и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность.

Классическим примером такого протекания политических про­цессов является судьба большинства бывших социалистических стран в европейском и азиатском регионах, где правящие круги так и не отыскали адекватных мер и способов управления, чтобы отреагировать на социально-экономические и духовные запросы времени.

§ 2. Политическое участие

В каждом государственно организован­ном обществе складывается та или иная вовлеченность граждан в поли­тику. Однако сама идея необходимости участия людей в полити­ческой жизни понимается учеными по-разному. Так, многие по­следователи руссоистских, марксистских и ряда иных традиций в политической мысли настаивают на необходимости практически поголовного участия граждан в политической жизни. Например, Ленин неоднократно говорил о неизбежности при социализме «пря­мого, обеспеченного законами <...> участия всех граждан в управ­лении государством»[137]. Некоторые теоретики т.н. новых левых (Л. Гудмен, Т. Хейден, Ф. Фонон) также убеждены в недостаточности участия граждан в «символической» политике (т.е. голосовании) и требуют обязательного вовлечения населения в процесс принятия решений. В значительной мере подобного рода идеи представле­ны и в современных теориях партисипаторной демократии.

В то же время теоретические (и идеологические) оппоненты данной точки зрения полагают, что «единственными средствами участия, доступными для граждан <...> являются голосование за лидеров и дискуссии»[138]. Еще более пятидесяти лет назад американ­ский ученый Липманн высказал мысль, что ожидать от среднего американца интереса к делам государства, значит предполагать у него едва ли не патологическую потребность в политических зна­ниях и действиях.

Видимо, следует признать, что потребность и степень вовле­ченности граждан в политику зависят от конкретной ситуации, духовного климата в обществе, а также от состояния и политичес­кой системы, и самого человека. Однако понятно и то, что в це­лом в реальной жизни большинство граждан не имеют ни средств, ни возможностей для постоянного участия в политике. Для лю­дей, не желающих делать профессиональную карьеру политика, эта область жизни, требуя дополнительных сил, знаний, психоло­гической готовности к соперничеству и других внутренних свойств и усилий, чаще всего не является внутренне притягательной. На­против, зачастую она становится сферой выброса негативных эмо­ций человека, социального перевозбуждения, кризиса личности, проявлением чего служат различные формы незаконопослушного поведения, политического терроризма, коррупции и т.д.

Чаще всего в теории указываются следующие причины включе­ния индивида в политику: те или иные состояния сознания человека (например ощущение угрозы своему общественному положению — Ласуэлл; рациональное и расчетливое осознание своих интересов и необходимости завоевания нового статуса — Лэйн; желание жиз­ненного успеха и общественного признания — Доунс; понимание общественного долга и реализация собственных прав, страх за само­сохранение в общественной системе и т.д.), достижение определен­ного культурно-образовательного уровня; доступность информации и ряд других факторов. В качестве особой причины рассматривается способность государства (политических структур и институтов) к принудительному включению граждан в сферу политики.

В совокупности все эти мотивы выражают соотношение пред­ставлений индивида о своем гражданском статусе и реальных, предо­ставленных государством возможностей для укрепления или изме­нения этого общественного положения. Таким образом, политичес­кое участие раскрывает процесс включения индивида (групп граж­дан) в механизмы артикулирования и агрегирования его (их) власт­но значимых интересов. Оно характеризует все действия отдельных лиц и групп граждан, стремящихся повлиять на содержание и харак­тер политических решений органов и институтов государственной власти в общенациональном масштабе или на местном уровне.

Многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от оп­ределенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, религиозная принадлежность, образование и т.д.), режима правления (и, следовательно, набора тех средств, которые государство предоставляет гражданам для за­щиты их прав и интересов), а также от конкретной политической ситуации.