Смекни!
smekni.com

Священник Николай Тарантин история храма во имя всех святых на михайловском кладбище г. Екатеринбурга (стр. 2 из 13)

К середине XIX столетия Екатеринбург вновь утрачивает значение всероссийского и всесибирского горнозаводского центра, став обыкновенным уездным городом. Основная добыча золота переместилась с Урала в Сибирь, и екатеринбургские старообрядческие золотопромышленники были оттеснены их конкурентами-сибиряками. С этого времени основными строителями церквей становятся православные купцы, а не старообрядцы, как в начале века, но в условиях экономического спада они не могли вкладывать в строительство храмов столь же крупные средства.

Однако, выгодное географическое положение Екатеринбурга в центре Уральского региона на границе Европы–Азии и бум железнодорожного строительства в последней четверти XIX в. превратили город в важнейший транспортный узел империи. В 1878 г. Уральская горнозаводская дорога соединила его с губернской Пермью. В 1882–1885 гг. была построена железная дорога Екатеринбург–Тюмень, соединенная в 1888 г. с Уральской дорогой. В 1897 г. Екатеринбург получил выход на Транссибирскую магистраль через Челябинск (стоит отметить, что этот путь копировал Сибирский тракт, который проходил через город с 1780 года)[4].

Развитие сети железных дорог вызвали оживление экономики города. В Екатеринбурге успешно развивались легкая и пищевая промышленность, открывались крупные кредитно-финансовые учреждения: Сибирский торговый и Волжско-Камский банки, отделения Русского внешнеторгового и Русско-Азиатского банков. Население Екатеринбурга с 1897 по 1917 гг. выросло с 42,2 до 71,5 тыс. человек[5].

В памяти В.И. Немировича-Данченко, посетившего в то время Екатеринбург, остались «красивые и богатые церкви» города, «точно на белых мраморных пьедесталах» поднимающиеся «между массами каменных домов». «Богатые соборы и вновь еще и еще расширяются и украшаются», - писал в это же время о екатеринбургских храмах бывший здесь проездом епископ Никодим. «И стены расписаны - продолжал он делиться своими впечатлениями о кафедральном соборе, - Иконостасы новые, под золотом. Много хрусталей горных и топазов. Есть крест из цельного желтоватого топаза. Иконы писаны самою степенною и безукоризненною живописью»[6].

В 1781 году были закрыты и застроены первые спонтанно появившиеся городские кладбища, которые размещались около Вознесенского проспекта (улица Карла Либкнехта) и по обеим сторонам Главного проспекта (проспект Ленина). Вместо них были созданы новые: старообрядческое кладбище в окрестностях будущих улиц Болотной (Большакова), Симеоновской (Тверитина), Васнецовской (Луначарского) Кузнечной (С. Морозовой) и православное кладбище на юго-западе от города - сегодня там расположен знаменитый Ново-Тихвинский женский монастырь в Зеленой роще. (Рисунок карты города 1888 года представлен в Приложении).

14 октября 1842 года екатеринбургский полицмейстер утвердил «место избрания для кладбища Грекороссийского исповедания жителей сего города, по течению реки Исети на левой стороне, имеющей грунт земли сухой из глины разборного щебня удобнее прочих мест для копания могил»[7]. Кроме того было отведено место для «кладбищ католического и лютеранского вероисповедания»[8] (см. Приложение ).

Однако открылось кладбище только в 1865 году[9]. На это имелся ряд объективных причин. В 1861 году в Российской империи было отменено крепостное право. Были освобождены кроме помещичьих крестьян и ряд категорий горнозаводских рабочих. Часть из этих людей, ввиду недостатка земли или же из-за невыносимых условий труда и низкой заработной платы стала в поисках работы переселяться в города. В среднем рост населения городов Урала в пореформенный период составил 12 %[10]. В конце XIX века в Екатеринбурге проживало 56 тысяч человек (для сравнения в губернском центре Перми – только 45 тысяч человек)[11]. Кроме того, город являлся крупнейшим промышленным центром на Урале и нуждался в кладбище. Оно было открыто, как уже было сказано выше в 1865 году и обнесено деревянной оградой[12]. Площадь кладбища составляла 22500 квадратных сажен[13].

В 1885 году из Пермской епархии выделяется Екатеринбургская епархия. Это было связано прежде всего с обширной территорией, которой приходилось управлять пермским архипастырям. К этому времени в епархии насчитывалось около 827[14] храмов. 29 января 1885 года был высочайше утвержден императором Александром Третьим доклад Синода о том, что «по обширности Пермской епархии и по значительной численности в ней православного населения, храмов Божиих и служащего при них духовенства неизбежно встречаются большие неудобства и затруднения в управлении зауральской частью Пермской епархии, особенно касательно священнослужителей, благоустройства приходов и мероприятий против раскола»[15]. Для этого разделения имелись и другие причины. Епископ Пермский и Верхотурский Ефрем в 1884 году с целью повышения образовательного ценза духовенства стал предъявлять к кандидатам непомерно высокие требования. Последние, боясь экзаменов, затаились. Это привело к тому, что места на некоторых приходах месяцами оставались вакантными. При посещении Екатеринбургским викарным епископом Нафанаилом Нижнеуфалейского завода более чем 200 мастеровых, около четырех месяцев не имея возможности справлять религиозные надобности, подали жалобу на епископа Ефрема, обвиняя последнего в нежелании выбрать назначенного ими священника[16]. Нафанаил переправил письмо в Синод. Это и простимулировало разделение епархий[17]. В состав новой епархии вошли все уезды, находящиеся за Уральскими горами, а именно: Екатеринбургский, Верхотурский, Ирбитский, Камышловский и Шадринский[18]. Первым архиереем вновь образованной епархии стал викарный епископ Нафанаил[19]. На тот момент в епархии имелось 428 церквей. Из них 9 соборных, 375 приходских, 8 домовых и 36 приписных. В самом Екатеринбурге и примыкавшем к нему Верх-Исетском заводе действовали следующие храмы:

· Александро-Невский собор Ново-Тихвинского женского монастыря (заложен 26 июня 1838 года, освящен 21 сентября 1852 года);

· Богоявленский кафедральный собор (заложен 17 июля 1771 года, освящен 28 июня 1795 года);

· Всехсвятская (Нагорная) церковь на старом кладбище Верх-Исетского завода (заложена в 1813 году, освящена в 1822 году);

· Екатерининский горный собор (заложен 16 августа 1758 года, освящен в феврале 1768 года);

· Иоанно-Предтеченский кладбищенский храм (заложен 15 сентября 1846 года, освящен 12 сентября 1860 года);

· Свято-Троицкая (Рязановская) единоверческая церковь (заложена 1818 года, освящена 12 ноября 1839 года);

· Успенский собор в Верх-Исетском заводе (заложен в 1831 году, освящен 17 марта 1838 года);

· Храм Вознесения Господня (заложен 16 мая 1792 года, освящен 25 июля 1818 года);

· Максимилиановская церковь (Большой Златоуст) (заложена 21 сентября 1847 года, освящена 24 июня 1876 года);

· Преображенская церковь на Уктусе (заложена в 1808 году, освящена в сентябре 1821 года);

· Свято-Духовская церковь (Малый Златоуст) (заложена 28 мая 1755 года, освящена 19 мая 1768 года);

· Спасская (Толстиковская) единоверческая церковь (заложена в 1805 году, освящена 23 июня 1813 года);

· Спасская церковь на Елизавете (заложена в 1872 году, освящена 2 июня 1876 года);

· Христорождественнская единоверческая церковь на Верх-Исетском заводе (перестроена в 1837 году из старообрядческой часовни, построенной в 1816 году, освящена 22 января 1838 года)[20].