Таблица № 1. Ключевые характеристики качественного состава обновленческой общины Всехсвятского Храма в августе 1926 года. (Всего 73 человека).
№ п/п | Возрастные группы | Муж. | Жен. | Отношение к собственности | р/кр | служ. | Иное | Прин.Свят. Крещения | |
есть | нет | ||||||||
1. | 18 – 30 лет | 16,4% | 19,1% | 24,6% | 12,3% | 26% | 1,3% | 6,8% | 100% в детстве |
2. | 31 - 45 лет | 8,2% | 20% | 16,4% | 9,6% | 22% | 4.1% | 9,6% | 100% в детстве |
3. | 46 - 65 лет | 19,1% | 14,5% | 16,4% | 20,7% | 17,8% | 4,1% | 8,3% | 100% в детстве |
В С Е Г О | 43,7% | 56,3% | 57,4% | 42,6% | 65,8% | 9,5% | 24,7% |
Из таблицы видно, что прихожанок-женщин больше, чем прихожан – мужчин на 12,6%. Особенно велико различие количества прихожан мужчин и женщин в возрастной группе 31 – 45 лет (женщин больше на 11,8%). Это объясняется «призывным возрастом» данной группы мужчин и, следовательно, активным участием в событиях Первой мировой и Гражданской войн. Примечательно, что число членов общины в возрастной группе 18 – 30 лет достаточно велико: прихожан обоего пола этой возрастной группы более 35% (возрастная группа 31 – 45 лет - 28,2%; возрастная группа 46 – 65 – 33,6%). Собственниками (в основном, домовладельцами), заявили себя 57,4% членов общества, причем наибольшее число владеющих собственностью в возрастной группе 18 – 30 лет. Напротив, в возрастной группе 46 – 65 лет наибольшее число (20,7%) заявили о себе, как не владеющими собственностью. К «пролетарской» (рабоче-крестьянской) социальной группе отнесли себя 65,8% членов общества – наибольшее число – вновь в возрастной группе 18 - 30 лет. Известно, что список членов обновленческой общины заполнялся по строго определенной форме со множеством граф: ФИО, местожительство, социальное положение, общественное и служебное положение до и после 1917 года, принадлежность к тому или иному сословию до революции, имущественное положение, время присоединения к данному религиозному культу. (Образцы списков представлены в Приложении )[77]. Таким образом, каждый верующий брался на персональный учет органами советской власти. Члены «религиозного общества» по возможности старались максимально «приблизить» к пролетарскому свое истинное социальное положение. В частности, активный участник обновленческой Всехсвятской общины А.Г. Косых (церковный староста в 1925 году, «каршной» и временный председатель общинного Совета в 1926 году), в списках 1925 года показал себя легковым извозчиком, а в списках 1926 года – рабочим – инвалидом.
К служащим (служ.) отнесли себя 9,5% прихожан; («иное») социальное положение – священнослужители (1 человек), домовладельцы, домохозяйки отнесли себя 24,7% членов общества.
Список служителей и членов Совета общины в 1925 году состоял из 7 человек: председателя – священника Н.П. Долгушина, его супруги А.Г. Долгушиной, ее сестры А.Г. Широковой, церковного старосты А.Г. Косых и его супруги М.А. Косых, секретаря К.П. Мамаева и члена совета А.Ф. Маюрова - неграмотного[78].
Количественный и качественный состав Совета общины в марте 1926 года характеризуются следующим образом.
Общее число членов совета – 11 человек; председатель – протоиерей П.Д. Архангельский. Из числа членов прежнего Совета общины остался только А.Г. Косых[79]. Заслуживает внимания, что свою должность в Совете А.Г. Косых называет «каршной». Словарь В.И. Даля дает следующую дефиницию этого слова: «карша ж. копия с документа, секретно взятая из присутственного места – перм.»[80] В составе Совета в марте 1926 года уже 3 неграмотных – 30% от общего числа членов и в 3 раза больше, чем в «Совете» 1925 года.
В августе 1926 года Совет общины вновь изменен. Бессменным его участником остается А.Г. Косых – здесь его должность - церковный староста. Следует отметить, что подпись А.Г. Косых стоит на описи церковного имущества, составленной для заключения договора 1920 года[81]. Временный председатель Совета общины – бухгалтер К.М. Цветухин, а священник А.В. Михайловский занимает должность секретаря. В составе Совета владелец портняжной мастерской И.В.Попов; А.А. Сведенцева и К.А. Паньшина. Общее число членов – 6 человек. (Списки членов церковного совета разных лет представлены в Приложении ).
Для проведения общих собраний «религиозной организации» Совет испрашивал разрешения у Адмотдела Окрисполкома. Это, в частности, приводило к значительному увеличению затрат времени на процедуру принятия решения; делала работу Совета как управляющего органа общины неэффективной. 21 декабря 1926 года временный председатель общинного Совета Всехсвятского Храма А.Г. Косых отправляет в Административный отдел Свердловского окрисполкома письмо следующего содержания: «В ответ на ваше отношение от 18 декабря с/ г № 5706 общинный совет сообщает, что на бывшем 17 октября с/г общем собрании членов общины, вопрос о дополнительном принятии в члены общины прихожан был выдвинут, и было поставлено (решено) дополнительные списки, по мере их заполнения, предоставлять для регистрации в Адмотдел Окрик-а, но т.к. этого вопроса, выдвинутого на общем собрании членов общины, в повестке собрания, разрешенного Адмотдела на 17 октября с/г указано не было, то этот вопрос с повестки дня был снят и в протокол собрания чл. Общины от 17/Х с /г зафиксирован не был, а посему общинный совет просит вашего разрешения на устройство общего собрания членов общины в воскресение 26 сего декабря по окончании литургии, т. е. в 12 часов дня в здании Михайловской кладбищенской церкви с повесткой дня: Прием и утверждение в члены общины вновь записавшихся прихожан. В случае, если собрание в 12 часов 26 сего декабря из-за недостаточного количества собравшихся членов общины не состоится, то просьба разрешить собрание членов общины в тот же день, в 1 час дня, при всяком числе собравшихся»[82] (см. Приложение ).
Состояние церковного имущества, переданного по договору 1920 года, регулярно контролировалось властью. Соответствующий акт результатов проверки состояния «культового имущества» Всехсвятской общины был составлен 14 июня 1926 года. (см. Приложение ) Документ подписали со стороны властей «инспектор Окрадмотдела т. Михаев и Член Горсовета т. Иванов»; от общины – председатель церковного Совета, «священник Архангельский, члены Совета Леконцев, Косых, Полымов, Шестаков и служитель культа, священник Михайловский»[83]. Аналогичная проверка произведенная летом того же 1926 года в Екатерининском соборе, закончилась возбуждением уголовного дела «О расхищении церковного имущества»[84]. Сохранилось немного документальных свидетельств о священнослужителях обновленческой общины Всехсвятского Храма. Известно, что в 1923 году (время регистрации обновленческой общины) это были священник Валентин Николаевич Веселицкий и диакон Василий Ильич Новиков[85]. В 1925 году в Храме служил священник Николай Павлович Долгушин[86]. В списке членов Совета общины, составленном в марте 1926 года, упомянут протоиерей Петр Данилович Архангельский [87]. В «Списке служителей христианского религиозного общества Всехсвятской церкви, что при Михайловском кладбище» от 29 июля 1926 года названы два священника: Александр Васильевич Михайловский и Олимп Поликарпович Попов[88]. По списку 19 мая 1927 года настоятель Храма, протоиерей Симеон Николаевич Хлынов и временно исполняющий должность псаломщика протодиакон Иоанн Иоаннович Хаймин. Эти фамилии также принадлежат к традиционным священническим родам (см. Приложение ).
Обновленческое духовенство пыталось оживить приходскую жизнь путем обращения к уже известным Церкви формам объединений прихожан. Митрополит Сергий (Корнеев) в марте 1927 года выступил с инициативой создания «сестричеств» при церковно-приходских Советах. Собрание общины Екатерининского собора – кафедры уральских обновленческих митрополитов – одобрило и утвердило Устав «сестричества». В том же месяце – 24 марта 1927 года настоятель Всехсвятского Храма, протоиерей С.Н. Хлынов предложил Церковному совету Всехсвятской общины внедрить эту инициативу. «Сестричество» организовалось в июне 1927 года под руководством Паньшиной К.А., избранной в Церковный Совет в 1926 году. Члены «сестричества» занимались благотворительностью и следили за чистотой и порядком в церкви. Как отличительный знак носили белые косынки с крестиком на лбу. «Сестричество» Всехсвятского Храма носило название «Скорбященское» в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Прихожанки, объединившиеся в «сестричество» имели право участвовать в заседаниях Церковного Совета с правом совещательного голоса. Иногда устраивались объединенные заседания Церковного Совета и «сестричества» для разрешения вопросов по украшению Храма и дел благотворительности. Советская власть Свердловска предвзято отнеслась к деятельности «сестричеств». «Немедленно сообщите, что вами исполнено по акту обследования «сестричества», - говорится в записке помощника начальника Окрадмотдела в Церковный Совет Екатеринского собора от 7 июня 1928 года[89]. «Скорбященское сестричество» обследуется властями в то же время – в июне 1928 года. По результатам обследования составлен следующий акт.
«А К Т
«1928 года 23-го июня, Я, Инспектор Окрадмотдела Веденеев Н.Н. произвел обследование деятельности сестричества при Всехсвятской церкви (Михайловское кладбище), при чем оказалось: …к 1 июня 1928 года сестричество состояло из 7 человек женщин – прихожанок Храма. Духовное руководство сестричеством осуществлялось настоятелем Храма Хлыновым. За время своего существования для нужд сестричества собрано было 19 рублей 78 копеек. Израсходовано 18 рублей 80 копеек. В кассовой книге Церковного Совета имеется особый счет сборов сестричества. Сестричество знакомилось с нормальным уставом сестричества, полученным из епархиального управления г. Свердловска. К руководству его не приняли по причине широты устанавливаемых Уставом задач. Одной из причин возникновения сестричества явилось обострение борьбы между существующими в Свердловске течениями синодальным (обновленческим), к какому принадлежит Всехсвятский Храм, и Григорианским. Сестричество под руководством настоятеля Храма Хлынова использовано для пропаганды среди верующих идей обновленческого течения. Для этой цели настоятелем Храма с сестричеством были проведены три беседы на темы: 1) различия между религиозными течениями: Синодальным и Григорианским с краткой историей их возникновения. 2) Женатый епископат. 3) Второбрачие духовенства. 4) О переемстве Высшего Церковного Управления. Через сестричество имеющаяся при Храме литература в 30-40 экз. по вопросам обновленческой идеологии давалась для прочтения верующим. Главным образом при посредстве сестричества Всехсвятский Храм остался за сторонниками обновленческого течения. К 1 июня сего года сестричество Екатерининского собора оказалось распущенным Административными властями. Это побудило Церковный Совет распустить и сестричество при Всехсвятском Храме, что 1 июня с.г. и вынес свое постановлении. С этих пор сестричества, как такового, не существует, члены сестричества (грамматика сохранена) участвуют добровольно по просьбе помощника церковного старосты Паньшиной в уходе за культовым имуществом.