Смекни!
smekni.com

Священник Николай Тарантин история храма во имя всех святых на михайловском кладбище г. Екатеринбурга (стр. 1 из 13)

Священник Николай Тарантин

ИСТОРИЯ ХРАМА ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ НА МИХАЙЛОВСКОМ КЛАДБИЩЕ г.ЕКАТЕРИНБУРГА

Екатеринбург 2006

Содержание


Глава 1. Первый период истории Храма: со дня основания до революции 1917 года..... 6

1.1. Исторические предпосылки создания Храма во имя Всех Святых в г. Екатеринбурге 6

1.2. Первые 30 лет: 1886 – 1917 гг................................................................................... 16

Глава 2. История Храма с 1917 года до наших дней.......................................................... 26

2.1. Историческая ситуация Екатеринбургской епархии в период с марта 1917 по сентябрь 1920 года....................................................................................................................................... 26

2.2. Всехсвятский Храм в период с 1920 по 1941 годы................................................. 45

2.3. История Храма в период с 1944 по 1961 гг.............................................................. 61

2.4. Новейший период истории Храма Всех Святых (с 1989 года по наши дни )...... 66

Заключение.............................................................................................................................. 70

Список использованной литературы................................................................................... 72

Список использованных источников................................................................................... 74

Приложения............................................................................................................................ 75


Введение

Мотивом к написанию данной книги явилось желание как можно глубже изучить историю храма, в котором по воле Божией я несу свое послушание. Изучение истории помогает глубже понять духовные корни православия, традиции и культуру своего народа. События приходской жизни с момента создания Храма по сей день отражают всё, что происходит с Русской Православной Церковью в контексте истории страны. Стоит отметить, что специальной литературы, посвященной Всехсвятскому кладбищенскому храму, нет, поэтому возникла необходимость собрать исторический материал систематизировать и описать его, с тем чтобы дать возможность прихожанам и всем заинтересованным познакомиться с историей Всехсвятской церкви. Русская Православная Церковь постоянно молится о «блаженных и приснопамятных создателях святаго храма сего» и о «всех служащих и служивших во святем храме сем», поэтому знать их имена и деяния – долг потомков.

Обширна новейшая историография периода с 1917 до середины 1920-х годов. Именно в это время определялись взаимоотношения церкви и новой власти, произошел обновленческий и григорианский раскол. Здесь стоит упомянуть следующие труды: Георгия Митрофанова «История Русской Православной Церкви (1900 – 1927)» (СПб., 2002); М.Г. Нечаева «Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917 – 1922» (Пермь, 2004), а также составленные И.В. Соловьевым материалы для церковно-исторической и канонической характеристики «Обновленческий раскол». Дореволюционный период истории Храма описывался с опорой на «Историю Урала с древнейших времен до наших дней» (Екатеринбург, 2003), которая содержит важные статистические сведения. Особое место среди новейшей историографии Русской Православной Церкви и, в частности, Екатеринбургской епархии, занимает труд протоиерея Валерия Лавринова «Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы» (Екатеринбург, 2001). При написании текста опорой послужили подходы к изучению истории храма, заимствованные из книги Маньковой И.Л. «Храм в сердце и памяти. Очерки истории Екатеринбургского Екатерининского собора» (Екатеринбург, 2000).

В основу работы легли также архивные материалы. Стоит отметить, что число сохранившихся дореволюционных источников не так велико. К ним относятся:

· Распоряжение екатеринбургского полицмейстера от 14 октября 1842 года об отведении места под Михайловское кладбище (ГАСО Ф.25. Оп.1. Д. 2358);

· Протокол № 17 заседания Екатеринбургской Городской Думы 13 октября 1886 года (ГАСО Ф. 8. Оп. 1. Д. 1971);

· Ведомость о церкви Градо-Екатеринбургской Всехсвятской кладбищенской. За 1906 год (ГАСО Ф.15. Оп. 1. Д. 3);

· Церковная летопись по Градо-Екатеринбургской Всех-Святской кладбищенской церкви Екатеринбургской епархии (ГАСО Ф.15. Оп. 1. Д. 2).

Наибольшую ценность для выполнения работы представляет последний из перечисленных источников. К сожалению, точную датировку документа установить не удалось. Источник содержит записи с 1887 по 1915 год, а также приписки 1917, 1920 и 1923 годов. Церковная летопись структурирована по отделам, которые дают возможность изучить этапы благоустройства и благоукрашения Храма, историю причта и знаменательные события в жизни Храма, епархии, страны.

Советский и первые годы постсоветского периода в истории Всехсвятской кладбищенской церкви характеризуются источниками, содержание которых позволяет объединить их в следующие группы:

· Правоустанавливающие документы: Договор прихожан Всехсвятского Храма с Екатеринбургским Советом Рабочих и Крестьянских депутатов от 28 сентября 1920 года; Устав Всехсвятского религиозного общества на Михайловском кладбище г. Екатеринбурга (обновленческий) от 9 ноября 1923 года (копия этого же документа от 11 августа 1926); решения исполнительных органов Советской власти периода 1961 – 1995 гг. относительно закрытия и возвращения Храма верующим;

· Переписка обновленческого прихода с органами Советской власти;

· Списки и акты, контролирующие использование церковного имущества и процесс изъятия церковных ценностей;

· Списки прихожан и приходских советов обновленческой общины с 1923 по 1927 год.

Обратимся непосредственно к истории Всесвятского кладбищенского храма.

Глава 1. Первый период истории Храма: со дня основания до революции 1917 года

1.1. Исторические предпосылки создания Храма во имя Всех Святых в г. Екатеринбурге

Церковь во имя Всех Святых на Михайловском кладбище г. Екатеринбурга была заложена 8 июня 1886 г. по благословению епископа Екатеринбургского и Ирбитского Нафанаила. Но перед тем, как непосредственно обратиться к истории этого Храма, необходимо дать краткий очерк основных этапов екатеринбурского храмоздательства. Строительство екатеринбургской крепости началось в первой четверти XVIII в. Первоначально предполагалось, что здесь будет располагаться центр горно-металлургической промышленности Урала и Сибири. На некоторое время ему даже подчинялись заводы и рудники почти всей России, благодаря чему церковное строительство в ХVШ веке процветало. Были построены и заложены: Екатерининский собор, Свято-Духовская церковь - "Малый Златоуст", Вознесенская церковь, Богоявленский собор и т.д.

В 1781 году была образована Пермская губерния, с центром в Перми, бывшей до этого Егошихинским заводом и, естественно, Екатеринбург потерял то значение административного центра. В начале XIX века его значение еще более уменьшилось, так как в Пермь переместилось правление горных заводов. Однако, с образованием губернии, в 1781 году Екатеринбург высочайше получил статус города, а в 1807 году стал первым и единственным «горным городом», что делало его относительно автономным по отношению к губернской администрации. С 1826 г. город стал также местом расположения резиденции и канцелярии главного начальника горных заводов Уральского хребта, подчиняющегося по должности лишь министру финансов, Сенату и императору. Возрождение города началось в начале 20-х годов XIX века, когда в 1814 году артелью мастера Березовских золотых промыслов Брусницыным Львом Ивановичем, похороненным на Ивановском кладбище, были открыты богатые месторождения золота. Эстафету приняли купцы Расторгуев и Яковлев, которые открыли залежи золота в окрестностях Екатеринбурга и Невьянска. На Урале началась золотая лихорадка. Именно поэтому город посещали император Александр I в 1824 году и множество европейских ученых.

В связи с открытием Брусницына, который разработал уже забытый в Европе способ промывания золота, Россия к 1849 году стала добывать половину мирового золота, а Екатеринбург опять стал важнейшим центром урало-сибирской горной промышленности. В город было возвращено горное управление и его влияние вновь стало расти. Следует отметить, что если в первое время после основания города храмы строились на государственные средства, то с начала XIX века в строительстве все более начинают участвовать частные, купеческие или монастырские капиталы. Еще одна особенность этого периода: купцы, попечительствующие строительству, были, в подавляющем большинстве старообрядцами (импостроены единоверческие Толстиковская, Христорождественская в Верх-Исетском заводе, Рязановская (сегодня Свято - Троицкий кафедральный собор), Коробковская кладбищенская церкви[1].

Для того, чтобы наглядно продемонстрировать, какую серьезную конкуренцию могли представлять эти храмы по богатству убранства и утвари православным, можно привести описание Свято-Троицкой единоверческой церкви начала XX в.: «Приход сей церкви учрежден в 1839 году и состоял первоначально домов из 6. Первым прихожанином был Иоаким Меркурьевич Рязанов, присоединившийся к единоверию по увещанию Гор­ного Начальника генерала Глинки, который грозил, в случае упорства со стороны Рязано­ва, лишить его права разрабатывать золото. Впоследствии к сему приходу присоедини­лись Казанцевы, а потом и другие жители Екатеринбурга и окрестных селений, и в на­стоящее время прихожан при церкви числится до 429 д[уш] м[ужского] п[ола] и 465 д[уш] ж[енского] п[ола]. Главная часть здания настоящего храма была выстроена местным ста­рообрядческим обществом во главе с Рязановым еще до 1824г. в виде молитвенного дома. В этом году старообрядцы принесли жалобу Императору Александру I, бывшему в то время в Екатеринбурге, на действия горного начальства, не разрешавшего поставить на молитвенном доме крест и отправлять в нем богослужение. Император, разузнавши об­стоятельства дела, разрешил водрузить крест на молитвенном доме, но самый дом был за­печатан до 1839г., когда, по просьбе И. Рязанова и единомышленников его, к сей церкви преосв. Аркадием был определен раскаявшийся беглый священник Парамон Дмитриев Лебедев, который и освятил южный придел храма во имя св. Иоанна Златоустого и слу­жил до смерти своей в 1847г. В 1849 году был освящен северный придел во имя св. Нико­лая Чудотворца и в 1852г. в мае - главный храм во имя св. Живоначальной Троицы. В 1854г. к церкви была пристроена колокольня, и церковь с тех пор не изменила внешнего вида. Иконостас в главном храме 5-ти ярусный, в приделах в два яруса; иконы не подвер­гались исправлению. В числе икон есть две особо чтимые: 1) образ Казанской Божией Ма­тери в серебряной позлащенной ризе, с венцом из чистого золота, украшенным драгоцен­ными камнями, - поступивший по распоряжению правительства из бывшего раскольниче­ского скита в с. Шарташе; и 2) образ св. Чудотворца Николая в серебряной позлащенной ризе. В церкви есть древнее Евангелие, верхняя и нижняя доски которого обложены се­ребром с позолотою и драгоценными камнями, - и серебряный вызолоченный потир, по­жертвованные М.Л. Харитоновой. Замечательна также по ценности дарохранительница весом 52 ф., украшенная драгоценными камнями и стоящая до 6000 рублей, пожертвован­ная Ив. Як. Рязановым, а также два Евангелия, пожертвованные им же и Иоанникием Тер[ентьевичем] Рязановым. Вообще вся церковная утварь отличается ценностью и изя­ществом. К церкви принадлежит часовня во имя Владимирской иконы Божией Матери в с. Шарташе. Для помещения причта имеются церковные дома»[2]. Из этой пространной цита­ты видно, на какие ухищрения и траты готовы были идти руководители единоверцев (в глубине души остававшиеся все-таки старообрядцами) ради благоукрашения своих хра­мов. Обращает на себя внимание размер церкви, в приходе которой состоит весьма незна­чительное (по екатеринбургским меркам) число прихожан. При этом к храму еще припи­сана часовня в традиционно старообрядческом Шарташе, а причт церкви обеспечен при­ходскими домами, что не мог дать всем своим клирикам даже кафедральный Богоявлен­ский собор[3].