Смекни!
smekni.com

Гендерная политика транзитного (стр. 2 из 9)

Насыщенность и полнота социальной жизни, в том числе и женщины, все чаще стали выступать в качестве основных характеристик нового культурного пространства. Последнее вместе с информационным плюрализмом вело к размыванию сложившейся привычной системы ценностей сначала на Западе, а затем и на Востоке, на постсоветском пространстве. Под воздействием изменяющихся социальных условий, все больше вовлекающих женщин в общественную жизнь, стали пересматриваться традиционные концепции роли и места мужчин и женщин в обществе. Традиционное разделение на общественную и частную (приватную) сферу жизни, в одной из которых зримо, а в другой косвенно доминировал мужчина, стало подвергаться нападкам, усугубляемым становлением организованного женского движения, направленного на признание всеобъемлющих прав женщин наравне с мужчинами. В этом русле начался процесс дифференцирования биологических и социальных различий между женщиной и мужчиной, сложилась точка зрения, отвергающая субординацию социальных различий, вытекающих из биологической сущности пола. Эти взгляды имели большие последствия для развития всего комплекса гуманитарных наук, выводы которых стали проникать в социальную, экономическую и политическую практику повседневной жизни.

Исследовательница О. Воронина приводит ряд исторически сложившихся моделей ролей женщины и мужчины, которые пытались отразить новые складывающиеся обстоятельства изменения гендерной ситуации.[6] Среди них: «неотрадиционная модель (Ф. Меринг и Р. Тернер) – женщина работает вне дома для заработка, но основной сферой деятельности для нее остается семья; трехфазная модель (А. Мюрдаль и В. Клейн) – женщина работает, потом рожает и растит детей, затем снова работает; модель симметричных ролей/двухкарьерная семья (Рона и Роберт Раппопорт, Б. Фридан) – оба супруга делают карьеру и поровну делят семейные обязанности; идентичные роли (Дж. Трибилкот, Н. Вайсстайн) – идентичность ролей формулировалась ими в абстрактных терминах свободы, справедливости, равенства возможностей; андрогинная модель (С. Бём), универсальная или монополовая (Э. Росси, Б. Фориша), при которой каждый человек должен обладать как мужскими, так и женскими качествами; радикально-феминистская модель (Дж. Бернард, К. Сафилиос–Ротшильд), которая предполагала отказ женщин от выполнения традиционных семейных ролей и передачу этих функций обществу; трансцендентная концепция половой роли (Р. Хэфнеер, В. Нордин), то есть «индивидуальный поведенческий выбор, который основан на полном наборе возможных человеческих характеристик. Этот выбор является индивидуальным и адаптированным для отдельного человека в специфической ситуации и не детерминированным стереотипами половых ролей». Ее авторы полагали, что каждый человек может попробовать некоторое время исполнять мужские роли, потом – женские, потом попробовать соединить их одновременно и стать андрогином, потом попробовать что-то еще». [7]При этом Воронина отмечает, что во всех этих моделях используется исключительно традиционная дихотомия производственных/семейных и мужских/женских ролей».[8]

Ясно, что такое ограничение не может представить объективной и широкой панорамы изменений, объясняющей трансформацию социальной сферы общества. Следует обратиться к истории женского движения с моментов его формирования, чтобы более наглядно оценить изменения, которые с ним произошли.

Как и многие другие радикальные социальные изменения, организованное женское движение берет свое начало с Великой Французской революции, в которой женщины этой страны приняли самое активное участие. В преддверие этого великого исторического события в различных странах Европы проблема освобождения женщин от угнетения рассматривалась как составная часть более общей проблемы восстановления утерянных «естественных» прав человека, которыми от рождения наделяется каждый индивидуум. Такую точку зрения проводили французские материалисты, представитель которых А. Кондорсе был горячим сторонником эмансипации женщин, наделения их равными правами с мужчинами и предоставления широкого доступа к образованию. В год, когда Олимпия де Гуж (1792) предоставила Национальному собранию Франции, написанную ее «Декларацию прав женщины и гражданки», в стране был принят закон, направленный на юридическое закрепления положения женщины в обществе, впервые в мировой практике вводящий женщин в правовое пространство. Естественно, что Декларация, предлагаемая француженкой, копирующая для женщин все права мужчин, была абсолютно неприемлемой для революционного, но все еще глубоко патриархального французского общества, сохраняющего смертную казнь для женщин (ее жертвой и стала де Гуж).

Лишь через 20 лет – Декретом от 20 сентября 1792 г. – женщинам Франции общество предоставило некоторые гражданские права, а в апреле 1794 г. Конвент принял закон, облегчающий для них процедуру развода. К этому же периоду, видимо, относятся первые в мире попытки создать проекты законодательных актов, связанных с закреплением правового положения женщин.[9]Во Франции того времени появились первые общественные организации и органы печати, среди которых свое место заняли и женские организации, клубы и журнал, освещающий жизнь и борьбу французских женщин. В последующие годы все эти завоевания были сведены на нет, женское организованное движение подверглось преследованию, а Кодекс Наполеона 1804 года вновь возвратил женщин в подчиненное положение, передоверив их права мужской части общества.

Практическое и позитивное применение принципов Французской революции нашло свое место в США, где женское движение впервые зародилось в XVIII веке в период войны за независимость. Спецификой женского движения в этой стране стало его соотнесение с проблемой отмены рабства, продолжавшего свое позорное существование в этой демократической стране.

К середине ХIХ века новым требованием мирового женского движения становится требование права на труд, что является косвенным свидетельством массового выхода женщин в систему экономических и трудовых отношений в обществе. Намечается переход женского движения с позиций защиты абстрактных моральных норм на устои организованной общественной силы, не только имеющей собственные социально-экономические интересы, но и способной их отстаивать. Революции середины ХIХ века в Европе предоставили мировому женскому движению новые возможности для расширения прав женщин логическим лозунгом, которого стала борьба за политическое и гражданское равноправие мужчин и женщин.

В 1848 году в США был проведен конгресс, принявший декларацию прав женщин. Хотя этот конгресс носил национальный характер, его важное международное значение заключалось в том, что как его проведение, так и утвержденная им декларация прав женщин нашли широкий отклик в женских организациях Старого Света, проникнувшихся мыслью о многообразии и взаимосвязи всех прав женщины, сердцевиной которых в новых условиях стали пониматься политические права. В 1888 году направление развития мирового женского движения и инициатива женских организаций США приводит к возникновению первой международной женской организации и созданию Международного совета женщин. С конца XIX века начался процесс предоставления политических прав женщинам (так, Новая Зеландия первой предоставила женщинам право голоса в1893 г.). Исторический курьез заключен в том, что избирательное право для женщин США, так много сделавших для мирового движения, вступило в силу лишь в 1920 году, а французским женщинам оно было предоставлено только в 1944г. Между тем мировое женское движение конца ХIХ – начала ХХ вв. приобретало все больший размах, не только охватывая страны Европы и Америки, но и распространяясь на отдельные страны Азии. Национальные, конфессиональные, социальные и культурные отличия приводили к возникновению новых женских (религиозных, национальных, классовых, профессиональных и т. д.) организаций, объединяющих своих участниц по интересам и другим общим принципам. Но эти процессы дифференциации не снижали темпы мировой интеграции женского движения. Она была лишь приостановлена во время первой мировой войны, как и интеграция других общественных движений. Более того, в этих непростых военных условиях женщинам удалось создать в 1915 г. в Гааге пацифистский Международный комитет женщин за прочный мир, позже (в 1919 г.) преобразованный в Международную лигу женщин за мир и свободу. В годы первой мировой войны определился, а за время второй мировой войны приобрел размах важный исторический фактор, сыгравший исключительную роль в судьбах, как отдельной женщины, так и всего мирового женского движения. В эти периоды радикального нарушения гендерного баланса в обществе, при котором большинство мужчин были лишены возможности не только обычной гражданской жизни, но и политического участия в общественных делах, женщины впервые начали примерять к себе новые гендерные роли, способствующие снижению социальных издержек массового участия мужчин в войнах. Хотя в годы второй мировой войны единое международное женское движение распалось, большинство национальных женских организаций в той или иной форме продолжили свою деятельность. Написанная в 1949 году и ставшая "женской библией" книга Симоны де Бовуар «Второй пол» определила рубеж трансформации философии женского движения. Отныне женщины, в отличие от мужчин, могли заявить, что они освоили все роли и профессии противоположного пола.[10] И потому логичным шагом развития стало обращение к политическим аспектам неравенства, формирующим все остальные, в том числе социальные формы неравенства. «Второй пол» придавал этому решительному шагу женщин теоретические основания. Послевоенный период и образование ООН сыграли исключительно важное значение в переструктурировании мирового женского движения. Принятие Декларации прав и свободы человека стало поворотным пунктом истории человечества, впервые сформулировавшего и противопоставившего всем остальным общечеловеческим ценностям права отдельной личности, индивидуума. Мировое женское движение берет на вооружение принципы демократии, образовав в 1945 г. Международную демократическую федерацию женщин. Декларация и Устав ООН, резолюция (1946г.) и конвенция (1952 г.) ее Генеральной Ассамблеи о политических правах женщин, конвенция МОТ о равной оплате за равный труд (1951г.), Декларация ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин (1967г.) и десятки других международных документах целенаправленно изменяли правовые нормы, призванные отразить новое социальное состояние женщин в мире. Из-за интересов и попыток манипулировать женским движением в его рядах наметился сначала идеологический, а затем и фактический раскол. Развившийся к тому времени западный феминизм в его радикальной форме, был направлен «против всех мужчин», которая ранее была не характерна этому движению. Западный классический феминизм разделился на несколько направлений, среди которых выделялись его либеральное крыло и "новое движение". Либеральное феминистическое движение активно действовало в сфере практической политики, проводя лоббирование своих идей и проектов. Как пишет А. Темкина, это направление стремилось «получить власть в существующей системе, оно ставило целью изменить структуры таким образом, чтобы женщины как социальная группа могли выполнять иные роли. Действия были направлены на изменения законов, институтов, структуры занятости. Для того чтобы изменить положение женщины, надо изменить общество».[11] В противовес этому, «новое движение» действовало в основном в социальной и культурной сферах, пытаясь изменить сложившиеся стереотипы женщины в западном обществе, изменить саму женщину.[12] Либеральное феминистское движение во многом инициировало первую всемирную конференция по положению женщин, созванную в Мехико в 1975 году. Этот год был объявлен Международным годом женщины с целью напомнить мировому сообществу о том, что дискриминация в отношении женщин продолжала оставаться нерешенной проблемой во многих странах мира. Согласно выводам, сделанными в ходе работы Генеральной Ассамблеи ООН, конференция в Мехико определила три ключевые задачи, ставшие впоследствии основными направлениями работы ООН по решению проблем женщин: полное гендерное равенство и ликвидация дискриминации по признаку пола; вовлечение женщин в процесс развития и их полноправное участие в этом процессе; увеличение вклада женщин в укрепление мира во всем мире.