Смекни!
smekni.com

Дональд Гатри (стр. 243 из 271)


24 Дж. Дж. Коллинз (J. J. Collins, "Pseudonymity, Historical Reviews and the Genre of the Revelation of John", CBQ 39 (1977), pp. 329-343) отрицает фундаментальную разницу между иудейскими апокалипсисами и этой книгой. Он полагает, что отсутствие псевдонимичности вызвано тем, что пророчество в ней просто повторяется. Однако см.: С. Rowland, The Open Heaven (1982), p. 69.


25 Ср.: F. С. Burkitt, Jewish and Christian Apocalypses (1914), p. 6. "Христианский Апокалипсис Иоанна... дышит новым Духом" (т.е. по сравнению с иудейскими апокалипсисами).


26 Ч. К. Торрей (С. С. Torrey, The Apocalypse of John, 1958, pp. 79 f.) заходит так далеко в своих рассждениях, что усматривает в названии этой книги как "пророчества" претензии автора на то, чтобы его труд включили в еврейские Писания. Эта теория основывается на предположении Торрея о том, что во время его написания не существовало разницы между иудеями и христианами из евреев, и автор воспринимал Церковь как состоящую исключительно из евреев (ср. Опер. 7.3-8; 21.12).


27 Ср. мнение Э. Штауффера: Е. Stauffer, Theology of the New Testament, 1955, pp. 40-41, который твердо настаивает на том, что эта книга, равно как и Евангелие и Послания, написана апостолом Иоанном.


28 Op. cit., p. clxxxii.


29 Относительно взаимосвязи Апокалипсиса и четвертого Евангелия см.: О. Bocher, "Das Verhaltnis der Apokalypse des Johannes zum Evangelum des Johannes", in L'Apocalypse johan-nique (ed. Lambrecht), pp. 167-177, 289-301. Исследователь приводит таблицу некоторых поразительных сходств между двумя книгами.


30 См.: М. Rissi, Zeit und Geschichte in der OfTenbarung des Johannes (1952), p. 56. Рисси утверждает, что стилистические и смысловые особенности указаний на последние времена в Апокалипсисе весьма напоминают особенности Евангелия от Иоанна и Посланий Иоанна. Его мнение представляется вполне оправданным.


31 A Rebirth of Images (1949), pp. 25 ff. Фаррер считает автора книги не апостолом, а приближенным к апостолам (р. 32).


32 Ibid., р. 25.


33 Ср. теорию Ломейера (Lohmeyer) о намеренной семикратной структуре Первого Послания Иоанна. Подробности см. в прим. 44 к главе 23.


34 См. в начале данного раздела.


35 Ср. исчерпывающие примеры в разделе по грамматике Апокалипсиса в работе Чарльза: R. H. Charles, op. cit., I, pp. cxvii-clix. Свит (H. B. Swete, op. cit., pp. cxxii f.) приводит краткий пример - apo O wn /apo ho on/ (Отар. 1.4) - оборот, который является явно излишним для нормальной грамматики.


36 Например, см.: R. H. Charles, loc. cit. Более современное рассмотрение стиля книги ср. в работе Р. Тернера: N. Turner, in J. H. Moulton, A Grammar of New Testament Greek, IV (1976), pp. 145-159. Ср. также: G. Mussies, "The Greek of the Book of Revelation", in L'Apocalypse johannique (ed. Lambrecht), pp. 167-177.


37 The Gospel according to St. John (1887), p. Ixxxvi.


38 Таким образом Чарльз (Charles, op. cit., p. clii) приходит к выводу о том, что большинство неточностей "не является простыми отклонениями или даже грубыми ошибками, как некоторые неверно полагают, а вызвано сознательным выбором автора". Чарльз думал, что многие из них представляют собой воспроизведение еврейских идиом.


39 Е. W. Benson, The Apocalypse (1900), pp. 131 ff.


40 INT Ш, pp. 432 f. Ср.: W. Hendriksen, More than Conquerors (Tyndale Press edition, 1962), pp. 12 f.; J. B. Philipps, The Book of Revelation (1957), p. xiii, которые выдвигают сходное предположение.


41 Некоторые ученые, которые придерживаются мнения о том, что автор Апокалипсиса так отобрал и разместил свой материал, чтобы воспроизвести драматическое видение, предполагают, что он мог неосознанно избрать такой стиль написания, который хорошо подходит под предполагаемый профетический и экстатический опыт (ср.: Beckwith, op. cit, p. 3SS).


42 Беквит (Beckwith, op. cit., p. 356), который считает это предположение весьма вероятным, приводит примеры Иосифа Флавия и Павла. Если Апокалипсис создавался на о. Патмос, то использование личного секретаря представляется маловероятным.


43 Михаэлис (W. Michaelis, op. cit., p. 307) подверг резкой критике Гехтера (P. Gaechter), который в различных исследованиях, опубликованных в римско-католическом издании Theological Studies 8 (1947), 9 (1948), 9 (1948), 10 (1949), отстаивал участие личного серетаря при написании Откровения. Если эта теория верна, то этого секретаря придется считать некомпетентным.


44 Op. cit., p. xliii.


45 Ср.: F. J. A. Hort, The Apocalypse of John, I-Ш (1908), pp. xxxvi f. Петр действительно свидетельствует о своем апостольстве в 1 Пет. 1.1, однако это является единственным случаем такого рода, дошедшем до нас.


46 Так, см.: Charles, op. cit., p. xliii. Кеплер (Т. S. Kepler, The Book of Revelation, 1957, p. 17) на этом основании утверждает, что автор Откровения не был очевидцем служения и смерти Иисуса.


47 Ср.: Beckwith, op. cit., p. 351.


48 Ср.: Charles, loc. cit.


49 См. в пункте В раздела I главы 13.


50 Цан (Zahn, ШТ Ш, р. 430) цитирует в качестве параллели утверждение в Лк. 22.30 (=Мф. 19.28), в которой наш Господь говорит о двенадцати престолах для апостолов, но эти слова были обращены только к апостолам и могли быть известны только апостолам. Ср. также: F. J. A. Hort, The Apocalypse of John, I-Ш (1908), p. xxxvi.


51 Ср.: Moffatt, ILNT, p. 502.


52 Так, см.: Lohmeyer, Die Offenbarung des Johannes (1953), pp. 202-203. Ср. также: Moffatt, loc. cit.


53 Чарльз (R. H. Charles, op. cit., I, p. cxiv) считает эту концепцию "гротеском" и на этом основании приписывает ее редактору (р. 78). Ср. такие же фразы в 4.5; 5.6. Это могло возникнуть, как считает Свит (Н. В. Swete, op. cit., p. 6), из-за описания Святого Духа, работающего в семи церквах.


54 Ср.: С. Н. Dodd, The Apostolic Preaching and its Developments (1944), pp. 65 ff.


55 В. Буссе (W. Bousset, Die Offenbanmg Johannis, 1906, pp. 35-36) считал свидетельства в пользу ранней смерти ал. Иоанна столь вескими, что даже не рассматривал возможности апостольского авторства, а автором Откровения считал Иоанна старца.


56 Ср.: Hort, op. cit., p. xl.


57 Ср.: A. Farrer, op. cit., p. 23.


58 Буссе (Bousset, op. cit., p. 49) приписывал Апокалипсис Иоанну-старцу, равно как и 2 и 3 Ин., а также полагал, что свидетельство этого старца легло в основу четвертого Евангелия.


59 Фьоренца (Е. S. Fiorenza, "The Quest for the Johannine School: The Apocalypse and the Fourth Gospel", NTS 23 (1977), pp. 402-427) отрицал участие школы Иоанна в написании Апокалипсиса. Он думал, что автор принадлежал к пророческо-апокалиптическим кругам. Этот подход мало чем полезен в проблеме идентификации автора Откровения.


60 Op. cit., p. xliii.


61 Ср., например: Т. Henshaw, op. cit., p. 417. Ср.: Т. F. Glasson, The Revelation of John (1965), который полагает, что Апокалипсис написан неизвестным Иоанном.


62 Так, см.: A. Farrer, op. cit., p. 23.


63 Ранние противники апостольского авторства прибегали к этой теории. Беквит (Becwith, op. cit., p. 345) приводит мнения Землера (Semler), Фолькмара (Volkmar), Шолтау (Scholtau), Вайцзекера (Weizsacker), Вернле (Wemle) и Бекона (Bacon).


64 Практически все современные ученые отвергают данное решение проблемы. Ср.: R. Н. Charles, op. cit., P, pp. 43 ff; F. Torm, Die Psychologic der Pseudonymitst im Hinblick auf die Literatur der Urchristentums (1932), p. 29. Роуленд (С. Rowland, The Open Heaven, p. 69) приходит к выводу о том, что псевдонимичность не являлась сколько-нибудь существенной чертой христианских апокалипсисов, так как необходимость ее использования отпадала с приходом Святого Духа.


65 Среди более современных ученых эту гипотезу поддерживают Гитциг (Hitzig) и отчасти Шпитта (Spitta) (ср.: Zahn, INT Ш, р. 434 п. 2).


66 Ср. критику со стороны Цана (Zahn, op. cit., Ш, pp. 428-429) и Свита (H. В. Swete, op. cit., p. clxxvi). Дж. H. Сандерс (J. N. Sanders, NTS 9 (1962), pp. 75-85) поддержал мнение о том, что Иоанн на о. Патмос являлся Иоанном Марком. Отождествление этого Иоанна с апостолом Иоанном зародилось на взгляд Сандерса в качестве еретического мнения.


67 А. Шлаттер (A. Schlatter, Die Briefe und die Offenbarung des Johannes, 1950, p. 127), который принимает апостольское авторство для всех Писаний Иоанна, указывает на то, что ни один апостол не представляет столь полно основных тем Благой вести - веры в Евангелии, любви в Посланиях и надежды в Апокалипсисе. Эта же идея была ранее высказана Лютхардтом: С. Е. Luthardt, Die Lehre von den Letzten Dingen (1870), p. 167.


68 Ср.: Boismard, in Robert-Feuillet, Introduction a la Bible, П, p. 741.


69 Домициан приказал именовать себя "наш Господь и наш Бог", но, как указывает F. F. Брюс (F. F. Bruce, New Testament History, p. 391), нет данных в пользу того, что это привело к конфликту с христианами.


70 Так, см: Charles, op. cit., p. xciv. Чарльз пишет: "Нет никаких свидетельств в пользу того, что конфликт между христианством и культом императора достиг той остроты, которая описывается в Апокалипсисе Иоанна в последние годы правления Домициана". Подобного же мнения придерживаются Моффат (Moflfatt, ILNT, р. 504), Беквит (I. Т. Beckwith, op. cit., p. 201) и Свит (Н. В. Swete, op. cit., pp. civ-cv).


71 Робинсон подверг критике догматизм многих комментаторов в том, что они не допускают возможности данного развития событий до времен Домициана: Robinson, Redating, pp. 236-237.


72 Ср.: Michaelis, op. cit., p. 317.


73 Михаэлис (Michaelis, loc. cit.) предполагает, что в этом месте (2.10) под искусителями имеются ввиду не имперские власти, а иудеи.


74 Ср.: Н. В. Swete, op. cit., p. 56.


75 Михаэлис (Michaelis, op. cit., p. 316) считает, что данные в посланиях к семи церквам не указывают на то, что гонения проводились со стороны государства, и следовательно датировка книги временем правления Домициана представляется слишком поздней. Чарльз (Charles, op. cit., p. xciv) соглашается с подобным подходом, однако относит эти ссылки к более раннему материалу по сравнению с главной частью книги, в которой они были воспроизведены.


76 Согласно Диону Кассию: Hist. Rom. Ixvii. 14.


77 Евсевий Кесарийский (Chronicle, p. 274) ошибочно назвал Дошщиллу дочерью сестры Флавия Климента. Он также записал, что Флавий Климент отправился в изгнание, между тем как Светоний точно утверждает, что Флавию Клименту не удалось избежать экзекуции (Dom. 16). Дж. А. Т. Робинсон (J. А. Т. Robinson, Redating, p. 232) согласен с Бо Рейке (Во Reicke, New Testament Era, pp. 295-302) в том, что нападки Домициана были в большей степени направлены против аристократии, чем христиан. Несмотря на это, Рейке все же датирует Откровение Иоанна правлением имп. Домициана. Ср. рассмотрение основных причин Домициановских гонений в статье: P. Prigent, "Аи temps de 1'Apocalypse. Ш Pourquoi les persecutions?", RHPR 55 (1975), pp. 341-363.