Смекни!
smekni.com

Дональд Гатри (стр. 261 из 271)


7 "Le Role de la Tradition orale dans la composition des Evangiles synotiques", in La Formation des Evangiles (ed. J. Heuschen, 1957), pp. 70-84. Ср. также: idem, Jewish Hermeneutics in the Synoptic Gospels and Acts (1954), pp. 177 ff.


8 Testimonies, I (1916).


9 Primitive Gospel Sources (1951).


10 According to the Scriptures (1952).


11 Рассмотрение Иисуса Христа как Учителя представлено в книге Кертиса: W. A. Curtis, Jesus Christ the Teacher (1943). Автор проводит параллели между методами обучения Иисуса и методами раввинов, причем показывает превосходство в этом Христа.


12 См. дальнейшее обсуждение этой позиции в следующем разделе.


13 Memory and Manuscript (1961), pp. 157 ff.


14 Герхардссон (Gerhardsson, op. cit., p. 335) полагает, что евангелисты "работали на основе установленного особого предания об Иисусе - предания, которое частично запоминалось, а частично записывалось в отдельные записки и личные свитки, однако вне всякого сомнения, что оно не испытало влияния других авторитетных учений того времени.


15 Необходимо решительно отвергнуть искусственные методы экспериментальной проверки передачи устного предания, подобные тем, которые проводил в аудиториях В. Тейлор: V. Taylor, Formation of the Gospel Tradition (1935), pp. 202-209. По мнению автора эксперимента его ценность обуславливалась тем, что он проводился среди студентов, чьи мыслительные процессы во многом определяются устной передачей. К. Гробель (К. Grobel, Form-geschichte und synoptische Quellenanalyse, 1937, p. Ill) подверг резкой, уничижительной критике этот метод, исследователь назвал его абсурдным, поскольку академическая атмосфера не может правильно воспроизвести условий, при которых это устное предание передавалось.


16 Многие ученые придерживаются предвзятого мнения о том, что Евангелия необходимо рассматривать под тем же углом зрения, что и любые другие книги (ср.: V. Taylor, The Gospels, p. 11; Т. Henshaw, New Testament Literature, 1952, p. 63). Однако это мнение спорно, так как Евангелия рассматривают уникальные события. В то же время эта уникальность не означает, что они вовсе не подлежат критическому исследованию. Это просто говорит о том, что не все методы, применяемые для других писаний хороши для Евангелий.


17 Вуд (Н. G. Wood, Jesus in the Twentieth Century, 1960, p. 80), подчеркивая уникальность Евангелий, обращает внимание на отсутствие точных литературных параллелей. Ср. также: Н. Е. W. Turner, Jesus, Master and Lord (1954), pp. 29 ff. Вне всякого сомнения, что там, где этот факт учитывается, он помогает избежать многих критических спекуляций, основанных на сомнительных параллелях.


18 См.: S. H. Hooke, Alpha and Omega, 1961, p. 137. Автор указывает на то, что в основе текстуальной критики, критики источников и метода "истории форм" лежит представление о Евангелиях, как о произведениях человеческой мысли, посвященных раскрытию способа искупления перед Богом. Исследователь присоединяется к выступлению Остина Фаррера против подобных воззрений, которые превращают авторов Евангелий в "бесцветных учеников".

Именной указатель

Абрахаме, Израиль /Israel Abrahams/ - иудейский библеист, исследователь новозаветной истории и иудо-христианской литературы, труды которого относятся к нач. нашего века.


Август /лат. Gaius Octavius, с 44 г. до Р. X. - Gaius lulius Caesar Octavianus, с 27 г. до Р.Х. - imp. Caesar Augustus ("священный" - употреблялось до этого только по отношению к божествам, стало входить в титулатуру последующих императоров), англ. Augustus/ - первый римский император (27 до Р.Х. - 14 от Р.Х.), внучатый племянник и приемный сын Цезаря , талантливый политик, объединивший под своей властью все Средиземноморье и установивший на всем пространстве Римской империи долгожданный мир (pax Romana) после длительного периода гражданских войн (133-30 до Р.Х.), - необходимое условие для распространения Благой вести; в его правление родился Христос (Лк. 2.1).


Августин, Аврелий /лат. Sanctus Aurelius Augustinus, в православной традиции -"блаженный", англ. Augustine/ (354-430) - еп. Гишюнийский с 395 г. (по названию города близ Карфагена - Hippo Regius), отец Церкви, крещенный в 387 г. Амвросием, богослов, философ, экзегет, аскет, апологет, критик пелагианства и манихейства, автор 93 трудов в 232 книгах, среди которых "Исповедь" (лат. "Confessiones"), "О граде Божьем" (лат. "De civitate Dei") и др.


Адриан, Публий Элий /лат. Publius Aelius Hadrianus, с 117 г. - imp. Caesar Traianus Hadrianus Augustus, англ. Hadrian/ - римский император (117-138), который продолжил политику гонений своего предшественника Траяна.


Аланд, Курт /Kurt Aland/ (p. 1915 г.) - немецкий протестантский специалист по Новому Завету и истории Церкви, составитель и редактор широко известных критических изданий Нового Завета на греческом языке.


Алло, Эрнест Бернар /Е. Bernard Allo/ (1873-1945) - французский католический экзегет, монах-доминиканец.


Альбертц, Мартин /Martin Albertz/ - немецкий протестантский модернистский библеист, сторонник метода "истории форм", современник Бультмана.


Альтхаус, (Август Вильгельм Герман) Пауль /(August Wilhelm Hermann) Paul Althaus/ (1888-1966) - немецкий лютеранский богослов и библеист, критик либерализма, проф. Эрлагенского ун-та (1925-1966).


Амвросиастер /лат., англ. Ambrosiaster/ - неизвестный автор "Commentaria in xiii epistolas beati Pauli" ("Комментарии к 13-и посланиям блаженного Павла"), названный так Эразмом в 1527 г.; тем самым Эразм отверг авторство Амвросия, принятое в Западной церкви; в 1908 г. А. Саутер доказал принадлежность труда "Quaestiones veteris et novi testamenti" этому же автору; скорее всего, этот римлянин жил ок. 375 г. и побывал в Испании, Италии и Риме; его экзегеза носит буквальный и практический характер и обнаруживает хорошее знакомство с иудейскими обычаями и культурой; его сочинения представляют значительный интерес для новозаветной библеистики ввиду использования им древнелатинской версии (до Вульгаты) Собрания писем Павла из 13 канонических Посланий (кроме Евр.).


Амвросий Медиоланскнй /лат. Sanctus Ambrosius Mediolanus, англ. Ambrose of Milan/ (ок. 339 - 397) - en. Медиоланский (совр. г. Милан) с 373 г., отец Церкви, богослов, экзегет, апологет и литургист, критик арианства, всеми силами утверждал в Западной церкви никейский символ веры и сформулировал по-латыни многие христианские догматы и доктрины, в т.ч. догмат о Троице и воплощении Иисуса Христа; автор ряда сочинений, среди которых: "De Fide ad Gratium" ("О вере в благодать"), "De Spirito Sancto" ("О Святом Духе"), "De Officiis Ministrorum", "De Mysteriis" ("О тайнах"), "De Sacramentis" ("О таинствах") и др.


Арндт, Вильям Фредерик /William Frederick Amdt/ (1880-1957) - американский лютеранский библеист, экзегет, специалист'по греческому языку Нового Завета и раннехристианской литературы, один из издателей известного англо-греческого словаря (1957).


Аулен, Густаф Эмануель Гильдебранд /Gustaf Emanuel Hildebrand Aulen/ (1879-1977) - шведский лютеранский богослов, библеист, литургист, музыкант и деятель экуменического движения, проф. Люндского ун-та (1913-1933), еп. Странгнаса (1932-1952), с 1952 г. - почетный проф. Люнда, вместе с А. Нигреном и Н. Зодербломом -основатель "Люндской школы", которая противостояла как лютеранской ортодоксии, так и либерализму L фон Гарнака.


Ахтемайер, Пауль /Paul Achtemeier/ - современный немецкий протестантский богослов и библеист, специалист по Новому Завету.


Баркли, Вильям /William Barclay/ (1907-1978) - шотландский пресвитерианский библеист и экзегет, специалист по экзегезе Нового Завета, автор широко известных комментариев, проф. ун-та в г. Глазго.


Баррет, Чарльз Кингли /Charles Kingly Barrett/ (p. 1917 г.) - англиканский библеист, специалист по Новому Завету.


Барт, Карл /Karl Barth/ (1886-1968) - швейцарский модернистский богослов, библеист и философ, один из самых влиятельных протестантских богословов XX в., основатель так называемой "диалектической теологии", или "теологии кризиса", привнесшей в богословие экзистенциалистские подходы, проф. Геттингенского, Мюнстер-ского, Боннского (1922-1935) и Базельского (1935-1962) ун-тов; его богословские воззрения неоднократно менялись: будучи консервативным швейцарским кальвинистом увлекся немецким классическим протестантским либерализмом Шлейермахера и Гарнака, который он окончательно подверг критике в 1919 г. из-за дискредитации категории веры и необоснованного социального оптимизма; став родоначальником христианского модернизма (не только протестантского, но и косвенным образом католического) с его акцентом на индивидуализме и отрицанием ценностей морали и церковной организации в вопросе спасения под конец своей жизни перешел к более умеренным позициям, в частности к признанию значения этики и церковности.


Бартон, Джордж Аарон /George Aaron Barton/ (ум. 1942 г.) - американский библеист и семитолог, проф. ун-та Пенсильвании (1922-1932) и "The Divinity School of Protestant Episcopal Church" (1921-1937), служитель квакерской (1879-1918) и епископальной (с 1918 г.) церквей.


Батлер, Бейсл /Basil С. Butler/ - британский библеист, выдвинувший в своей книге "The Originality of St. Matthew" (1951) идею приоритета Евангелия от Матфея.


Баур, Фердинанд Христиан /Ferdinand Christian Baur/ (1798-1860) - немецкий протестантский либеральный богослов, историк Церкви и экзегет, проф. Тюбингенского ун-та, основатель Тюбингенской школы.


Бауэр, Бруно /Bruno Bauer/ (1809-1882) - немецкий философ-гегелианец, автор ряда работ по раннему христианству, написанных в критическом духе.


Бауэр, Вальтер /Walter Bauer/ (p. 1877 г.) - немецкий лютеранский историк ранней Церкви и библеист, специалист по Новому Завету, проф. Марбургского (1903-1913), Бреслауского (1913-1916) и Геттингенского (с 1918 г.) ун-тов.


Баченен, Колин /Colin О. Buchanan/ - современный англиканский богослов и библеист, еп. Астонский.


Беа, Августин /Augustin Bea/ (1881-1968) - немецкий католический богослов, библеист и деятель экуменического движения, проф. (1927-1949) и ректор (1930-1949) Григорианского ун-та в Риме, редактор научного журнала "Biblica" (1931-1951), иезуит (с 1902 г.), архиеп. иезуитской провинции в Германии (с 1921 г.), личный исповедник папы Пия XII (с 1945 г.), кардинал (с 1959 г.), видный деятель I Ватиканского собора.