Апокрифические евангелия - известно ок. 50 апокрифических Евангелий, среди которых наиболее распространенны Протоевангелие Иакова (вероятно вышедшее из среды евионитов), Евангелие Псевдо-Матфея, или Книга о рождении блаженной Марии и детстве Спасителя (42 гл.), Евангелие о рождестве Марии (история Марии до Рождества в 10 главах), История Иосифа плотника (32 гл.), Арабское евангелие детства (52 гл., отдельные повествования вошли в состав Корана), Евангелие Фомы, Евангелие Петра, Евангелие Никодима (состоит из "Деяний Пилата" и "Сошествия Христа в ад"), Евангелие Назореев и др.
Апокрифические послания (англ. Epistolary Pseudepigraphy) - этот вид апокрифической литературы представлен слабее других, потому что производить подлоги здесь труднее. Известны "Послание к ЛаодикийцалГ, "Послание Павла к Коринфянам" (Третье Послание) с ответным посланием их к апостолу, "Послание Варнавы", "Переписка апостола Павла с философом Сенекой" в 14 письмах, которая обязана своим происхождением сказанию о дружбе этих лиц, известная уже Иерониму (De Vir. PI. 12), а также три послания в "Климентинах": "Послание Петра" ученикам Иакова с прилагаемой "Проповедью Петра", письмо иерусалимской общины о получении этого послания и Послание Климента к Иакову, в котором автор повествует о мученической кончине Петра и его последних распоряжениях.
Апокрифы, апокрифическая литература (от греч. apokrvfos - "тайный, сокровенный", позднее - "подложный" (по отношению к книгам), англ, apocryphal literature) - этот термин изначально имел двоякое значение: (1) книги, не предназначенные для употребления во время церковных собраний /лат. secretae et non volgatae scripturae, absconditae - книги тайные, сокрытые/; (2) книги неизвестного происхождения, по Августину - occulta origa /тайное происхождение/. Позже эти два значения стали сливаться. В протестантской библеистике часто употребляется другой термин - псевдоэпиграфы, или псевдоэпиграфическая литература (от греч. yevdhs /pseudes/ - "ложный", epigrafw /epigrapho/ - зд. "приписываю", англ, pseudepigraphy), который в большей степени подчеркивает подложность А. л. Апокрифы распадаются на три группы: А. Ветхого Завета, А. Нового Завета и житийные А.
Апокрифы Ветхого Завета - существуют некоторые разночтения между основными ветвями христианства в понимании апокрифичности книг Ветхого Завета. В сочинении Карлштатдта "De canonicis Scripturis libellus" (1520) и в позднейшем протестантском богословии ряд книг Ветхого Завета отнесен к апокрифической литературе: 2-я кн. Ездры, вставки в кн. Есфирь, Песнь трех отроков в кн. пророка Даниила (3 гл.), 13-я и 14-я гл. той же книги (история Сусанны и пр.), молитва Манассии (в кон. 2-й кн. Паралипоменон), кн. пророка Варуха, Послание Иеремии, кн. Товит, кн. Иудифь, 1-я, 2-я и 3-я кн. Маккавейские, кн. Иисуса, сына Сирахова и кн. Премудрости Соломона), между тем как в католической библеистике они считаются каноническими, а в православной - неканоническими (предназначенными не для литургии, а для назидательного чтения), но никак не апокрифическими. Богословы этих церквей относят к А. В. 3. эфиопскую кн. Еноха, славянскую кн. Еноха, Успение (Вознесение) Моисея, Апокалипсис Варуха, 3-ю кн. (Апокалипсис) Ездры, Апокалипсис Авраама, Завет 12 патриархов, Кн. Юбилеев (Кн. Малого Бытия), Мученичество Исайи, Паралипомены Иеремии и Псалмы Соломона. Протестанты называют эту литературу псевдоэпиграфической (в отличии от апокрифической). Кроме того имеют хождение различные книги (Адамовы кн., 6-я и 7-я кн. Моисеевы), чье иудейское происхождение весьма сомнительно, и поэтому их нельзя относить к А. В. 3.
Апофтегмы (от греч. apofqegma - "изречение", англ. Apophthegms) - анонимное собрание "изречений" и "деяний" отшельников Египетской пустыни, первых abbas (отцов). Происходит, по-видимому, от коптской устной традиции, записанной по-гречески в V и VI веках, в алфавитном порядке, начиная с аввы Антония и кончая аввой Ором (имя которого начинается с омеги - последней буквы греческого алфавита).
Аутентичность (от греч. avqenths - " собственной рукой совершающий" , лат. authenticus - "подлинный, достоверный", англ, authenticity) - принцип соответствия письменного источника тому, что он декларирует (тип и название документа, авторство и место происхождения данного документа). А. еще не означает достоверности всех сведений, которые сообщаются в источнике, если допустить сознательное искажение фактов со стороны автора. Тем не менее установление А. путем научной критики источника позволяет выявит культурно-исторический фон его происхождения.
Варнавы послание (англ, the epistle of Barnabas) - апокрифическое послание, отражающее период окончательного разрыва между иудейством и христианством. Хотя предание и связывает его с именем ал. Варнавы (Деян. 4.36; 11-15), он принадлежит перу неизвестного христианского автора нач. II в. от Р.Х. Иногда включалось в новозаветный канон.
Вульгата (лат. Vulgata versio, англ. Vulgate) - латинский перевод Св. Писания, выполненный на основе еврейских текстов, Септуагинты и древнелатинского перевода (Itala interpretatio) Иеронимом, в разное время дополненный и исправленный. Тридентский собор (1546) утвердил его, и он вошел во всеобщее употребление в римско-католической церкви. Впервые В. издана при папе Сиксте V под заглавием "Biblia sacra vulgatae editionis" (Рим, 1590), откуда она и получила свое название. В дальнейшем редактировалась и переиздавалась при папах Григории XIV, Клименте VIII и др.
Герметика (лат., англ. Hermetica) - оккультная синкретическая философия, сложившаяся во II-III вв. на основе ряда трактатов, приписываемых Гермесу Трисме-гисту (лат., англ. Hermes Trismegistus), воплощенному древнегреческому богу торговли и тайных знаний, покровителю торговцев, путешественников, воров и магов Гермесу (греч. Ermhs), почитание которого как важнейшего божества античного пантеона достигло наибольшего размаха в первые века от Р.Х., соответствует римскому богу Меркурию (лат. Mercurius). Г. основывается на иудейской нумерологии, античной цифрометрии (философия Пифагора), гностицизме и халдейской магии, включает также элементы египетской мифологии, манихейства и данных иудейско-христианской апокрифической литературы.
Гностицизм (от греч. gnwstikos /gnosticos/ - "познающий", лат., англ. Gnosticism) -обобщающее название совокупности синкретических религиозно-философских систем, которые сложились во II в. от Р.Х. и в которых основные доктрины и учения христианства, оторванные от их исторического контекста, переистолкованы в духе эллинистической философии и религии. Отличие Г. от других религиозно-философских синкретических учений, таких как неоплатонизм, филонизм и герметика, состоит в том, что Г. признает основные положения христианского вероучения, из-за чего представлял наиболее серьезную угрозу для Церкви П-Ш вв. Гностические учения в той или иной степени извратили христианское учения о телесном воскресении Иисуса Христа, учение о Божественной и человеческой природе Христа, учение о Боге, Св. Духе, спасении и др. Основные категории гностиков - gnwsis /gnosis/ - "знание", sofia /sofia/ - "мудрость", plhrwma /pleroma/ - "полнота", dvnamns /dynamis/ - "силы". С решительной критикой Г. выступили Тертуллиан, Ириней, Климент Александрийский, Ипполит, Епифаний.
Двух источников теория (англ, the two-document theory) - теория, обоснованная Гольцманом (1863), возникшая на основе концепции Лахмана о приоритете Евангелия от Марка (1835) и гипотезы Вейссе об источнике "Q" (1835). Исходя из априорного мнения о литературной зависимости синоптических Евангелий, эта теория считает источниками Евангелий от Матфея и Луки гипотетический источник "Q" и Марка. Это мнение основывается на общности материала Марка для Матфея и Луки, а также на общности материала Матфея и Луки, отсутствующего у Марка, обозначенного символом "Q" (см. Quelle).
Диатессарон (лат., англ. Diatessaron, от лат. diatessaron - "музыкальная кварта", слово греч. происхождения) - первая известная гармония четырех Евангелий, составленная Татианом в сер. II в. Вероятно, написана по-гречески, но вскоре переведена на сирийский. Представляла собой основную священную книгу для сирийско-язычных церквей вплоть до V в. - времени, когда повсеместно были приняты четыре канонических Евангелия. Текст Д. не сохранился, однако по дошедшим до наших дней фрагментам, комментариям и частичным переводам можно сделать вывод, что книга состояла исключительно из четырех Евангелий, что свидетельствует в пользу раннего авторитета канонических книг.
Диатриба (греч. diatriba, англ, diatribe) - особый жанр древнегреческой литературы, который объединяет как научные трактаты и рассуждения, так и полемические, обличительные трактаты. После написания Эразмом Роттердамским знаменитого полемического трактата "Диатриба, или рассуждения о свободной воле", направленного против лютеровского понимания оправдания по вере и предопределения, это слово стало все больше употребляться во втором смысле.
Дидахе (греч. Didach - " Учение" , лат., англ. Didache, полное название - "Учение Господа, преподанное народам через двенадцать апостолов") - собрание этических и обрядовых установлений ранней Церкви, обнаруженное в 1875 г. в Константинополе. Возникло в кон. I в. от Р.Х. и отражает богословие раннехристианских общин Сирии и Палестины. Состоит из трех частей: (1) представляет христианский способ существование как путь жизни, противоположный пути смерти; (2) литургическая, содержащая рассуждения о крещении и о Вечере Господней; (3) посвящается организации общин и порядку избрания епископов и диаконов.