Смекни!
smekni.com

Дональд Гатри (стр. 269 из 271)


Доксология (от греч. doxa - "слава", "мнение" /о ком-л./, logos - "слово" "речь", англ, doxology) - славословие, хрестоматийный пример которого встречается в синод, в Рим. 14.24-26. В некоторых рукописях этот отрывок располагается после Рим. 16.24 (16.25-27), что представляет собой проблему текстуальной критики Послания.


Евиониты (эвиониты, англ. Ebionites) - иудействующая ересь, ведущая начало от некоего Евиона, существование которого теперь вообще не признается. Некоторые исследователи относят происхождение секты ко времени правления Домициана или еще раньше. Другие предполагают, что отделение Е. от Церкви произошло приблизительно в 136-138 гг., что было вызвано принятием языческих обычаев в Иерусалимской церкви.


"История редакций" метод (нем. die redaktionsgeschichtliche Methode, англ, composition-history), или критика редакций (англ, redaction criticism) - направление в библейской герменевтике и экзегетике XX в., отпочковавшееся от школы "истории форм", которое ставит основной акцент на индивидуальном богословии редактора той или иной книги Св. Писания в ее нынешнем виде, рассматривая их в качестве продукта редакторской работы над "формами" (Forme). Основоположники этого метода - Г. Концельман и В. Марксен.


Истории религии школа (нем. religionsgeschichtliche Schule, англ, the History of Religion School of thought) - направление в протестантской либеральной библе-истике и истории раннего христианства начала XX в., которое связывало распространение христианства с видоизменением иудейских устных и письменных преданий в форму, приемлемую для язычников. Главным предметом исследования III. и. р. выступали Послания. Воззрения этой школы оказали большое влияние на сторонников школы "истории форм". Основатели школы - Р. Рейцен-штейн и В. Буссе.


"Истории форм" метод (нем. die formgeschichtliche Methode, англ, form-historical method), или критика форм (от англ, form criticism) - влиятельное направление в библейской герменевтике и экзегетике XX в., которое пытается выделить в тексте Св. Писания первоначальные устные литературные формы (Forme), зародившиеся в определенной историко-культурной среде (Sitz im Leberi) и сложившиеся в устном или письменном виде в лоне той или иной религиозной общины (die Gemeinde), которая ответственна за происхождение данной формы. Метод И. ф. сложился на волне критики теорий письменных источников, недооценивавших устное предание, однако, привел к дискредитации историчности новозаветных событий и, в крайней форме, личности Самого исторического Иисуса. Современные тенденции в развитии школы И. ф. отличаются переходом к более умеренным позициям, в частности к признанию историчности Иисуса Христа и основных евангельских повествований. Основные представители школы И. ф. в Германии - М. Дибелиус, Р. Бультман, К. Л. Шмидт и М. Альбертц, в США - Б. С. Истон, В. Банди и Ф. Грант, в Великобритании - Э. Редлих, Р. Лайтфут, В. Тейлор и Д. Найнгем.


Керигма (от греч. kervgma - "возвещение", "проповедь", "благовестие", лат., англ, kerygma) - в Новом Завете это слово обозначало либо сам процесс проповеди (1 Кор. 2.4), либо содержание проповеди (1 Кор. 1.21). Эта категория приобрела особое значение в трудах Ч. Г. Додда и позднейшего модернистского богословия. К. рассматривается как установленная форма благовестия о смерти и Воскресении Иисуса Христа, потомка Давида, как исполнение ветхозаветных пророчеств, следы которой Додд обнаруживал, напр., в Деян. 2.14-39; 3.13-26; 1 Кор. 15.1-7, при этом противопоставляя понятия kervgma и didach /didache/ (раннехристианское учение). Модернисты вообще отделяют исторического Иисуса (как историческую личность) от керигматического Христа (как объект христианской веры).


Лаодикийцам , послание к (англ, the epistle to the Laodiceans) - апокрифический апокалипсис, поводом к написанию которого вне всяких сомнений послужило упоминание о нем в Кол. 4.16. Оно также упоминается Иеронимом (De vir. 111. 5) и Феодоритом (толкование Послания к Колоссянам, 4.16). П. к Л. представляет собой компиляцию из Посланий к Филиппинцам, Колоссянам и Ефесянам. Сохранилось только в латинском переводе.


Лекционарии (англ, lectionaries) - установленный порядок богослужебных чтений (лекций) и книги, фиксирующие этот порядок. С древних времен Л. представляли собой чтение Пятикнижья по субботам. Во времена Иисуса книги пророков также подразделялись на лекции, как показывает отрывок Лк. 4.16-21. Эту практику позаимствовала христианская Церковь. Карфагенский собор (397 г.) запретил использовать для Л. что-либо иное, кроме Библии. Как правило, Л. используются в "литургических" церквях (Католическая, Англиканская, Лютеранская и Епископальная), хотя в последнее время Л. становятся все более популярными и в "проповеднических" церквях.


Логия (греч. logia, лат., англ, logia) - древнегреческий термин, обозначающий "изречения", "слова", "высказывания". В новозаветной библеистике этой категорией обозначаются письменные источники, состоящие целиком из изречений. По словам Папия в древней Церкви имела хождение Л. с изречениями Иисуса Христа, которая отождествляется современными библеисгами либо с Прото-Марком, либо с гипотетическим источником "Q" (Quelle).


Манихейство (англ. Manicheism) - религиозно-философское течение, возникшее на Ближнем Востоке в III в. от Р.Х., широко распространенное в Передней Азии и в Средиземноморье вплоть до VIII в. Основатель - перс Мани /англ. Mani, греч. Manhs, лат. Manichaeus/ (216-274/277), распятый за свое вероучение. Наряду с многими христианскими принципами М. характеризуется дуализмом Добра и Зла, присущим древнеиранскому религиозному мировоззрению (маздеизм, зороастризм, культ Митры, маздакизм), а также проповедью аскетизма как средства преодоления Зла, которое отождествлялось с материальным миром. М. выделяется среди персидских вероучений пессимистическим взглядом на исход противоборства Добра и Зла.


Мидарш (англ, midrash) - особый вид иудейской литературы, который использовался раввинами для толкования Писания. Использование М. предполагало особую технику тщательного толкования каждого стиха. Один тип М. был призван более полно истолковать Моисеев закон, другой - вывести моральные принципы или нравоучительные уроки из библейских текстов. М. мог излагаться в форме притч, изречений, легенд, историй и т.д.


Мифологическая школа - гиперкритическое течение в библеистике в ХЕХ в., отвергающее историчность Иисуса Христа и евангельских повествований. Впервые понятие мифа в науку ввел 1835 г. гегелианец Ф. Штраус, который считал, что иудеи перенесли свои мессианские чаяния на личность Иисуса, а Б. Бауэр вообще настаивал на мифичности Христа. Для обоснования своих гипотез сторонники М. ш. были вынуждены прибегнуть к поздней датировке Евангелий (кон. II в.), предложенной Штраусом и Тюбингенской школой. Уже в кон. XIX в. эта датировка подверглась критике со стороны даже либеральных библеистов (напр. Гарнака) на основе все возрастающего количества текстуальных данных. Оказавшись вне сферы научной библеистики, аргументы М. ш. были взяты на вооружение обструкционистской атеистической критикой.


Мураториев канон (англ. Muratorian Canon) - список канонических книг Библии, составленный в Риме ок. 190 г., назван по имени впервые открывшего его итальянского библиографа, богослова, историка и издателя Лодовико Антонио Муратори (1672-1750).


Назореев евангелие (англ, the Gospel of Nazarenes) - апокрифическое евангелие на арамейском языке, которое по свидетельству Иеронима употреблялось в секте назореев в IV в. По мнению Г. Э. Лессинга это писание легло в основу синоптических Евангелий.


Назореи, или назаряне (от др.-евр. "1 Т 3 /nazar/ - "отказываться", "воздерживаться", англ. Nazarenes) - проповедники-аскеты в древней Иудее, давшие пожизненный или временны обет очищения перед Богом (см. Числ. 6.2-21), заключающийся в том, чтобы не пить вина, не стричь волос, не входить ни в один дом, где находится мертвое тело, и в целом хранить себя от осквернения духовного и телесного. В дальнейшем слились с ессеями.


Нероновские гонения (англ. Nero's persecutions) - первые в истории христианства массовые гонения, происшедшие при императоре Нероне (54-68), который, желая отвести от себя подозрения в поджоге Рима (64 г.), обвинил в этом злодеянии христиан. В непричастности христиан к поджогу были убеждены даже враждебно настроенные по отношению к христианству римские историки (Тацит в "Анналах" и Светоний в историко-биографическом очерке "Жизнь двенадцати Цезарей"), которые не только зафиксировали факт гонений, но также и описали массовые казни и изуверскую жестокость со стороны как римских властей, так и "черни". Жертвами Н. г. пали ал. Петр и ал. Павел.


Павла к Коринфянам послание, иногда известное под названием Третье послание к Коринфянам (англ, the epistle to the Corinthians, или 3 Corinthians) - апокрифическое послание, которое возникло, по-видимому, в связи с подразумеваемым в 1 Кор. 5.9 сочинением Павла. Это послание вместе с ответным посланием коринфян входили составной частью в апокрифические "Деяния Павла" (по-видимому, были включены в "Деяния" автором). Это послание упоминает Тертулпиан (De Baptismo, 17), его комментирует Ефрем Сирин (IV в.), некоторое время оно входило в Сирийский канон (до нач. V в.). Тем не менее Церковь осудила подлог и лишила сана автора, асийского пресвитера, невзирая на его благие намерения и соответствие ортодоксальному учению.


Парусня (от греч. parovsia - "прибытие", "приход", лат., англ, parousia) - Второе Пришествие нашего Господа Иисуса Христа и связанные с ним эсхатологические события. П. представляла собой предмет заветных чаяний ранних христиан, которые в обстановке жестоких преследований и нетерпимости ожидали скорого исполнения этого обещания Иисуса.