Смекни!
smekni.com

по истории на тему: Александр (стр. 10 из 23)

«В медалях кучер у дверей

Тяжелых горячил коней,

Городовые на па­нели

Сгоняли публику...

Ура!!!

Заводит кто-то голосистый,

И царь — огромный, водянистый,

С семейством едет со двора...»

В начале 1880-х гг. выезд <со двора» совершался как можно скромнее и незаметнее.

Особая привязанность Александра III к Гатчинскому дворцу вызывала у современников невольные ассоциации между ним и Павлом I. Судьбу Павла I предсказывали ему такие разные писатели, как Н. С. Лесков и П. А. Кропоткин. Не­смотря на полное несходство внешности и характеров двух императоров, многие в окружении Александра III говорили о какой-то их неуловимой близости. Преследуемый в собствен­ном царстве, загнанный в Гатчинский дворец, Александр III действительно чем-то напоминал Павла I, здесь же обречен­но ожидавшего своей страшной участи. Сходство усилива­лось и тем обстоятельством, что жены двух императоров были полными тезками.

Образ этого представителя династии Романовых сопро­вождал Александра Александровича с детства. Шести лет от роду, в форме рядового лейб-гвардии Павловского полка, в который был записан при рождении, он стоял на часах у памятника Павлу III в Гатчине при его открытии 1 августа 1851 г. Интерес к эпохе Павла I у Александра Александрови­ча никогда не угасал. В Гатчинском дворце сохранялся архив Павла I, который пользовался неизменным вниманием Алек­сандра III. Он лично содействовал документальному изданию «Архива Государственного совета в царствование императо­ра Павла I» (1888г.). Когда княгиня М. А. Мещерская (урожденная Панина) прислала ему документы из семейного собрания с целью опровергнуть участие в заговоре против Павла I графа П. Н. Панина, император, хотя и не согласился с этой версией, попросил разрешения оставить их у себя.

Кабинет Павла в Гатчинском дворце сохранялся в непри­косновенности. Его украшал портрет императора в облаче­нии гроссмейстера Мальтийского Ордена, пи­санный во весь рост. На отдельном столике, на куске штофа лежало принадлежавшее Павлу Священное Писание. Как рассказывали впоследствии дворцовые слуги, Александр III приходил сюда молиться. После всего этого уже не кажется случайностью, что царице, искавшей подарок Александру Александровичу на Рождество, А. А. Половцев посоветовал приобрести мраморный барельеф Павла. Думается, к концу своего царствования Александр III больше, чем кто-либо, знал о Павле I — этом едва ли не самом загадочном из русских самодержцев. Не пытавшийся изложить эти знания в обоб­щенном, систематизированном виде, Александр Александро­вич многое унес с собой.

Построенный архитектором Ринальди для фаворита Ека­терины II Г. Орлова Гатчинский дворец имел все, чему поло­жено быть во дворце,— бальные залы, картинную галерею, библиотеку, роскошные апартаменты бельэтажа. Но семья Александра III занимала комнатки с низкими потолками, предназначавшиеся скорее для прислуги. Их в свое время облюбовал и Павел I. Дворец был одновременно и крепостью. Расположенный на лесистой возвышенности, окруженный озерами Белым, Черным и Серебристым, он был защищен рвами со сторожевыми башнями, откуда потайные лестницы вели в царский кабинет. Здесь имелся подземный ход к озе­рам, а также подземная тюрьма. Именно в этом средневековом замке Александр III чувствовал себя по-настоящему дома. Он не любил Зимний дворец — слишком свежи были воспо­минания о взрыве, от которого чуть не погиб его отец. Воз­вращаясь из Петербурга в Гатчину, он, по свидетельству Марии Федоровны, от удовольствия начинал «отбивать шаг», прохаживаясь по дворцу. Императрица, тянувшаяся к свет­ской жизни с ее балами, раутами, зрелищами, любившая общество, тяготилась пребыванием в Гатчине, хотя и безро­потно смирялась с временной изоляцией, сознавая ее необ­ходимость. Гатчинская резиденция — не просто быт царской семьи, это и своеобразный символ александровской монар­хии, стремящейся искать опору в прошлом, удержать его в исторических реалиях, укрыться в нем от живой жизни.

Манифест 29 апреля послужил сигналом к смене прави­тельства и перегруппировке сил в «верхах». 30 апреля подал в отставку министр внутренних дел М. Т. Лорис-Медиков, вслед за ним — министр финансов А. А. Абаза и военный министр Д. А. Милютин. А. А. Сабуров был смещен с поста министра просвещения несколько ранее, а великий князь Константин Николаевич не только лишен должности главы морского ведомства, но и удален от двора вообще.

Отставки либеральных администраторов были неизбеж­ны — Лорис-Меликов и его соратники не годились для того, чтобы охранять самодержавную власть «от всяких на нее поползновений». Это были люди, убежденные, что вывести страну из кризиса, превратить в действительно великую держа­ву может только «решительное движение вперед в смысле улуч­шения политического и экономического строя государства».

Отстоять свою позицию они так и не смогли, но и не изменили ей, не предали ее. Со своих постов уходила блестя­щая плеяда государственных деятелей, политиков, админи­страторов, самой этой жизнью, казалось, призванных к ее преобразованию. Вместе с ними уходила и надежда на рефор­мы «сверху» — мирным путем.

Образованных и способных, мыслящих по государственному на череде власти сменяли лишенные каких-либо Даро­ваний, озабоченные собственной карьерой, готовые не столько служить, сколько прислуживаться.

Сам царь признавал, что генерал П. С. Ванновский, по­ставленный во главе военного министерства, не был сколько-нибудь достойной заменой Д. А. Милютину. Но начальник штаба Рущукского отряда был, что называется, «свой» чело­век — лично преданный именно Александру Александрови­чу, одинаково с ним думавший о том, какой быть России, кто заявил о поддержке манифесту 29 апреля, который на протяжении весны являл­ся своеобразным «тестом» на пригодность к службе при но­вом императоре. «Сегодня утром был у меня Набоков,— пишет 30 апреля Александр III Победоносцеву.— который вовсе не находит ничего обидного для себя в манифесте и вполне разделяет сущность манифеста». Так же как минист­ра юстиции, не смутил манифест и государственного контро­лера Д. М. Сельского, хотя и он тоже примыкал к группиров­ке Лорис-Меликова, до поры поддерживая либеральные на­чинания.

Знаниями, опытом и известной независимостью среди вновь назначенных министров выделялся Н. X. Бунге, сме­нивший А. А. Абазу, а также А. П. Николаи, ставший в апре­ле 1881 г. министром просвещения. За стремление исходить не из партийных, а из общегосударственных интересов они воспринимались самодержавными ортодоксами как чужаки, подвергались травле в официальной и официозной печати.

Несколько пестрое по составу, это правительство соот­ветствовало переходному характеру начала царствования Александра III. Соответствовала ему и фигура министра внут­ренних дел, пришедшего на смену Лорис-Меликову,— графа Н. П. Игнатьева.

Имя это проявилось в переписке царя с Победоносцевым еще в первые дни марта. Советуя поскорее удалить Лориса, Победоносцев рекомендует на его место Н. П. Игнатьева с характерной оговоркой: «Возьмите его на первый раз». По-видимому, и Александру III назначение Н. П. Игнатьева пред­ставлялось временным. Граф сделал карьеру на дипломати­ческом поприще, приобретя популярность содействием удач­ному для России Сан-Стефанскому мирному договору. Тяго­тевший к славянофилам, Игнатьев не имел твердых убеждений и принципов — в политике склонялся на сторону силы, Будучи министром государственных имуществ в правление. Лорис-Меликова, поддерживал его, но после первомартовской катастрофы начал быстро сближаться с Победоносце­вым. Зыбкость нравственных устоев Игнатьева, его склон­ность к интригам и лжи не смущала ни Константина Петро­вича, ни царя — им по душе пришлись рассуждения Игнать­ева о российской государственности как твердыне с незыбле­мыми принципами, о нерасторжимом единстве народа и царя, о жидах и поляках как главных виновниках смуты в отечест­ве. В переписке Александра III с приближенными весной 1881 г. Игнатьев характеризуется как «истинно русский» человек, подлинный патриот, на которого «вполне можно надеяться».

Понятие «русскости» служит здесь не национальной, а прежде всего политической характеристикой. Быть «истин­но русским» в сознании императора означало почитать исто­рическую традицию, связанную с самодержавием и право­славием, признавая изначальное преимущество отечествен­ных форм государственной жизни перед европейскими. С этой точки зрения в глазах Александра III ни Дмитрий Алексеевич Милютин, посвятивший себя усилению мощи и боеспособности российской армии, ни Михаил Тариэлович Лорис-Меликов. доблестный участник Кавказской и русско-турецкой войн, не были патриотами: они посягнули на изме­нение российской государственности. Победоносцев с удов­летворением пересылает императору записку неизвестного приверженца казенного миросозерцания, где утверждается, что Лорис-Меликов не понимает России и русского народа. При этом имелась в виду вовсе не армянская националь­ность министра, а его тяготение к либеральным мерам, по мысли автора — вредным и гибельным для страны. «Граф Игнатьев,— откровенничал Константин Петрович в пись­мах к Е. Ф. Тютчевой,— человек не из чистого металла, напротив, весь из лигатуры, но в нем звенит серебро русско­го инстинкта, если бы не оно, эту монету надо бы выбросить далеко-далеко».

Щедрые объяснения Н. П. Игнатьева в любви к России, национальным достоянием которой, священным и неприкос­новенным, он признавал самодержавие, во многом определи­ли выбор нового министра внутренних дел. Александр III, как и его ближайшее окружение, узрели в Игнатьеве некий анти­под Лорис-Меликову, и это решило дело. Константин Петро­вич не сомневался, что под его контролем и руководством дурные черты характера Николая Павловича не смогут ска­заться на его деятельности. Стоит отметить, что граф Иг­натьев счел контроль и руководство со стороны обер-проку­рора Синода вполне правомерными. Опека Константина Пет­ровича над министром внутренних дел не только не тяготила последнего — Игнатьев и сам постоянно обращался к нему за инструкциями и советами, будь то меры по отношению к печати, местному самоуправлению или же, говоря современ­ным языком, кадровые перестановки.