Смекни!
smekni.com

по истории на тему: Александр (стр. 14 из 23)

18 мая вослед коронации состоялось освящение храма Хри­ста Спасителя, строительство которого, растянувшееся на де­сятилетия, наконец завершилось. Александр III, присутство­вавший на церемонии, издал по этому случаю манифест. Заду­манный как памятник воинам-победителям в войне 1812 года, храм должен был остаться «памятником мира после жестокой брани, предпринятой не для завоевания, но для защиты Оте­чества от угрожавшего завоевателя». Предполагалось, что он будет стоять «многие века в знак благодарности до позднейших родов вместе с любовью и подражаниям идеалам предкам». Храм Христа Спасителя простоял не намного более, чем са­модержавие,— полстолетия с лишним.

А тогда, в мае 1883 г., далеко над первопрестольной сто­лицей разносился звук его колоколов. Храм в эти весенние дни был переполнен народом, и стоявшие вокруг толпы вни­мали льющимся из него песням Рождества Христова и радо­стным гимнам вознесения.

Коронация, как водится, сопровождалась раздачей цар­ских милостей титулов, награждений, орденов, ценных подарков. Были сложены недоимки, прощены штрафы. Одна­ко политической амнистии, хотя бы частичной, которой так ждали в связи с коронацией, не последовало.

Не оправдались и слухи об отмене «Положения об охране»,

Милости изливались главным образом на приближенных царя — одних бриллиантов было роздано на 120 тысяч руб­лей. Раздавались эти награды, разумеется, не из личных средств царя, а из казны. Между тем, унаследовав громад­нейшее состояние отца, Александр Александрович оставал­ся самым богатым человеком в Российской империи. Драго­ценности царской семьи оценивались примерно в 160 млн. рублей. Важным источником дохода были земли и владения удельного ведомства, оценивающиеся в 100 млн. золотом. Около 200 млн. рублей Александр оставил в заграничных банках. Рачительный хозяин, Александр приумножил богат­ства Романовых и попытался упорядочить их распределение между членами царской семьи. На основе указа Павла I об императорской фамилии, он в 1886 г. издал свей, вносивший уточнения в регламентацию доходов членов Дома Романо­вых. В частности, каждому новорожденному в царской семье выделялся из казны капитал в 1 млн. рублей. Каждый из великих князей по достижении совершеннолетия получал ежегодную ренту в 200 тыс. рублей. Установленные правила должны были обеспечить царской фамилии «и в существование и деятельность, направленные к пользе дорогой сердцу нашему родине». Но судьбу династии определили не царские указы.

Одним из видов приращения богатств стало для царя соби­рание предметов искусства и живописи. Коллекционером Алек­сандра III вряд ли можно назвать: его увлечение не подчинялось личным вкусам, интересам и пристрастиям. Он относился к собирательству скорее как к выгодному вложению капитала. Стягивал в свои дворцы все ценное, что попадалось в его поле зрения. Скульптуры, ковры, фарфор, картины уже не поме­щались в галереях Зимнего и Аничкова дворцов. Гатчинский замок превратился буквально в склад несметных сокровищ.

Основание собрания живописи Александра III положили картины, подаренные ему отцом, а также оставшиеся от бра­та Николая Александровича. Еще в 1870-е гг., будучи наслед­ником, он приобрел (за 40 тыс. руб.) богатейшую коллекцию русской живописи золотопромышленника В. А. Кокорева. Царское собрание живописи включало в себя всех выдаю­щихся художников XVII—XIX вв. Здесь, судя по каталогу, находились Д. Левицкий, В. Боровиковский, В. Тропинин, А. Венецианов, С. Щедрин, К. Брюллов, И. Айвазовский, К. Верещагин, Ф. Бруни, К. Маковский, Н. Крамской, К. Са­вицкий и много других прославленных имен. Здесь же были и не любимые им передвижники, и третируемый за антихудо­жественность И. Репин, и не раз запрещавшийся к выстав­кам по идейным соображениям Н. Ге.

Западная живопись в собрании Александра III менее ин­тересна и значительна. Он приобретал порой полотна мод­ных художников, не оставивших серьезного следа в истории искусства.

Многие из картин покупались через подставных лиц — царю пришлось бы платить дороже. Но Александр III не останавли­вался и перед значительными тратами, пополняя свою коллек­цию. Покупая «по случаю» картины современных художников за ничтожную даже для той поры цену (40—50 руб.), он выкла­дывал тысячные суммы за произведения самых дорогих тогда живописцев — И. Айвазовского, К. Брюллова, П. Федотова.

Император не любил жанровой живописи, предпочитая портретную и пейзажную, и с особым пристрастием относил­ся к батальной. Но предметом его подлинного увлечения была иконопись. Понимавший в ней толк и обладавший тонким вкусом, К. П. Победоносцев доставлял императору «в дар» подлинные шедевры безвестных мастеров. Александр III охот­но принимал в качестве подарков художественные ценности. За подношением обычно следовала аудиенция, где даритель мог изложить свою просьбу. Некоторые дарители просто стремились заручиться расположением царя на будущее: он не забывал оказываемых ему услуг такого рода. Никто, и в том числе Победоносцев — обличитель взяточничества и коррупции в «верхах», не считал такого рода подношения подкупом. Царь был не только главой государства, он провоз­глашался отцом своих подданных, а с точки зрения этих пат­риархальных отношений дары ему как главе огромного се­мейства от его «детей» считались вполне допустимыми,

Но те же идейные соображения заставляли порой и от­вергать подарки. Так, в 1891 г. во время поездки наследника Николая Александровича в Японию через Дальний Восток буряты-ламаиты вознамерились подарить царской семье од­ного золотого и восемь серебряных (позолоченных) идолов в две четверти аршина ростом. Этого подношения в голодном 1891 году хватило бы на нужды голодающих. Но Победонос­цев успел предупредить об опасности: благосклонность им­ператора к иноверцам могла быть истолкована в том смысле, что «их вера так же уважаема верховной властью, как право­славная».

Дары бурятов не были приняты.

Александр III был одним из самых набожных российских самодержцев. Его вера — искренняя, неформальная — была выражением естественной тяги к опоре, которая казалась единственно твердой. Усиливать самодержавие без помощи 1религии в последней четверти XIX века было попросту невозможно. Теоретические доводы с их ссылками на историческую традицию, самобытность «русского пути», отрицательный опыт европейских конституционных государств оказы­вались явно недостаточными для подтверждения целесооб­разности существования власти, в глазах общества себя из­нежившей. Здесь требовалось нечто иррациональное. Прови­денциализм в идеологии самодержавия при Александре III получает ощутимое преобладание: идея царя-помазанника Божьего на земле первенствует в провозглашении самодержавной монархии неизменной принадлежностью российской истории и вершиной ее государственности. Самодержец — :не только наследник династии, но и преемник кесарей. Боже­ственное происхождение его власти. Божественный Промы­сел как основа его политики противопоставляются всем по­кушениям на неограниченную монархию как кощунствен­ным и еретическим.

Ссылки на Божью волю, как и упования на милость Бо­жью, постоянно мелькают в дневнике и письмах императора. Ими пестрят его манифесты, рескрипты, указы. Исполнение церковных обрядов император почитал неуклонной обязан­ностью. Наиболее важные богослужения, (великопостные на Страстной неделе или пасхальные) он посещал в Исаакиевском, Петропавловском соборах или Александро-Невской лавре, отстаивая их до конца, истово молясь и наслаждаясь церковными песнопениями. Духовную музыку любил более, чем светскую. Прекрасные службы были и в дворцовых церк­вах, где были собраны певчие высокого класса и излюблен­ные царем грандиозные сочинения Бортнянского «Ныне силы», «Чертог твой», «Вкусите и видите», «Да исправится» исполняли не хуже, чем в главных храмах столицы. Но Алек­сандр Александрович любил и простые обедни, справляемые единственным священником в Ливадии, Царском Селе, Пе­тергофе. Он охотно жертвует на постройку новых церквей и восстановление древних, на монастыри, но требователен к исполнению ритуалов и обрядов — согласно установленной регламентации. Вторгаясь в сферу деятельности Синода, император проявлял к некоторым частностям внимание, дос­тойное государственных проблем. Он мог, например, горячо обсуждать вопрос, где священник должен носить орден — на рясе или на ризе, настаивая на первом варианте. Он искрен­не негодует, не застав дежурного монаха у святых мощей при своем внезапном посещении Александро-Невской лавры. «Требую, чтобы этого больше не было — непростительно. Пора, кажется, привести эту орду в лавру». В этом гневном окрике столь же мало уважения к священнослужителям, сколько велико сознание их вторичной, подчиненной по от­ношению к самодержавию роли.

Обвинения Александра III в клерикализме, встречающие­ся в литературе, ошибочны. Император вовсе не думал уси­ливать политические позиции духовенства: руками церков­ников он хотел укрепить свою власть. Собственно, он и вос­принимал Церковь как часть государственной системы, под­властную общим законам управления. Когда киевский ми­трополит Филофей. уподобляясь Иоанну Златоусту, обли­чавшему царей, упрекнул Александра III за отдаление от на­рода, император предложил освидетельствовать его умст­венные способности. При всей своей набожности самодер­жец не потерпел бы критики и отцов Церкви.

Надо ли говорить, что идея церковноприходских школ (начальных школ, отданных в ведение Церкви) нашла полное одобрение у царя. Более, чем знания. Александр III ценил веру, вполне разделяя мысль своего первого публициста Каткова, что «только через горнило церкви должны прийти к народу знания». Закон 1884 г., разрешавший наряду с зем­скими школами создание церковноприходских, был, по объ­яснению Каткова, «первым проблеском того серьезного по­печения, которое правительство намерено уделить столь важному государственному делу, как народное образование». Лишь отсутствие средств, которых у правительства всегда не хватало на образование,— в отличие от земств, открывав­ших новые школы,— помешало предоставить преимущества церковным училищам перед светскими, на чем настаивал обер-прокурор Синода.