Смекни!
smekni.com

по истории на тему: Александр (стр. 20 из 23)

Вторых «первомартовцев» (А. И. Ульянова и его соратни­ков) император помиловать отказался, позабыв, как видно, о своем ответе Л. Н. Толстому, просившему о милосердии к участникам цареубийства 1 марта 1881 г. Тогда он заверил писателя, что собственных врагов он простил бы. Однако карательная политика Александра III говорит о том, что к своим врагам он был жесток и непреклонен. За 1883— 1890 гг. вынесено 58 смертных приговоров, из которых 12 приведены в исполнение. Напомним, что только в 1879—1882 гг. казней было 29. Цифры эти кажутся ничтожными в сравнении с теми, в которых выражаются репрессии в послереволюцион­ном обществе — при большевистской диктатуре. Но совре­менники, не ведая о грядущем, сравнивали александровскую монархию с правовыми европейскими государствами.

Сам Александр Александрович склонен был считать свое правление самым гуманным и просвещенным в истории ди­настии Романовых. Искренне восхищаясь своим дедом, мно­го перенимая из его политики, Александр III признавал, что в николаевскую эпоху царил произвол, который лишал самодержца широкой общественной поддержки. Но и желая сам обрести такую поддержку, царь в «державных» интересах постоянно нарушал законы собственного царства.

Исследователь царских тюрем за период 1762—1917 гг. М. Н. Гернет пришел к выводу, что режим для политических был самым тяжелым при Александре III, особенно с 1884 г., когда в Шлиссельбурге открылась «государева тюрьма». Весь мир в 1889 г. облетела весть о трагедии на Карийской катор­ге. Народоволка Н. К. Сигида за «оскорбление власти» (по­щечина коменданту) подверглась наказанию розгами и в тот же день покончила с собой. В знак протеста приняли яд и несколько ее товарищей по заключению.

По свидетельству И. Н. Дурново, именно Александр III потребовал такого наказания каторжанке, наложив резолю­цию: «Дать ей сто розог». «Постыдная деятельность висе­лиц, розг, гонений»,— говорил о политике Александра III Л. Н. Толстой, имея в виду не только репрессии против ре­волюционеров.

Император вмешивался не только в дела государствен­ных преступников, которые всегда держал под контролем. Он «корректировал» и приговоры по уголовным процессам. Главный военный прокурор светлейший князь А. К. Имере­тинский жаловался на царские поправки к решениям суда, несообразные с юстицией. Так, Александр III «простил» офи­цера В. А. Жеребкова, застрелившего в ссоре товарища, «про­стил» корнета А. Бартенева, убившего актрису Висновскую. Царь руководствовался при этом не столько материалами следствия, сколько личным впечатлением. В деле Бартенева (которое легло в основу рассказа И. А. Бунина «Дело корнета Елагина») симпатии Александра Александровича оказались явно не на стороне жертвы: сочувствие его вызвал как раз преступник. Русский офицер, дворянин, полюбивший актри­су Варшавского драматического театра, Бартенев не решил­ся жениться на ней — польке, католичке, женщине достаточ­но легкого поведения. Но и разлюбить не сумел — как и сам император, он был из породы однолюбов. Подействовало на Александра III, по-видимому, и красноречие защитника Бар­тенева Ф. Н. Плевако — одного из лучших российских адво­катов. И вот одним росчерком пера царь круто изменил при­говор: вместо 8 лет каторги Бартенев оказался лишь разжа­лованным в рядовые.

В 1881 г. возникло дело о злоупотреблениях на Петер­бургской таможне. Тесть К. П. Победоносцева А. А. Энгельгардт наряду с другими чиновниками был уличен в незакон­ных махинациях, нанесших убыток казне. Но по велению императора Энгельгардт был отдан на поруки Победоносцеву (под залог в 50 тыс. рублей, которые тот так и не запла­тил), а само дело прекратили. Слух о вмешательстве импера­тора в дело родственника обер-прокурора Синода быстро распространился в обществе, как бы подтверждая, что зако­ны в самодержавном государстве пишутся не для всех. Алек­сандр III не раз предоставлял подданным подобные доказа­тельства того, что независимого суда при неограниченной монархии быть не может.

Понимая, насколько важно выглядеть в глазах подданных справедливым, Александр III иногда по-своему пытался быть объективным, невзирая на лица. Когда вскрылись серьезные злоупотребления бывшего министра внутренних дел Л. С. Макова, Александр III приказал предать суду и его, и ряд высокопоставленных чиновников. И настолько страш­ным показалось им это решение царя, что некоторые из обви­няемых так и не захотели дожидаться суда. Маков застре­лился, С. С. Перфильев (правитель канцелярии министра внутренних дел) покушался на самоубийство.

Столь же нелицеприятной была позиция Александра III в «логишинском деле», получившем громкую огласку в середи­не 80-х гг. Минский губернатор В. С. Токарев незаконно, как казенную, приобрел за бесценок землю крестьян села Логишина в Пинском уезде. Через генерала Лошкарева — своего покровителя в Министерстве внутренних дел — Токарев добился, чтобы искавшие правды крестьяне были подвергну­ты массовой порке. По воле императора Токарев и Лошкарев были отданы под суд. Дело закончилось рассмотрением в Государственном совете. Подсудимые были уволены со сво­их должностей, с запрещением впредь поступить на государ­ственную службу. Напрасно великий князь Михаил Нико­лаевич ходатайствовал за них в целях «поддержания вла­сти». Александр III понял, что именно ее престиж требует наказания виновных в столь беззастенчивом попрании закона.

Произвол, несовместимый с правопорядком, обнаружи­вал самодержец и в своих отношениях о прессой. Российская журналистика, оживившаяся в конце царствования Алексан­дра II, чахла на глазах под воздействием Временных правил о печати. Подготовленные при Н. П. Игнатьеве и принятые при Д. А. Толстом в дополненном виде, они ставили прессу под жесткий контроль администрации, усилив цензурный гнет. Одно за другим гибнут либеральные издания «Молва», «Страна», «Порядок», «Земство». В 1884 г. закрыт лучший демократический журнал «Отечественные записки». Жур­нал «Дело» после разгона редакции и ареста ряда сотрудни­ков теряет свой передовой характер и вместе с тем подпис­чиков. Видные деятели народнической журналистики — Н. К. Михайловский, С. Н. Кривенко, К. М. Станюкович — были высланы из столицы. Легальные публицисты, по сути, загоняются в подполье: многие наблюдения о русской жизни можно было высказать только в нелегальной печати. Но и она из-за полицейских преследований почти не имела распро­странения. «Народная воля» выпустила последний номер своей газеты в октябре 1885 г.

Александр III целеустремленно добивался единомыслия в печати. Вставший во главе цензуры в 1883 г. Е. М. Феокти­стов, верный соратник М. Н. Каткова, соответственно на­правлял работу Главного управления по делам печати.

Обсуждение правительственной политики вообще изы­малось из журналистики, а специальными циркулярами пред­писывалось «воздерживаться» от сообщений о земских по­становлениях, о положении дел в учебных заведениях, об отношении крестьян к помещикам и т.д. Накануне 25-летия отмены крепостного права было запрещено упоминать об этой дате в газетах и журналах, не говоря уж о том, чтобы праздновать юбилей великой реформы.

Отечественную журналистику Александр III восприни­мал как досадную помеху самодержавному правлению. Под напором цензуры неофициальные издания продолжают сда­вать позиции: в середине 80-х гг. перестают выходить либе­ральные газеты «Голос», «Русский курьер», «Московский телеграф». В то же время умножаются препятствия для воз­никновения новых органов, получить разрешение на которые становится чрезвычайно трудно.

Самодержец не оставлял вниманием и книгоиздательст­во. Отпечаток его вкусов и пристрастий, о которых прекрас­но знали в Главном управлении по делам печати, лежит на многих постановлениях этого учреждения. Цензурных гоне­ний не избежали признанные классики русской литературы. Запрещаются «Мелочи архиерейской жизни» Н. С. Лескова, признанные цензурой «дерзким памфлетом на церковное управление в России». Запрещается «Крейцерова соната» Л. Н. Толстого, которую Александр III посчитал «циничной». Правда, после усиленных хлопот Софьи Андреевны Толстой, вняв ее просьбе, царь разрешает включить это произведение в собрание сочинений писателя. Отношение к автору «Вой­ны и мира» — романа, любимого императором,— у него было Двойственное. Похоже, что Александр Александрович пред­восхитил оценку Толстого как «великого художника», кото­рый «жалок как философ». Такие его сочинения, как «В чем моя вера», «Исповедь», становятся запретными, за их чтение и распространение преследуют. Но, карая читателей, автора Царь трогать не велит.

Цензура Александра HI запрещает и другую исповедь — старца Зосимы из романа Достоевского «Братья Карамазо­вы». Подготовленный для отдельного издания отрывок из романа с размышлениями этого героя о глубоком социальном неблагополучии в стране, с его мечтой о времени, когда «са­мый развращенный богач устыдится богатства своего перед бедным», был признан вредным, «несогласным с существую­щими порядками государственной и общественной жизни».

По верному заключению современного либерального пуб­лициста, политика Александра III в области печати усилива­ла «влияние мнений, процветающих во мраке, опирающихся на молчание». Процветала «охранительная» пресса — изда­ния Каткова, Мещерского и другие, официальные и официоз­ные. Но эти же условия — «мрак» и «молчание» оказались благоприятны и для крайне левых общественных течений. Именно в эпоху Александра III, по признанию В. И. Ленина. «всего интенсивнее работала русская революционная мысль, создав основы социал-демократического мировоззрения».