Смекни!
smekni.com

по истории на тему: Александр (стр. 7 из 23)

Кончина отца-реформатора являлась как бы грозным пре­дупреждением тем, кто пытается изменить веками сложив­шийся порядок. В потоке писем, который в те мартовские дни 1881 г. получал Александр III, огромное впечатление на него произвела анонимная записка, пересланная им для ознаком­ления Победоносцеву и принадлежавшая, по предположе­нию этого последнего, духовному лицу. «Отец твой не муче­ник и не святой»,— обращался к императору автор, оспари­вая расхожие определения Александра II в официальной пе­чати. Он утверждал, что покойный царь «пострадал не за церковь, не за крест, не за христианскую веру, не за право­славие, а за то единственно, что распустил народ, и этот распущенный народ убил его».

«Мартовские иды» — так образно определил первые ме­сяцы царствования Александра III в своем дневнике П. А. Валуев. Но роль Цезаря он отводил отнюдь не импера­тору: обречен на поражение был Лорис-Медиков.

Представ блестящим политиком в пору, когда он пользо­вался поддержкой самодержца, Михаил Тариэлович оказал­ся беспомощным и бессильным, лишившись ее. Ему так и не удалось сплотить и организовать своих сторонников — пона­чалу весьма многочисленных. Александр III с удовлетворени­ем наблюдал, как от всемогущего недавно министра отпада­ли союзники, на которых он легковерно рассчитывал. Одни меняли свою ориентацию, уловив консервативный настрой нового царя, чтобы не повредить карьере. Другие — разоча­ровались в способности Лорис-Меликова отстоять свой про­ект. Иных устранял и сам император. Так, великий князь Константин Николаевич, считавшийся главой либеральной партии в высших сферах, был отправлен в отставку и факти­чески изолирован от участия в политике. С братом Владими­ром Александровичем Александр III, по-видимому, провел соответствующие «политбеседы». «Вы могли слышать,— пишет царь Победоносцеву 21 апреля 1881 г.,— что Влади­мир, мой брат, совершенно правильно смотрит на вещи и совершенно, как я, не допускает выборного начала».

Либеральная группировка, судя по дневнику Д. А. Милю­тина, лишь в двадцатых числах апреля попыталась заручить­ся поддержкой великого князя Владимира, но было поздно:

он уже сделал свой выбор. Задумавший преобразование от­живших форм государственности, Лорис-Медиков сам ока­зался прочно связан с ними, его действиям в полной мере присуща такая черта российской политической жизни, как патриархальность, персонификация отношений в политике. Неограниченная власть диктатора во многом основывалась на личном влиянии его на Александра II, на особой близости к нему. С приходом нового императора Лорис-Меликов вновь делает главную ставку именно на него. Борьба за свой про­ект, по сути, становится для министра внутренних дел борь­бой за привлечение на свою сторону Александра III. Он сам отказывается от общественной поддержки, цензур­ными карами пресекая выступления печати в защиту идеи пред­ставительного управления: расположение и доверие императо­ра рассматриваются как главный залог успеха его начинаниям.

Поначалу Лорис-Меликову вполне могло показаться, что он близок к цели: именно ему поручает император переговоры с княгиней Юрьевской и наблюдения за ней. Конфиденци­альные сообщения на эту тему, подготовляемые министром для царя, создают впечатление особой доверительности. Но Михаил Тариэлович ошибался. Для Александра III он и его соратники оставались прежде всего политическими против­никами, неприязнь к которым усиливалась еще и личными мотивами. Представители либеральной группировки в той или иной мере все были связаны дружескими отношениями с княгиней Юрьевской. Ее доверием и симпатией пользовал­ся великий князь Константин Николаевич, военный министр Д. А. Милютин крестил ее детей, а о роли Лориса в реализа­ции матримониальных планов своего отца Александр Алек­сандрович никогда не забывал.

Поддерживавшие Лорис-Меликова либеральные адми­нистраторы — Д. А. Милютин, А. А. Абаза, Д. Н. Набоков, государственный секретарь Д. М, Сельский,— деятели спо­собные, знающие, опытные, были на голову выше теснив­шихся вокруг Победоносцева — таких, как Л. С. Маков, С. Н. Урусов, К. Н. Посьет, М. Н. Островский. Среди них не было ярких личностей, но этим посредственностям оказа­лось гораздо легче договориться между собой и сплотиться, чем их либеральным противникам. «Коалицией честолюбий» метко назвал либеральную группировку М. Н. Катков. Внут­ренняя ее разобщенность объясняется не только идейными разногласиями — свою роль играли и амбиции либеральных реформаторов, заглушавшие чувство ответственности пе­ред страной.

Характерно, например, поведение П. А. Валуева. Автор более радикального проекта представительного управления, чем лорис-меликовский, он 8 марта 1881 г. в Зимнем дворце весьма вяло и неохотно поддержал этот последний. В дневни­ке он признавался, как тягостно ему выступать союзником Лориса: он хотел быть отделенным от его «клики» в глазах царя. Вроде бы сама идея участия общества в управлении ему дорога, но Валуев со злорадством наблюдает, как падает влияние Лорис-Меликова, как теряет этот «ближний боя­рин» свое могущество.

Стремительный взлет Лорис-Меликова к вершинам вла­сти создал ему немало недоброжелателей. А вскоре отсту­пившиеся от «премьера» в эти решающие дни весны 1881 г. уже скорбели о том, что «дикая допетровская стихия берет верх», не осознавая своего содействия этому,

Непреклонные сторонники самодержавия во главе с По­бедоносцевым между тем ждали от императора прямых и открытых заявлений о разрыве с политикой реформ. Промед­ление с соответствующим манифестом Победоносцев расценивал как слабоволие царя. На отсутствие воли у монарха он жалуется в письмах к Е. Ф. Тютчевой — предельно откровен­ных и потому посланных не по почте, а с верной оказией. В письмах к императору — почти ежедневных — Константин Петрович призывает к решительным действиям, объявлению о «новой политике». О том же вещал и М. Н. Катков, называв­ший себя «сторожевым псом» самодержавия. Его голос, поч­ти неслышный в последние годы царствования Александра II, звучал все громче и увереннее. «Более всего требуется, что­бы показала себя государственная власть в России во всей непоколебимой силе своей, ничем не смущенная, не расстро­енная, вполне в себе уверенная».

Однако нетерпения и пыла своих ортодоксальных при­верженцев император не разделял. Он шел к власти неспеш­но и осторожно, продумывая каждый новый шаг. Основа­тельность — черта, изначально ему присущая во всем. Неоп­ределенность его позиции в течение двух первых месяцев царствования вовсе не свидетельствует о безволии. Импера­тор внимательно присматривался к борющимся группиров­кам в верхах, к общественным настроениям. Регулярные доклады министров, начальника Главного управления по де­лам печати, записки, адреса, ходатайства, исходившие из разных общественных течений, убеждали, что идея участия общества в управлении через выборных представителей про­никла в самые широкие слои. Своеобразным подтверждени­ем тому явились непрекращавшиеся весной 1881 г. слухи о готовящемся манифесте с объявлением о созыве депутатов от общества. Изучая своих противников, знакомясь с предло­жениями и планами, касавшимися преобразований в управ­лении, царь не мог не увидеть, как трудно будет их авторам сговориться и действовать в одном направлении. Могли ли объединиться те, кто требовал передачи «общественных дел в общественные руки» (как Н. К. Михайловский), с теми, кто подобно Б. Н. Чичерину наряду с созывом представителей от населения ждал спасения от ужесточения режима, усмире­ния печати, укрепления самодержавия.

Послужить объединению либеральных и демократических сил мог бы лозунг Учредительного собрания, выдвинутый «Народной волей». Ведь народовольцы предлагали именно собранию народных представителей, созванному на основе всеобщего избирательного права, определить государствен­ное устройство России. Обещали подчиниться его решению, Даже если народные избранники санкционируют самодержав­ную монархию. Но забрызганная кровью убитого императора народовольческая программа не могла уже стать связующим началом в борьбе за государственное обновление, Революционеры дискредитировали ее своим способом действий. Те, кто пытался завоевать гражданские права с помощью дина­мита, вряд ли могли рассчитывать на доверие и поддержку общества. Оно устало от состояния внутренней войны, от напряженного ожидания предстоящих террористических акций и возможных переворотов.

Около пяти лет, начиная с русско-турецкой войны 1877— 1878 гг., Россия находилась в состоянии неустройства — социального и политического. Трудности военного и после­военного существования усугубились в 1880 г. из-за голода в Поволжье — вследствие неурожаев. В обществе, несколь­ко лет стоявшем на пороге революционных событий, все большее сочувствие находит мысль о твердой руке, способ­ной навести порядок, обеспечить стабильность. Победонос­цев был не так уж не прав, когда доказывал, что «смятенная и расшатанная Россия «жаждет», «чтобы повели ее твердой рукой». Тяга к твердой власти с ее чрезвычайными мерами, как реакция на затянувшуюся революционную ситуацию, сказалась и в либеральной среде, отразившись, в частности, в записке Б. Н. Чичерина, переданной Победоносцевым Алек­сандру III. Подобные настроения, которые, надо сказать, и император и Победоносцев склонны были преувеличивать, воодушевляли самодержца не менее чем разброд и растерян­ность в рядах либеральной оппозиции. К концу апреля Побе­доносцев, следивший за малейшими душевными движения­ми императора, уловил, что тот почти готов внять призывам к решительному волеизъявлению, явив себя на троне само­держцем.

После совещания в Гатчине 21 апреля, где М. Т. Лорис-Меликов, Д. А. Милютин, А. А. Абаза снова доказывали пре­имущество представительных учреждений при самодержце и, не получив отпора, уехали этим обнадеженные, Победо­носцев резко усиливает активность. В письме царю 23 апре­ля он делится соображениями о происходящем. Подтверждая факт повсеместных толков о готовящихся якобы переменах в управлении, он настаивает на том, что «для успокоения умов в настоящую минуту необходимо было бы от имени Вашего обратиться к народу с заявлением твердым и не до­пускающим никакого двоемыслия. Это ободрило бы всех прямых и благонамеренных людей». С этого момента его письма становятся ежедневными. 25 апреля он напоминает: