Смекни!
smekni.com

по истории на тему: Александр (стр. 9 из 23)

Письмо ИК «Народной воли» Александру III прочно во­шло в арсенал революционной литературы, неоднократно перепечатывалось подпольными типографиями, гектографи­ровалось, распространялось в переписанном от руки виде и в царствование Николая II.

Именно императору Николаю Александровичу пришлось стать свидетелем исполнения народовольческого проро­чества.

Провозглашенное Катковым «возвращение самодержавия» сопровождалось массовыми арестами, высылками, ре­прессиями, полностью обезглавившими и обескровившими «Народную волю». Александр III верил в действенность тер­рора не меньше, чем его враги-народовольцы. Но насилие могло породить только насилие. Прервать эту цепную реак­цию, проявить добрую волю, отказаться от возмездия при­звал императора великий русский писатель. Л. Н. Толстой в искреннем душевном порыве обратился к Александру III с письмом, где призывал его к милосердию. Сторонник непро­тивления злу насилием, он не сочувствовал террористам, не оправдывал их. Думая о судьбе России, переполненной вра­ждой и насилием, писатель просил царя отказаться от казни тех, кто по законам Российской империи ее заслужил. Толь­ко милосердие, убеждал Толстой, способно оздоровить обще­ство, заставить его всмотреться в себя, вдуматься в происхо­дящее без ненависти и злобы. Нельзя бороться с революцио­нерами, «убивая, уничтожая их», убеждал писатель. «Не важно их число, а важны их мысли. Для того чтобы бороться с ними, надо бороться духовно. Их идеал есть общий доста­ток, равенство, свобода. Чтобы бороться с ними, надо поста­вить против них идеал такой, который бы был выше их идеа­ла, включал бы в себя их идеал».

Письмо Толстого шло к царю сложным путем. Победонос­цев, к которому через критика Н. Н. Страхова обратился Лев Николаевич, отказался передать его императору. От Страхо­ва оно попало в руки историка К. Н. Бестужева-Рюмина (одного из основателей Высших женских курсов, известных в обществе как «бестужевские»). Тот передал письмо писа­теля великому князю Сергею Александровичу, который и вручил его царю.

Александр III не счел нужным ни пригласить к аудиен­ции, ни написать писателю, чья слава давно перешагнула пределы России. Через тех же посредников он «велел сказать графу Льву Николаевичу Толстому, что, если бы покушение было на него самого, он мог бы помиловать, но убийц отца он не может простить». Цена этого царского слова станет яс­ной, когда речь пойдет о казнях новых первомартовцев.

Призыв о милости прозвучал и в публичной лекции В. С. Соловьева — профессора Петербургского университе­та и Высших женских курсов. Философ, снискавший попу­лярность своей критикой отвлеченности христианских ис­тин от жизни, ратовавший за их активное применение на практике, собирал огромные для того времени аудитории. «Сегодня судятся и, верно, будут осуждены на смерть убий­цы 1 марта,— обратился он к слушателям.— Царь может простить их. И если он действительно вождь народа русско­го; если он, как и народ, не признает двух правд, если он признает правду Божью за правду, а правда Божья говорит:

«Не убий», то он должен простить их».

В переполненном зале Кредитного общества, где собра­лось около тысячи человек — цвет столичной интеллиген­ции, студенты, курсистки,— эти слова встретили овацией. Лишь несколько офицеров и дам в знак протеста покинули лекцию. Молодежь вынесла Соловьева из зала на руках. Его речь, отпечатанная на гектографе, распространялась доволь­но широко, а самому философу публичные выступления были запрещены. Но царь все-таки не решился на высылку Соловь­ева, как и на лишение его профессорского звания, хотя эти меры и обсуждались. Немалую роль сыграло то обстоятель­ство, что возбудивший царский гнев философ был сыном известного историка С. М. Соловьева, преподававшего эту науку Александру Александровичу, который после кончины историка в 1879 г. по совету Победоносцева обратился к семье Соловьевых со словами участия и поддержки.

По-видимому, не только Л. Н. Толстой и В. С. Соловьев — два ярких мыслителя, являвшихся идейными противниками, пытались остановить руку монарха, готовую подписать смерт­ный приговор первомартовцам.

30 марта 1881 г. встревоженный Победоносцев обобщает свои наблюдения на эту тему в письме к царю: «Люди так развратились в мыслях, что иные считают возможным изба­вить осужденных преступников от смертной казни». Ссыла­ясь на мнение народа, которое ему, «жившему среди народа». хорошо известно, он требовал возмездия. Константин Петро­вич мнил себя истинным христианином, а Толстого и Соловь­ева — еретиками. Он и веру Достоевского воспринимал как «розовое христианство», хотя при случае любил сообщить, что старец Зосима из «Братьев Карамазовых» — романа, читавшегося тогда нарасхват,— был задуман при его, Побе­доносцева, участии. Но поучения героя Достоевского «лю­бить человека во грехе», «побеждать зло смиреной любо­вью» оказались непригодными для обер-прокурора Святейше­го Синода; когда речь зашла об интересах власти.

Царь был полностью солидарен с главой русского ду­ховенства. «Будьте спокойны,— ответил он Победоносцеву, доносившему о просьбах о помиловании,— с подобными предложениями ко мне не посмеет прийти никто, и что все шестеро будут повешены, за это я ручаюсь». Повешен­ных оказалось пять — А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, Т. М. Михайлов, Н. И. Рысаков, Гельфман казнь была отсрочена ввиду ее беременности. Она сама умерла после того, как у нее отняли родившуюся девочку. Надо ли говорить, что казнь первомартовцев 3 апреля 1881 г. в глазах молодежи превращала их в героев-мучеников и спо­собствовала пополнению рядов «Народной воли». В откли­ках на казнь народовольцев в европейской печати справедли­во утверждалось, что для террористов «законы цивилизован­ных стран не предусматривают снисхождения». Но здесь же признавалось, что противостояние самодержавной власти и революционной партии еще более обостряется этой казнью, которая не в состоянии ликвидировать самого заговора про­тив существующей государственной системы.

Есть какая-то символика в этих пяти виселицах, ознаме­новавших начало царствования Александра III, подобно тому как казнями пятерых декабристов был отмечен приход к вла­сти Николая I. Но, в отличие от своего деда, Александр III, подобно отцу, чувствует себя не только охотником, но и ди­чью. Он вынужден скрываться от внутренних врагов, объя­вивших ему войну, принимать всемерные предосторожности против покушений на свою жизнь. Чтобы представить атмо­сферу, в которой жил император в первые месяцы своего правления, достаточно перелистать письма Победоносцева того времени. «Когда собираетесь ко сну, извольте запирать за собой не только в спальне, но и во всех следующих комна­тах, вплоть до выходной»,— наставлял Константин Петро­вич царя, напоминая о необходимости каждый вечер осмат­ривать «под мебелью, все ли в порядке». По-видимому, вера в неприступность и всемогущество власти помазанника Божь­его на земле пошатнулась и у самых твердых ее привержен­цев. Согласимся, что самодержец, ищущий злоумышленни­ков у себя под кроватью, отнюдь эту веру не укреплял.

Паническим настроениям в окружении Александра III способствовал и недостаток точной информации о положе­нии дел в революционном подполье. Некоторые подследст­венные намеренно сообщали завышенные данные о резервах «Народной воли». Но и среди приближенных императора нашлись такие, кто в своих целях нарочито подчеркивал опасность, подстерегающую его везде и повсюду. Таким ока­зался петербургский градоначальник Н. М. Баранов, назна­ченный на этот пост по рекомендации Победоносцева после 1 марта 1881 г. Н. Баранов не останавливался перед прямым враньем, рассказывая о заговорах, якобы им раскрытых. Он обнаруживал злоумышленников в самых неожиданных мес­тах столицы, в Зимнем дворце и на подступах к Гатчине — роющих подкопы, закладывающих мины, готовящих новые покушения. Этим мистификациям невольно способствовал Победоносцев. Плохо разбиравшийся в людях, Константин Петрович восхищался энергией и способностями своего став­ленника вплоть до его полного разоблачения. Когда Баранов был отправлен губернатором в Архангельск, обстановка в столице несколько разрядилась.

Трусом Александр III не был. Но постоянное ощущение опасности развило в нем мнительность. Напряженное ожи­дание внезапного нападения сделало его невольным винов­ником гибели офицера дворцовой стражи (барона Рейтерна, родственника министра финансов). При неожиданном появ­лении царя в дежурной комнате офицер, куривший папиросу, спрятал ее за спину. Заподозрив, что он прячет оружие, Александр III выстрелил.

Основным местом пребывания императора становится Гатчина. Современники называли его «гатчинским пленни­ком». Его поспешный отъезд после похорон Александра II в Гатчину в зарубежной печати расценивали как бегство. И жители столицы, и европейская общественность были пора­жены отсутствием царя в Петербурге на панихиде на 40-й день после кончины отца, а также на Пасху. Безвыездное сидение в Гатчине порождало всевозможные толки, в том числе и слухи о болезни императора. Победоносцев, донося о них, настойчиво, но безуспешно звал Александра Алексан­дровича появиться в столице: тот как бы не слышал этих призывов. Современникам уже не дано было узреть импера­тора гуляющим по столичным улицам или в Летнем саду, где Маша Миронова повстречала Екатерину II и где — до поку­шения Каракозова — Александр II назначал свидания Е. М. Долгорукой. Все перемещения Александра III совершались под усиленной охраной, предваряемые порой нарочито не­верной информацией о времени выезда и маршруте. Тот цар­ский выезд, что изображен А. Блоком в поэме «Возмездие» — с толпящимся у дворца народом, собравшимся поглазеть на самодержца, стал возможен лишь в 90-е годы: