4. Субъектами лоббистской деятельности выступают группы интересов (их подвиды – заинтересованные группы, группы давления и т.д.), которые можно типологизировать по разным основаниям: по сферам общественной жизни; по властным структурам, на которые воздействуют лоббистские группы; по характеру интереса субъекта лоббирования; по характеру управленческого решения, на принятие которого хотят повлиять лоббисты; по уровню властной структуры, принимающей решения, и т.д.
5. По мере развития и становления демократического общества возрастает роль PR-служб крупных компаний, в том числе, табачных компаний, функционирование которых сопровождается лоббистской деятельностью.
6. В долговременной перспективе в качестве PR-средств обеспечения лоббистских интересов табачных компаний групп рассматриваются: повышение уровня доверия потребителей (в данном сегменте рынка, это наиболее сложный результат), свобод на законодательном уровне, возможностей для рекламы и т.д.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе предоставляется анализ на базе компиляции исследовательского материала по ключевым вопросам развития крупного бизнеса в российских условиях и вопросам взаимоотношения крупного бизнеса с государственной администрацией.
Вторая глава представляет собой обзор и анализ табачных компаний, как отрасли крупного бизнеса в РФ и их функционирования на современном национальном рынке.
В третьей главе проводится исследование внутренней и внешней среды российского табачного холдинга «БАТ Россия».
Глава 1. Развитие крупного бизнеса в Российской Федерации Технологии лоббизма крупных коммерческих структур
1.1. Сущность и значение крупного бизнеса в государственном обороте. Критерии определения крупного бизнеса
Крупный бизнес – одна из отраслей бизнеса по официальной классификации предпринимательской деятельности РФ (малый, средний и крупный бизнесы) по количеству сотрудников и финансового годового оборота.
Анализ крупного бизнеса в научной и публицистической литературе невелик, и самоопределение строиться исходя из совокупности определений понятия «бизнес» и приведенных ниже критериев.
Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия).
Для отношения бизнеса к категории «крупного бизнеса» предприятия должно иметь следующие критерии2:
- численность работников предприятия за предшествующий календарный год - не менее 251;
- выручка от реализации товаров и рабочих услуг без учета НДС или стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не менее 1 млрд. руб.
Однако для каждой сферы деятельности существует своя принятая классификация малого, среднего и крупного предприятия.
В Приложении 1. приводятся границы малого, среднего и крупного размеров бизнеса для десяти различных отраслей.
Стоит отметить, что границы малого бизнеса по критерию численности занятых работников для отдельных отраслей, определены законодательно. Это было сделано для целей применения упрощенной системы отчетности и налогообложения. Они колеблются по различным отраслям от 15 до 200 человек.
Границы крупного бизнеса никогда четко не определялись, но интуитивно все понимают, что если речь идет действительно о крупном бизнесе, то число занятых в нем может составлять тысячи и десятки тысяч человек, а в самом крупном, таком как РЖД, РАО ЕЭС или «Газпром» - сотни тысяч работников.
Четко определить границы среднего бизнеса, с точки зрения численности занятых, не представляется возможным. В самом общем приближении речь может идти о границах между несколькими десятками и несколькими тысячами человек.
Структура управления компанией
Компании, в которых все сотрудники напрямую подчиняются генеральному директору (он же, как правило, является владельцем или совладельцем этого бизнеса), очевидно, принадлежат к микро-уровню бизнеса. Предельная численность работников, которых один такой управленец может держать в прямом и непосредственном подчинении, как правило, не превышает 15-25 человек3.
Компании, в которых между высшими руководителями и рядовыми сотрудниками располагается только одно управленческое звено, скорее всего, относятся к малому бизнесу.
Компании с 2-4 управленческими звеньями можно считать средними. Здесь уже нельзя с уверенностью сказать, что 4 звена - это «средне-крупная», а два – «средне-мелкая». Высока отраслевая и индивидуальная специфика - одни управленческие кадры, которые пришли, например, из военизированных структур и любят выстраивать управленческие пирамиды в четыре этажа из 500 сотрудников, другие пытаются пять тысяч человек пытаются представить в двухзвенной структуре4.
Подходы к количественной оценке
Итак, в стране есть несколько сотен (до 1000) очень крупных компаний: с оборотом от $150 млн. в год и выше, со средней численностью занятых в 25 тыс. человек на одну компанию5.
Еще есть несколько миллионов (два или три) малых бизнесов, с годовым оборотом, не превышающим $2,5 млн., со средним числом сотрудников в 5-7 человек.
В экономике страны сегодня реально занято около 70 миллионов человек. В т.ч. около 15-20 миллионов работают в тех самых 500-1000 крупнейших компаниях, на долю которых как будто приходится 50-60% производства товаров и услуг в стране (см. Приложение 1)
1.2. Современное состояние крупного бизнеса и типология его развития в современных условиях
В последние годы характер ведения бизнеса в РФ сильно изменился. Большая часть этих изменений носит положительные черты. Трансформируется формат крупнейших бизнес-групп. Стремление заимствовать капитал на западных рынках дисциплинировало многие из них - сделало более прозрачными, более специализированными, научило контролировать свое поведение, аккуратно обращаться с кредиторами и миноритарными акционерами.
Логика естественного развития рынка такова, что когда-то должен наступить предел расширения бизнеса в рамках одной организации, поскольку издержки дальнейшего расширения оказываются выше издержек инвестирования в развитие. Эта тенденция наблюдается в течение последних двух-трех лет, когда многие группы сменили стратегию расширения концентрацией усилий на развитии ключевых направлений, приносящих наибольший доход. Примерами могут служить российско-британская нефтяная компания ТНК-ВР, планомерно избавляющаяся от ненужных нефтяных месторождений, или «Северсталь-групп», которая постепенно выделила из своего состава подразделения, занимающиеся производством автомобилей и перевозками. По этому же пути пошел «Лукойл», избавившийся от части своих буровых мощностей, а в настоящее время наблюдается тот же процесс в «Норильском Никеле»: он отделяет от себя золотодобывающий бизнес.
Другой качественный признак, характеризующий особенности современной структуры собственности, - снижение максимального пакета акций в руках мажоритарного владельца, дающего ему гарантии сохранения контроля над активами. Иначе говоря, снизился риск несанкционированного отъема собственности. Если раньше для такой гарантии был необходим 100-процентный контроль (даже 85% акций не всегда давали гарантии от конфликта с миноритарным «захватчиком»)6, то в последнее время этот показатель снижался, и у крупных игроков, таких, как «Альфа-групп», появилась возможность ограничиваться блокирующим пакетом (51%). Такое положение вещей свидетельствует и о другом положительном изменении: растет значимость фондового рынка в финансировании деятельности компаний.
Сам тот факт, что публичное размещение акций становится все более принятым способом привлечения инвестиций, говорит об изменении приоритетов развития бизнеса - от строительства корпоративной структуры к увеличению акционерной стоимости корпорации. А это, в свою очередь, требует соблюдения определенных стандартов ведения бизнеса. Есть и иные положительные изменения, произошедшие в эволюции частного российского капитала, которые, несомненно, играют важную роль в постепенном превращении российской экономики в подлинно рыночную7.
Еще одна важная тенденция - улучшение отношений между властью и крупным бизнесом, появление первых признаков сотрудничества между ними. И та и другая сторона все более убеждаются, что без такого сотрудничества российский бизнес в условиях глобализации останется неконкурентоспособным. Неслучайно все большее внимание специалистов привлекает такая форма сотрудничества, как государственно-частное партнерство (ГЧП), то есть способ привлечения частного капитала к финансированию и управлению той собственностью, которая формально остается в руках государства. Выгода здесь обоюдная - и для бизнеса, и для государства, а, следовательно, и для граждан.
Различные виды ГЧП получили огромное распространение в развитых странах Запада, прежде всего в инфраструктурных отраслях экономики - в коммунальном хозяйстве, транспорте и связи. Теперь их стремятся внедрять и в РФ. Правда, такая форма взаимодействия государства и бизнеса требует огромной законодательной работы (необходимо четко определить все аспекты контрактов, заключаемых между сторонами). Можно надеяться, что именно на этой основе государство начнет активно вкладывать средства в инфраструктуру: в строительство дорог, каналов, мостов, портов, в трубопроводный транспорт.