Большинство исследователей отмечают, что положение современной России позволяет ей входить во многие политико- и образно-географические системы — такие как «Европа», «Восточная Европа», «Ближний», «Средний» и «Дальний Восток», «Центральная Азия». Объясняется сложившаяся ситуация тем, что имидж такого типа неустойчив, неравновесен, быстро трансформируется под влиянием геополитических факторов и нередко является причиной неточностей в политической или политико-географической самоидентификации государства.
Учет всех сопутствующих факторов делает проблему формирования позитивного образа России весьма сложной. Для ее решения требуется моделирование нескольких наиболее явных и действенных позитивных образов страны и дальнейшая их оценка с целью определения оптимально соответствующего национальным интересам.
На имидж российского государства оказывают воздействия различные факторы. Перечень влияющих факторов весьма обширен и не поддается строгой градации. Так, Э. Галумов[42] предлагает все влияющие на имидж государства факторы разнести по времени на:
1. «Условно-статичные» факторы формирования образа России
- природный ресурсный потенциал России;
- национальное и культурное наследие российского общества;
- нерегулируемые (постоянные) геополитические факторы (географическое положение, площадь занимаемой территории, протяженность границ государства, выход к морям и т. д.);
- исторически свершившиеся события, повлиявшие на развитие российской государственности (завоевания, великие научные и географические открытия и др.), а также вклад выдающихся россиян, имена которых вошли в историю страны;
- базовая форма государственного устройства и структура управления.
2. «Корректируемые условно-динамичные» социологические факторы формирования образа России
- социально-психологические настроения в российском обществе;
- формы общественно-политической интеграции россиян, структура, характер и принципы деятельности общественно-политических объединений России;
- морально-нравственные аспекты развития российского общества.
3. «Корректируемые условно-динамичные» институциональные факторы формирования образа России
- устойчивость российской экономики, оцениваемая комплексом показателей динамики ВВП, уровня доходов на душу населения, объема привлекаемых инвестиций, финансовой обеспеченности бюджетов всех уровней, гарантий прав и свобод хозяйствующих на российском рынке субъектов реального сектора экономики и др.;
- правовое пространство России и соответствие российских правовых норм международным требованиям;
- функции, полномочия и механизмы государственного регулирования различных областей и сфер деятельности в Российском государстве (эффективность властной конструкции).
В каждой из групп факторов, оказывающих воздействие на формирование образа страны, как принято считать, имеет место как позитив, так и негатив.
«Условно-статичные» факторы представляют собой неизменную (постоянную) совокупность движущих сил, влияющих на характер восприятия имиджа России. Такие факторы определяются потенциалом природных ресурсов, культурно-историческим наследием, геополитическим положением России и базовой формой государственного устройства.
Общемировые тенденции глобализации имеют особое значение для России, находящейся на стыке Запада и Востока как замыкающего звена «кольца развитых стран севера планеты: Европа - США - Канада - Япония»[43]. Его формирование как целого может адекватно выразить геоэкономическое пространство цивилизации третьего тысячелетия. К этому в России есть все предпосылки. История человечества щедро одарила Россию природными просторами, несметными богатствами. Так, в России сосредоточено 35% запасов мировых ресурсов (энергетических, минеральных, биологических) и более половины стратегического сырья. Общая стоимость запасов природных ресурсов оценивается в 28,6 трлн дол. (32% - газ, 23% - уголь и сланец, 15% -нефть, 74% - металлические руды, 6% - редкие металлы). При этом Россия вывозит порядка 43% добываемой нефти, 37% природного газа, 32% производимых нефтепродуктов, 70% целлюлозы, 80% минеральных удобрений. Эти цифры свидетельствуют о чрезвычайно высокой доле сырья в общем объеме экспорта, что позволяет говорить об опасности превращения страны в сырьевую периферию для развитого мира. Вместе с тем наличие уникальных технологий в аэрокосмической области, лазерном производстве, атомной промышленности, в судостроении, оборонном комплексе могли бы стать достойным скрепляющим материалом постиндустриальной России.
Однако для формирования положительного имиджа страны, рассматриваемого сквозь природно-ресурсный фактор, наиболее значимым оказывается новая экологическая миссия России в мире[44]. В условиях антропогенной перегрузки живой планеты главнейшей характеристикой устойчивого развития каждой страны становится глобально-экологическая. Принцип «устойчивого развития» появился в публикациях во второй половине 80-х годов и был принят как опорное понятие прогресса на конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая состоялась в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Ныне этот термин воспринимается как новая парадигма модели развития цивилизации, основанной на экологизированной экономике, т. е. экономике, повернутой лицом к экологии. Для России характеристика устойчивого развития весьма благоприятна. Она связана в нашей стране с невысоким уровнем негативного влияния антропогенного фактора (энерго- и биопотребление) на биосферу по сравнению с остальными индустриально развитыми странами.
«Корректируемые условно-динамичные» социологические факторы
Социально-нравственные аспекты формирования «корректируемых условно-динамичных» социологических факторов тесно переплетаются и отражаются в результатах и обобщениях различных социологических опросов настроений широких масс общества. Последние, в свою очередь, являются важнейшим индикатором правильности действия власти и государства по реализации национальных интересов. Поэтому учет и использование социологических факторов в управлении имиджем государства являются мощным инструментом формирования привлекательности государства.
Современные же настроения в широких слоях российского общества можно охарактеризовать как протестно-терпеливые, сопровождаемые попытками приспособления и выживания[45]. Вынужденная адаптация отнюдь не означает примирения, согласия, одобрения. Сегодня можно смело утверждать, что в России на этапе перестройки и затем реформирования построено общество, которого, как это ни парадоксально, никто не хотел. За последнее время в российском обществе, по данным ВЦИОМ, увеличилась доля тех, кто не может приспособиться к переменам.
В крупных городах социологи отмечают большой процент (38%) тех, кто вынужден «вертеться». В малых городах соответствующий показатель достигает своего максимального значения (41%). Здесь, как и в селах, чаще выявляется невозможность приспособиться к переменам. И необходимость «вертеться». Из тех, кто активно адаптируется к постоянно ухудшающимся условиям, 72% - люди, имеющие среднее и высшее образование. Что же касается тех, кто находит новые возможности, то в их числе 72% граждан в возрасте до 40 лет и 77% тех, у кого высшее и среднее образование. Общий вывод напрашивается простой: имеющие социальные ресурсы (молодость, образование) более активны.
Социологические исследования показывают, что большинство в России не любит перемен, однако мало тех, кто готов выступить против них. Люди нехотя принимают как данность вынужденные и не желаемые большинством перемены, которые оказались неожиданными практически для всего населения. Позитивные чувства (надежда, уверенность, свобода и т. д.) явно преобладают только у небольшой группы, получившей новые возможности. Правда, здесь же присутствует и максимум «одиночества» (видимо, сказывается не только малочисленность, но и сам характер деятельности авантюрного предпринимательского и близкого к нему слоев).
Для России, на мой взгляд, наиболее значимым был бы образ государства, привносящего во все более глобализирующийся мир посредническую идею справедливого мироустройства. Однако сам посредник должен быть авторитетным и уважаемым среди всех участников международных отношений, что предполагает, прежде всего, рост конкурентоспособности самой России. И не последнюю роль в этом призвана сыграть имиджевая политика государства.
При продвижении положительного имиджа государства в сознание россиян и за рубежом необходимо использовать национальные образы-символы, которые отражают собой некую значимую модель мира (в смысле окружающей реальности), включающую важные исторические и культурные знаки национального триумфа. Сейчас особенно важно использовать национальные образы-символы в отечественной имиджевой рекламе, поскольку они общие для многих народностей, населяющих Россию. К тому же западные технологии стали давать сбои, так как они не учитывают особенности российской ментальности. В нашей стране слова «русский» и «российский» практически неотделимы. Не зря сказано: «Русский - не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит и почитает Россию, считает ее своим Отечеством». Каковы русские или российские национальные символы? На основе анализа русской литературы, живописи, изделий народных промыслов, фольклора можно выявить несколько таких образов-символов, которые можно и нужно использовать в имиджевой политике государства[46].