Во-первых, это - простор. Простор прочно ассоциируется со свободой, волей, раздольем. Широкое пространство всегда было родным для русских - ведь наша территория поистине огромна (ни конца ни края). Выдающийся деятель отечественной культуры Д. С. Лихачев говорил, что воля в понятии русских - это большие пространства, по которым можно идти, дышать вольным воздухом открытых мест, чувствовать над головой небо. Простор для русских - это комфортное состояние души, а не только характеристика географического пространства. Простор ассоциируется с широтой русской души. Образов простора много - это бескрайние степи, леса, широкие реки, воспринимаемые как бы с высоты птичьего полета.
Во-вторых, широкая дорога, уходящая вдаль. Образ широкой дороги совпадает с нашей подсознательной сущностью «странников по жизни» - желанием перемен. Для России, с ее типичным состоянием ожидания лучшего, дорога олицетворяет изменчивость мира, надежду на лучшее.
Не зря говорят в народе: «Где дорога, там и путь». Хоть дороги в России традиционно плохие, образ дороги всегда эмоционально теплый, потому что она не только отражает надежду, но и является связующим звеном, объединяющим людей. Поэтому наиболее символичным национальным образом России является дальняя дорога.
В-третьих, яркое солнце. Отношение к солнцу как образу великого, радостного, праздничного идет еще от языческих традиций. Солнце светит и радует, оно - олицетворение правды-истины, обличение кривды. Солнечный свет противостоит тьме, мракобесию, холоду.
В-четвертых, широкая река. В России много красивых и широких рек, они всегда были любимы народом. Много народных и профессиональных песен сложено про Волгу-матушку, тихий Дон-батюшку и др. Образ широкой и могучей реки или просто «речки детства» вызывает теплые чувства.
Другие образы-символы менее значимы и, следовательно, менее действенны, но их также можно использовать в имиджевой политике государства. Это - дом, дерево, земля. Проецирование основных национальных символов в сознание россиян наиболее эффективно при проведении различных государственных акций и реализации программ. Это позволяет переносить положительный образ на личность государственного деятеля, органа или программу их действий. А уже имея положительный образ государства в сознании его жителей намного проще осуществить его продвижение на мировой арене.
Сегодня одной из основных задач является создание управляемого образа России - того, что способно сформировать восприятие и, следовательно, отношение к отраженной в образе российской действительности. Именно это восприятие является определяющим для формирования характера деятельности субъектов, факторов восприятия образа государства - политических институтов стран мира, хозяйствующих субъектов, мировой общественности и т. д. Именно то, как воспринимается страна - ее образ, является основой для формирования внешнеполитических и экономических отношений с мировым сообществом, механизмом регулирования внутренних процессов, происходящих в России.
Важным, на мой взгляд, является анализ я-образа России, так как он играет важную роль в формировании имиджа России в мировой политике.
Говоря о я-образе Росси, следует отметить, что в настоящий момент он отличатся известной противоречивостью. Согласно результатам специального опроса, посвященного образу Россия в 2000 году, число тех, кто по-прежнему в большей или меньшей степени склонен считать нашу страну супердержавой, примерно сопоставимо с числом тех, кто наоборот так или иначе не склонен считать Россию таковой; 40,3% к 41,7%.[47].
При этом наиболее важными составляющими в структуре внутреннего политического имиджа могут быть выделены следующие элементы:
· образ российской демократии;
· образ власти;
· образ российской экономики;
· отношение к вооруженным силам;
· внешнеполитический образ России;
Образ российской демократия нельзя назвать положительным: согласно результатам опроса, лишь немногим боле четверти россиян считают Россию демократическим государством. Более того, под сомнение ставится один из важнейших демократических институтов - выборы, так как более половины граждан России не уверены в том, что смена власти в России происходит в результате свободных и честных выборов. Причину этого аналитики видят в применении в ходе предвыборных кампаний большого количества так называемых «грязных» технологий, а также в использовании мощного административного ресурса. В результате под сомнение ставится как процедура проведения выборов, так и их результаты.
Основополагающими компонентами образа российской власти в массовом сознании, с точки зрения Натальи Лайдинен[48], выступают такие характеристики, как существенная закрытость власти от общества, негативная оценка компетентности власти (42,4% респондентов ставят под сомнение ее компетентность), а также коррупция. При этом последняя из вышеперечисленных имиджевых составляющих имеет наибольшее значение, как для российских, так и для зарубежных инвесторов.
Одни из основных аспектов внутреннего имиджа государства - восприятие населением его экономической политики. Для более половины россиян характерно видение России как государства с ослабленной экономикой, одной из серьезнейших проблем которого выступают его внешние долги.
Отношение граждан страны к вооруженным силам также является одной из важнейших характеристик внутреннего имиджа государства. Это особенно важно в России, где отношение к вооруженным силам характеризуется противоречивостью; с одной стороны, память о статусе сверхдержавы с высокой военной мощью, с другой - положение армии в настоящий момент, задействованность сил в чеченском конфликте.
Ряд исследователей рассматривают в качестве определяющего фактора формирования имиджа экономический фактор, который, в сочетании с психологическим фактором (невозможность полного и быстрого отказа от видения России в качестве врага) оказывает наибольшее воздействие на имидж страны. Так, по мнению В.А. Евсеева, «субъективное осознание угрозы дополняется объективным нежеланием видеть Россию в числе мировых экономических лидеров, рост ее влияния и роли в мире, усиление конкурентного давления со стороны российских корпораций на уже поделенные западными компаниями мировые рынки»[49].
Признавая и роль целенаправленных действий по созданию определенного имиджа России на уровне правительства, и роль экономического и психологического факторов, я, тем не менее, вслед за исследовательской группой Совета по внешней и оборонной политики Караганова С.А., Кожокина Е.М., Малашенко И.Е. и Федорова А.В. считаю наиболее правомерным рассмотрение процесса формирования имиджа страны как результата воздействия совокупности целого ряда самых разнообразных факторов, среди которых можно выделить следующие:
- Ситуацию в самой России;
- Заимствование информации и уже сформированных образов из российских средств массовой информации;
- Превентивные действия против российского бизнеса, воспринимаемого в качестве потенциального конкурента, не соблюдающего негласные правила игры;
- Желание обеспечить контроль над потоками инвестиций и технологий и предотвратить восстановление российской экономики до того уровня, когда она сможет составить конкуренцию западным странам;
- Обеспокоенность, что преступность и коррупция в России могут достигнуть такого уровня, что Россия будет предоставлять угрозу для безопасности западных стран;
- Опасение возможности распространения оружия массового уничтожения в страны с радикальными режимами;
- Отсутствие продуманной информационной политики в России;
- Целенаправленные действия иностранных и российских спецслужб, направленные против определенных бизнес структур;
- Использование российских и иностранных СМИ российскими политическими и бизнес группами в качестве инструмента в борьбе друг против друга;
Кроме вышеперечисленных факторов отмечу также традиционно высокий интерес СМИ к негативной информации, которая способствует коммерческому успеху издания и, следовательно, является экономически выгодной.
Как я уже отмечала в первой части моей работы, в процессе формирования международного имиджа страны особую роль играют политические мифы и стереотипы, укорененные в сознании жителей страны- реципиента имиджа. Центральным политическим мифом о России является миф о присущей российскому населению склонности к несвободе, к рабству, вследствие чего Россия видится страной политического деспотизма. Склонность к несвободе рассматривается зарубежными исследователями в качестве основной причины авторитарных тенденций, имеющих место на постсоветском пространстве.
Одним из важных инструментов, используемых российскими имиджмейкерами на государственном уровне является мифологизация.
Многие из политиков современной России обрели свою популярность благодаря грамотному использованию различных мифов, не ангажированных другими и соответствующих настроениям массового сознания.
Как известно, в своих работах К.П. Юнг[50] выделил и охарактеризовал основные архетипы, лежащие, по его мнению, в основе практически всех мифологических представлений.