Смекни!
smekni.com

«Имидж современной России в мировой политике: технологии формирования и позиционирования» (стр. 12 из 30)

Одним из старейших политических мифов России является миф народной воли, согласно которому надо «сходить в народ» и узнать, что он хочет на самом деле, а потом бороться за то, что будет сообщено. По мнению А. Кольева, зеркальным отражением этого мифа можно назвать современный политический миф о деградации русского народа[51].

Особое место в национальной мифологии России занимает миф провинциальности, получивший распространение в силу наличия в стране выраженного центра, сосредотачивающего в себе все виды капитала (административного, культурного, ресурсного и др.). При этом на периферии складывается миф возврата к первоначальным основам общежития, которые сохранились именно в провинции.

Кроме этого, в сознании жителей Запада (особенно в США) по-прежнему существуют стереотипы о России периода противостояния и соперничества, которые хотя и модифицировались, но в целом сохранили свою негативную направленность. С точки зрения Н.И. Николаевой, это объясняется тем, что идеологические и внешнеполитические стереотипы обладают большой прочностью и с трудом поддаются трансформации.

Согласно результатам исследования С.А. Караганова, Е.М. Кожокина, И.Е. Малашенко, А.В. Федорова, в настоящее время получил широкое распространение следующие стереотипы о России, сложившиеся за последние десятилетия[52]:

- Существует угроза дезинтеграции России;

- В России сформировалось преступное и коррумпированное государство;

- Россия не способна проводить реформы без помощи и руководства со стороны Запада.

Согласно результатам многих исследований, помимо вышеперечисленных стереотипов существует стереотип о сущностной связи внешней политики современной России, Советского Союза и российской империи: Россия воспринимается как страна, склонная к проведению имперской политики.

Любая информация о России автоматически соотносится с данными представлениями: если она укладывается в эти рамки, реципиент считает ее достоверной; в случае же несоответствия получаемой информации западным установкам, она может пройти незамеченной.

2.1 Факторы формирования имиджа современной России

Исторические предпосылки формирования имиджа России

В структуре политического имиджа государства значительную роль играет образ истории страны. Можно выделить шесть событий в российской истории, оказавших наибольшее воздействие на международной имидж России, и имиджевые характеристики, вошедшие в структуру имиджа, как следствие этих событий[53].

I. Монголо-татарское нашествие.

П. Петровские преобразования.

III. Отечественная война 1812 года.

IV. Создание СССР.

V. Великая Отечественная война 1941—1945 годов.

VI. Распад СССР.

Я постараюсь рассмотреть общий план влияния указанных исторических событий на процесс становления и изменения образов России.

/. Монголо-татарское нашествие

В начале XIII века под властью Чингисхана (1155—1227 гг.) сложилось сильное Монгольское государство, которое было типичной варварской державой. Пользуясь раздробленностью Руси на отдельные княжества, монгольские завоеватели на два с половиной столетия (XIII-XV вв.) утвердили над Россией собственное иго. Все эти годы русские княжества являлись данниками монгольских ханов.

Завоевание русских земель сопровождалось их жесточай­шим разорением. Больше всего пострадали города — главные очаги русской культуры. Видимо, к этому времени можно отнести зарождение представления о русских, как о народе долготерпеливом и покорном.

Тем самым Русь явилась щитом для Европы и ее культуры от монголо-татарского нашествия. Тогда и сложился ее об­раз как государства, способного перед лицом исторических опасностей объединиться под руководством сильной власти, выдвинувшей общенациональную идею: отстоять державную независимость и суверенитет. Стойкость и выносливость с той моры тоже стали непременными атрибутами образа России.

В долгой и беспощадной борьбе за сохранение своей неза­висимости русские, полагая, что их единственный шанс на вы­живание лежит в жестокой концентрации политической власти, разработали специфический вариант тоталитарного государства византийского типа. В результате удалось осуществить под эгидой Москвы объединение целой группы слабых княжеств, что и положило начало формированию могучей империи.

На образ любой страны существенное влияние оказы­вает также ее политико-географическое положение. Для Московского государства уже в XVI веке были характерны имперские черты, сложившиеся на базе политических и ди­настических связей с Византией и Древним Римом. Вместе с тем Россия того периода в глазах общественности разных стран выглядела страной со слабо освоенными территориями, ее образ состоял из полумифических сведений и представ­лений.

После 1453 года Россия остается единственной сколько-нибудь значимой и авторитетной православной страной, не попавшей под влияние мусульман. А взятие Иваном Грозным татарской Казани было новым шагом в освоении византий­ского наследия.

На Западе бытует мнение, что Россия той эпохи выступала якобы агрессором. На самом деле это не совсем так. В XVII веке польские захватчики проникли в самое сердце России — вплоть до Москвы! — и были отброшены лишь ценой колоссальных усилий... Шведы отрезали Русь от Балтики, аннексировав все восточное побережье до северных пределов польских владе­ний... Многие подобные факты подтверждают сделанный в свое время Н. Я. Данилевским вывод: «Поэтому исторически русские считают себя жертвой непрекращающейся агрессии Запада, и, пожалуй, в длительной исторической перспективе для такого взгляда есть достаточно оснований. Победы русских над шве­дами и поляками в XVIII веке — это лишь контрнаступле­ние... Захват территории в ходе этих контрнаступлений менее характерен для отношений России с Западом, нежели потери с ее стороны до и после этих побед»[54]. Такой имидж-контекст, очевидно, может стать доминантным в плане имиджевой рекон­струкции формировавшегося в ту пору интеграла российской внешнеполитической линии.

//. Петровские преобразования

Весомый вклад в формирование имиджа России внес Петр I. Петровская политика своей целью имела включение русского православного государства в структуру государств западного мира — с тем, чтобы русский народ занял достой­ное место среди других европейских наций. Стратегия Петра Великого была направлена на то, чтобы при вхождении России в западное сообщество в качестве равноправного члена сохра­нить ее политическую независимость и культурную автономию в обстановке, когда западный образ жизни уже получил пре­имущественное признание.

С другой стороны, политика Петра и его последователей представляла собой импровизированный ответ на западное давление, которое все более принимало форму вооружен­ной агрессии. Уже первые столкновения продемонстрировали относительную слабость России и выявили насущную необ­ходимость отстаивания ею собственных позиций в Европе. Без освоения западных техники и технологий противодействие не имело шансов на успех.

Серия войн началась в XVII веке, когда Россия, пытаясь объединить и расширить свои западные территории, вступила в конфликт со Швецией и польско-литовским королевством. Хотя русское государство и добилось некоторых террито­риальных приобретений, реальное соотношение сил было не в его пользу. Явное техническое превосходство запад­ных армий не позволяло России чувствовать себя уверен­но. Неудовлетворительное состояние русской военной тех­ники послужило тем вызовом, ответом на который стали Петровские реформы. Петр I поставил перед собой нелегкую задачу: приблизить гражданское и военное устройство России к западному уровню и стандарту тех времен. Успех этой политики увенчался разгромом отмобилизованной и дисци­плинированной шведской армии под Полтавой в 1709 году, а век спустя — изгнанием из российских пределов считав­шейся непобедимой армии Наполеона.

По результатам Петровских реформ Россия круто измени­ла свой образ в глазах западной цивилизации. Блестящие военные победы, статус морской державы, бурный про­мышленный рост, реформа всех институтов власти — вот далеко не полный перечень преобразований, сформировав­ших в конечном счете имидж Российской империи — госу­дарства, без которого в дальнейшем была уже немыслима мировая политика.

111. Отечественная война 1812 года

К 1811 году войска императора Франции Наполеона Бонапарта успели оккупировать Западную (кроме Великобритании) и Центральную Европу. Границы завоеванных территорий вплотную приблизились к России, выступав­шей главным препятствием на пути Наполеона к мировому господству. Именно тогда он заявил: «Через пять лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее»[55]. Овладение Россией открывало французскому императору прямую дорогу в Индию.

Кутузов противопоставил наполеоновской стратегии победы, обеспечиваемой успехом в одном генеральном сражении, свою гениальную стратегию, предполагавшую использование всех сил, ресурсов и возможностей Отечества. Важнейшим из этих ресурсов явился народный характер войны, поддержка в ре­шительную минуту политики-государства всем русским обще­ством, включая и его наиболее бесправные слои. Прусский генерал Шарнгорст справедливо писал: «Отвага русских пре­восходит все, что человек способен совершить. У этого народа французский император найдет свой конец»[56].

Россия явила миру свой новый облик, сформированный, в от­личие от западных держав, с учетом огромной роли народных масс, их национальной самоидентификации, с учетом базисных основ соборности и стремления к общинному укладу жизни. Еще одна сторона образа России, укрепившаяся в тот пери­од, — самопожертвование во имя Родины и сограждан, истоком имевшее беспримерное мужество Ивана Сусанина.