Смекни!
smekni.com

«Имидж современной России в мировой политике: технологии формирования и позиционирования» (стр. 20 из 30)

Приоритеты внешней политики государства имеют объек­тивное и субъективное измерение. Научный анализ позволяет приблизиться к пониманию объективных потребностей стра­ны, которые вполне жестко детерминированы экономически­ми, демографическими, военными, информационными воз­можностями и условиями. Но о приоритетах внешней поли­тики страны публично высказываются и думают прежде всего ее руководители. Дипломат в своей повседневной деятельно­сти исходит в первую очередь из конкретных указаний, кото­рые доводятся до него в рамках иерархической структуры Министерства иностранных дел, и тем не менее всегда сохра­няется пространство свободы, и ориентиром в этом простран­стве может быть только понимание объективных националь­но-государственных интересов.

Новый набор принципов и приоритетов внешней политики, усилия по консолидации государственной власти, динамичное лидерство позволили российской дипломатии достичь очевид­ных результатов. Установив взаимопонимание с Думой и Сове­том Федерации, Президент В. В. Путин добился ратификации важнейших соглашений — СНВ-2, Договора о запрещении ядер­ных испытаний, — которые без движения несколько лет лежали в парламенте. Улучшившаяся внешнеполитическая координация создала у наших партнеров восприятие России как предсказуе­мой страны.

Началось быстрое размораживание отношений с западными государствами, подчеркнутое серией встреч на высшем уровне. Была поставлена цель впервые добиться для России права голоса по всем вопросам повестки дня в «большой восьмерке». И немалым результатом этих усилий можно считать проведения саммита «большой восьмерки» в июле 2006 в Санкт-Петербурге. Саммит "Большой восьмерки" в 2006 году в Санкт-Петербурге призван подтвердить тот факт, что Россия вновь заняла место среди великих держав, считает ведущий исследователь французского Фонда стратегических исследований (Fondation pour la Recherche Strategique) Изабель Факон (Isabelle Facon). По ее мнению, Москва может использовать свое предстоящее председательство в "восьмерке", чтобы "попытаться улучшить свою международную репутацию и несколько смягчить то беспокойство, которое возникло в последние два года из-за некоторых внутренних событий, а также из-за более закрытой позиции Москвы по ряду вопросов международной жизни, в том числе на постсоветском пространстве"[79].

Опираясь на Концепции внешней Безопасности РФ 1997, 2000, выступления и Послания Президента РФ, выступления ведущих политиков России, я постаралась проанализировать те основные интересы и направления, на основе которые Российская Федерация стремиться позиционировать себя на мировой арене.

На протяжении 1992—1999 гг. Российскому государству на международной арене постоянно приходилось сталкиваться с проблемами, которые оно не имело возможности решить в свою пользу. Особенно явственно это проявилось во время последнего иракского кризиса, когда, игнорируя мнение Со­вета Безопасности ООН, США и Великобритания нанесли ра­кетно-бомбовые удары по Ираку, и во время войны НАТО против Югославии. Ухудшение международной обстановки требует особенно четкого определения приоритетов россий­ской внешней политики. Нельзя продолжать архаический спор о том, куда идти России: на Запад или на Восток, укреп­лять связи в рамках СНГ или пытаться опереться на Европей­ский Союз, подталкивая его к дистанцированию от США, строить союзнические отношения с Китаем и Индией или де­лать все возможное ради получения иностранных инвестиций из стран «большой восьмерки». Модальность наших отношений с США, ЕС, Китаем, Индией, странами СНГ в целом уже сло­жилась, в рамках этой модальности возможна корректировка курса, а отнюдь не резкая его смена. От резких изменений пострадаем, прежде всего, мы сами. Практика и теория со­временных международных отношений показывают, что при­оритеты (и соответственно задачи) государства определяются не в рамках географических координат, а функционально. Наша заинтересованность в получении иностранных инвести­ций, в приобщении к новейшим достижениям западной нау­ки, необходимость решения вопроса о долгах Парижскому и Лондонскому клубу, Международному Валютному Фонду и Всемирному банку обусловливают нашу политику сдержан­ного сотрудничества с США. Европейский Союз является крупнейшим торговым партнером России, уже один этот факт определяет стабильность нашего интереса к поддержанию нормальных отношений со странами Западной Европы. В то же время продукцию нашего машиностроительного комплекса и особенно военной промышленности мы можем реализовы­вать преимущественно на рынках Китая, Индии и стран СНГ. Кроме того, у России и Китая почти тождественен подход к ООН и Совету Безопасности, очень близки взгляды России, Китая и Индии на разрешение важнейших региональных конфликтов. Возрастание экономической составляющей внешней политики России подразумевает прагматизм, режим конструктивного диалога со всеми значимыми игроками на международной арене с целью недопущения или минимизации ущерба, который они потенциально могут нам причинить, и по­лучения материальных выгод от взаимодействия с ними.

Переживая глубокий структурный кризис, Россия обречена — до тех пор пока его не преодолеет — на достаточно консерва­тивную и осторожную внешнюю политику. Но ее внешнепо­литические приоритеты ориентированы не только на обеспе­чение благоприятного международного климата, который по­зволил бы провести необходимые реформы и вступить в фазу динамичного развития. Борьба российского государства за достижение международных целей должна способствовать и внутреннему преобразованию самого государства и россий­ского общества. Россияне кровно заинтересованы в соблюде­нии и уважении принципов международного права. Россия исходит из того, что система международного права должна быть стабильной и не подвергаться концептуальным изменени­ям вслед за колебаниями политической конъюнктуры. К важ­нейшим приоритетам российской внешней политики относит­ся сохранение ООН (и его Совета Безопасности) в качестве эффективно действующей международной организации. Для России чрезвычайно важно не допустить де­вальвации значения ООН в международных делах и особенно в урегулировании кризисных ситуаций.

28 июня 2000 г. президентом В. Путиным была утверждена новая редакция Концепции внешней политики Российской Федерации[80]. В этом документе дается оценка тенденций и закономерностей раз­вития современного мира, формулируются цели и задачи внешнепо­литической деятельности российского государства. В нем отмечается, что Российская Федерация проводит самостоятельную и конструк­тивную внешнюю политику. Эта политика основывается на последо­вательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме, она максимально прозрачна, учитывает законные интересы других госу­дарств и нацелена на поиск совместных решений. Указывается, что отличительной чертой российской внешней политики является ее сба­лансированность. Это обусловлено геополитическим положением Рос­сии как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Такой подход предопреде­ляет ответственность России за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает раз­витие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на дву­сторонней и многосторонней основе.

В концепции констатируется, что современная Россия заинтере­сована в стабильной системе международных отношений, основан­ной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгод­ного сотрудничества. Такая система должна обеспечивать надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.

Среди приоритетов российской внешней политики на глобаль­ном уровне называется сохранение и усиление регулирующей роли Организации Объединенных Наций в международных отношениях. Это предполагает: неуклонное соблюдение основополагающих прин­ципов Устава ООН, включая сохранение статуса постоянных членов Совета Безопасности; рациональное реформирование ООН в целях развития ее механизма быстрого реагирования на происходящие в мире события, наращивание ее возможностей по предотвращению и урегулированию кризисов и конфликтов; повышение эффективно­сти деятельности Совета Безопасности ООН, несущего главную от­ветственность за поддержание международного мира и безопасности, придание этому органу большей представительности за счет включе­ния в его состав новых постоянных членов, в первую очередь автори­тетных развивающихся государств. В документе отмечается, что ре­формирование ООН должно исходить из незыблемости права вето постоянных членов Совета Безопасности ООН.

При рассмотрении проблем международной безопасности подчер­кивается, что Россия выступает за дальнейшее снижение роли фак­тора силы в международных отношениях при одновременном укреп­лении стратегической и региональной стабильности. Утверждается, что в этих целях Российская Федерация будет неукоснительно вы­полнять взятые на себя обязательства по действующим договорам и соглашениям в области ограничения и сокращения вооружений и участвовать в разработке и заключении новых договоренностей, от­вечающих как российским национальным интересам, так и интере­сам безопасности других государств. Кроме того, Россия, указывается в документе, подтверждает неизменность своего курса на участие со­вместно с другими государствами в предотвращении распростране­ния ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения и средств их доставки. Российская Федерация — твердый сторонник укрепления и развития соответствующих международных режимов, включая создание глобальной системы контроля за нераспростране­нием ракет и ракетных технологий, она намерена твердо придержи­ваться своих обязательств по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и призывает присоединиться к нему все госу­дарства мира.