Смекни!
smekni.com

«Имидж современной России в мировой политике: технологии формирования и позиционирования» (стр. 21 из 30)

Россия считает международное миротворчество действенным ин­струментом урегулирования вооруженных конфликтов и выступает за укрепление его правовых основ в строгом соответствии с принципа­ми Устава ООН. Поддерживая меры по наращиванию и модернизации потенциала быстрого антикризисного реагирования ООН, Российская Федерация намерена продолжать активно участвовать в операциях по поддержанию мира, проводимых как под эгидой ООН, так и ре­гиональными и субрегиональными организациями. Необходимость и степень такого участия будут соразмеряться с национальными ин­тересами и международными обязательствами страны. Россия исхо­дит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санк­ционировать применение силы в целях принуждения к миру.

Произошло заметное смягчение позиции России по пробле­мам контроля над вооружениями и расширения НАТО. Кремль фактически отказался от некогда священного принципа ядерного паритета. После выхода США из Договора по ПРО Путин выра­зил сожаление, но не более того. Россия пошла на подписание Договора о сокращении стратегических наступательных потенци­алов, несмотря на возражения критиков, недовольных его некон­кретностью и возможностью для США не уничтожать, а склади­ровать сокращаемые боеголовки. Решение пражского (2002) сам­мита НАТО о присоединении к блоку семи стран ДВЕ, включая государства Балтии, было названо «бесполезным», но не вызвало дипломатических осложнений.

Де-факто Россия дала согласие на проецирование американ­ской военной силы в постсоветском пространстве (прежде всего, в Центральной Азии, отчасти и в Грузии), которое ранее рас­сматривалось как зона эксклюзивного стратегического влияния РФ, и на применение военной силы в непосредственной близости от этого пространства (Афганистан). Более того, Россия оказала поддержку США организацией и вооружением антиталибского Северного альянса, предоставлением разведывательной инфор­мации, воздушных коридоров для военных самолетов, доступа к базам в бывших советских республиках, а также доставкой гума­нитарных грузов.

Место России в современном мире определяется двумя груп­пами факторов:

- наличием у России потенциала для того, чтобы она про­должала играть важную роль в мировых процессах;

- активизацией усилий ряда государств, направленных на ос­лабление позиций России в политической, экономической военной областях.

Важнейшие слагаемые российского влияния в современном мире, согласно концепции — наличие, несмотря на затяжной кризис, значительного экономического, научно-технического и военного потенциала; уникальное стратегическое положе­ние на стыке Европы и Азии; реальные перспективы вхожде­ния России в ведущие международные экономические и фи­нансовые организации. Вместе с тем, категории «потенциал» и «перспективы» сами по себе не обеспечивают влияния авто­матически. Поэтому при разработке концепции крайне важно, как представляется, определение путей реализации «потен­циала» и «перспектив». Эти проблемы анализируются в сле­дующих — функциональных — разделах концепции нацио­нальной безопасности.

Национальные интересы России и в КНБ-97, и в новой ре­дакции 2000 г. рассматриваются как триединство интересов личности, общества и государства. «Национальные интересы России, — говорится в новой редакции концепции, — это со­вокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, соци­альной, международной, информационной, военной, погра­ничной, экологической и других сферах». В обеих редакциях КНБ есть указание на то, что национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели, формируют стратегические и тактические задачи внутренней и внешней политики государства.

Оба документа дают подробную дифференциацию внут­ренних и внешних национальных интересов РФ. Ключевой внутренний интерес РФ лежит в области экономики и состоит в обеспечении устойчивого экономического развития страны. В международной сфере, согласно обоим документам, нацио­нальные интересы заключаются в упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира.

Поскольку уже в 1990-е гг., т. е. раньше, чем многие другие государ­ства мира, Россия столкнулась с террористической угрозой, в Концеп­ции внешней политики уделяется особое внимание необходимости усиления противодействия этой угрозе. Борьба с международным терроризмом, способным дестабилизировать обстановку не только в отдельных государствах, но и в целых регионах, представляется важнейшей внешнеполитической задачей. Российская Федерация вы­ступает за дальнейшую разработку мер по усилению взаимодействия государств в этой области. Россия считает прямой обязанностью лю­бого государства защиту своих граждан от террористических посяга­тельств, недопущение на своей территории деятельности, имеющей целью организацию подобных актов против граждан и интересов дру­гих стран, включая непредставление убежища террористам.

Поскольку терроризм часто переплетается с общеуголовной пре­ступностью, Россия, как подчеркивается в документе, будет целена­правленно противодействовать незаконному обороту наркотиков и росту организованной преступности, сотрудничая с другими государствами в многостороннем формате, прежде всего в рамках специали­зированных международных органов, и на двустороннем уровне.

На угрозе терроризма в тексте 2000 г. сделан особый акцент. Для России эта угроза имеет и внутренний, и внешний аспек­ты. Вторжение в августе 1999 г. в Дагестан с территории Чеч­ни незаконных бандформировании при участии террористов как российского, так и заграничного происхождения, серия взрывов жилых домов в ряде городов РФ в августе—сентябре 1999 г., массовые похищения заложников не только на сопре­дельных с Чечней, но и иных российских территориях — все это зримые свидетельства обострения угрозы терроризма в России.

Антитеррористическая операция на Северном Кавказе, бу­дучи сугубо внутренним делом РФ, получила широкий меж­дународный резонанс. И на саммите ОБСЕ в Стамбуле, и на саммите ЕС в Хельсинки в конце 1999 г. эта проблема стара­ниями Запада была поставлена в центре внимания. Ситуация усугублялись односторонним освещением событий на Север­ном Кавказе западными средствами массовых коммуникаций. Пресловутый «эффект CNN» работал против России, которую обвиняли в неадекватном применении военной силы в ходе антитеррористической операции на Северном Кавказе и пы­тались склонить к политическому посредничеству Запада в переговорах с «чеченской стороной». Тень обвинения в «гуманитарной катастрофе» с угрозой сопутствующих санкций вплоть до «гуманитарной интервенции» нависла на сей раз над Россией.

В разделе о внешних угрозах и основных препятствий для РФ авторы текста 2000 г. выделили следующие:

• стремление отдельных государств и военно-политических блоков принизить роль существующих механизмов обеспе­чения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

• опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

• расширение НАТО на восток и возможность появления в непосредственной близости от российских границ ино­странных военных баз и военных контингентов;

• продолжающееся распространение ОМУ и средств его дос­тавки;

• ослабление интеграционных процессов в СНГ;

• появление и эскалация конфликтов по периметру границ РФ и СНГ;

• притязания на территорию Российской Федерации.

Обеспечение национальной безопасности РФ включает в себя, согласно КНБ-2000, формулирование задач обеспечения на­циональной безопасности, а также — перечень прерогатив го­сударственных органов, ответственных за обеспечение нацио­нальной безопасности. Новая редакция 2000 г., в сравнении с текстом КНБ-97, выглядит более четкой и упорядоченной.

Согласно КНБ-2000, Российская Федерация позиционируется как государство, ставящее перед собой следующие задачи:

• своевременное прогнозирование, выявление и нейтрализа­ция внешних и внутренних угроз национальной безопасно­сти РФ;

• обеспечение суверенитета, территориальной целостности и
безопасности пограничного пространства страны;

• подъем экономики страны, проведение независимого и со­циально-ориентированного экономического курса;
преодоление научно-технической и технологической зави­симости РФ от внешних источников;

• обеспечение личной безопасности, конституционных прав
и свобод граждан РФ;

• осуществление комплекса мер по укреплению российской государственности, обеспечение неукоснительного соблю­дения законодательства РФ;

• обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудниче­ства России прежде всего с ведущими государствами мира;

• подъем и поддержание на должном уровне военного по­тенциала страны;

• укрепление режима нераспространения ОМУ и средств его
доставки;

• принятие эффективных мер по пресечению разведыватель­ной и подрывной деятельности иностранных государств против РФ;