- «Имперские амбиции» заставляют Россию проводить жесткую политику на постсоветском пространстве, что вызывает обеспокоенность.
- Ослабленный военный потенциал России не представляет опасности для Запада.
Образ России как государства, потерявшего статус великой державы, прямо или косвенно присутствует практически во всех публикациях о России. Так, например, в статье о саммите «большой восьмерки» в Канаде в 2002 г. говорится, что «Россия испытывает неловкость, занимая место среди великих держав мира»[94]. Осознание этого и желание вернуть утраченное положение видится основополагающей причиной «удивительно агрессивной внешней политики Президента Путина»[95].
Взаимоотношения России со странами, представляющими потенциальную угрозу для безопасности США, видятся как средство, используемое Россией для того, чтобы вернуть потерянный статус сверхдержавы: «Хотя он не может использовать процветающую экономику для поддержания превосходства своей страны, господин Путин нашел другой способ сделать Россию игроком на мировой сцене. Встретившись с лидерами Китая и Северной Кореи непосредственно перед встречей Большой Восьмерки в Окинаве, Мистер Путин сумел обеспечить себе драматическое появление»[96].
К подобным «неблагонадежным», с точки зрения администрации США, странам нам представляется возможным отнести две группы стран:
1) страны так называемой «оси зла» («axis of civil»): Иран, Ирак и Северная Корея. Использование данного словосочетания для обозначения этих стран не случайно: оно представляет аллюзию на другую ось, вызывающую негативные ассоциации - союз Японии, Италии и Нацистской Германии во время второй мировой войны.
2) страны, не относимые администрацией США к «оси зла» но, тем не мене, воспринимаемые в качестве угрозы (прежде всего, Китай).
Взаимоотношения России с «неблагонадежными» государствами, как правило, показываются либо в контексте дипломатических действий, ставящих своей целью противостояние политике Соединенных Штагов («Россия и Китай объединяются в критике противоракетного плана США»[97]), либо в контексте сотрудничества в военной сфере, чаще всего выступающего в виде поставок вооружения («США ссылаются на поставки российскими компаниями оружия в государства, связанные с террористами»[98]).
Постоянное упоминание России в одном ряду с этими государствами оказывает негативное: воздействие на имидж страны: угроза, исходящая от них начинает в сознании аудитории распространяться и на Россию. Данное воздействие еще более усиливается в результате что, в публикациях озвучивается недовольство американского правительства действиями России: «Заигрывания России со странами «оси зла» обостряют ее отношения с Соединенными Штатами»[99].
Наиболее часто в публикациях о действиях России на международной арене анализируются ее взаимоотношения с Ираном. В основном тональность статей является резко негативной: Россия выступает как страна, которая не только осуществляет в отношении Ирана политику, противоречащую намерениям США, но и открыто демонстрирует нежелание считаться с Америкой. Разногласия России и США в отношении Ирана настолько серьезны, что они сказываются на российско-американских отношениях в целом: «Вопрос об Иране и ядерном оружии негативно сказывается на российско-американских переговорах об энергоресурсах»[100].
Отношения России с Северной Кореей также находятся в центре информационной повестки дня американских СМИ. При этом эти отношения представляются в качестве «еще одной оси Северной Кореи - с Москвой»[101]. Использование слова «ось» в данном случае должно вызвать у аудитории ассоциацию с «осью зла» и тем самым поставить Россию в одни ряд с государствами, входящими в нее.
Наряду с Ираном, Ираком к Северной Кореей внимание журналистов привлекает стремление страны укрепить отношения с Китаем, крайне нежелательное для США, и, следовательно, также оказывающее негативное воздействие на имидж России («Россия и Китай становятся ближе; сегодня это сопровождается церемонией»[102]). В качестве одного из наиболее распространенных приемов, используемых в создании образа российско-китайских отношений, отметим апеллирование к стереотипам времен «холодной войны», когда союз России и Китая рассматривался как самый страшный «ночной кошмар» Соединенных Штатов. Кроме того, характерным моментом является использование слова «ось», как и в случае с Северной Кореей: «Ось Москва - Пекин: развивающийся антиамериканский союз России и Китая продолжает укрепляться»[103].
Политика России на постсоветском пространстве представляется как
следствие «империалистических привычек России»[104]. Особенно значительной данная составляющая внешнеполитического имиджа России становится ближе к концу рассматриваемого нами периода, когда делается вывод не просто об усилении империалистических тенденций в политике страны, а проводится параллель с внешней политикой СССР: «Советский Союз может быть мертв, он не забыт в России Владимира Путина. Стычки вдоль обширных границ России и декабрьские парламентские выборы, в которых националистские партии были в числе победителей, вновь вызвали опасения, что Россия Путина агрессивно настроена по отношению к «ближнему зарубежью»[105]. Отметим, что частое использование прилагательное «империалистический» в публикациях о России позволяет сделать вывод об использовании приема приклеивании ярлыка.
Большинство публикаций на данную тему посвящены следующим проблемам:
· Взаимоотношения России и Украины. Освещение данной темы претерпевает существенные изменения, становясь все более негативным по отношению к России с каждым годом. Так, если в 2001 году говорится о том, что «Россия прикладывает вес усилия, чтобы усилить свою хватку на Украине»[106], то 2004 году уже делается вывод о том, что «возрождение российского империализма грозит разорвать Украину на части»[107]. Эта тема становится особенно значимой в 2004 году из-за президентских выборов на Украине: очевидная поддержка Россией одного из кандидатов, Виктора Януковича, и обвинения Россией Соединенных Штатов в поддержке другого кандидата, Виктора Ющенко.
· Политика России в отношении Латвии и Эстонии. После распада Советского Союза Латвия и Эстония расценивают географическое соседство с Россией как «фактор угрозы национальной безопасности республик»[108], следствием чего становится их внешнеполитическая ориентация на Запад. Все публикации на данную тему, написанные с позиции Прибалтийских стран, имеют четко выраженную негативную окраску. Россия показана государством, проводящим агрессивную внешнюю политику в отношении этих стран.
На основе анализа основных американских СМИ можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся темы:
1. Путин
В структуре имиджа Путина можно выделить следующие составляющие:
- В. Путин – бывший сотрудник КГБ;
Тот факт, что Путин – бывший сотрудник органов безопасности, играет двойственную роль. С одной стороны, он настораживает аналитиков, которые опасаются, что это приведет к активизации ФСБ и усилению антидемократических тенденций. С другой стороны, для читателей это выглядит ярким моментом биографии российского президента, вносит в публикацию о нем элемент романтизма, связанный со шпионскими историями («Путин рассказывает, почему он стал шпионом»[109]), а значит, способствует коммерческому успеху газеты.
- В.Путин- политик авторитарного типа;
2. Экономика
Образ российской экономики в последнее время подвергается значительно трансформации. Изначально это был в основном исключительно негативный имидж, его центральными характеристиками выступали коррумпированность и неготовность общества к рыночным отношениям на психологическом уровне (отсутствие в сознании общества уважения к праву на частную собственность). Сегодня в образе экономики появляется все больше положительных черт, в числе которых – готовность к сотрудничеству, открытость к дальнейшим экономическим реформам: «Явная склонность господина Путина к либерализации экономики – одна из причин отличной ситуации на российском рынке ценных бумаг»[110].
3. Чеченский конфликт
Ситуация в Чечне переносится в плоскость соблюдения/ несоблюдения российскими властями прав человека, что позволяет рассматривать конфликт как «геноцид чеченского народа»[111]. Одним из наиболее часто повторяющихся мотивов в публикациях на тему Чечня – «ухудшающиеся гуманитарные условия и ситуация с правами человека»[112].
Действия российской армии в Чечне показаны как неоправданно жесткие, причем не столько по отношению к «повстанцам», сколько по отношению к мирному населению: «По словам российского перебежчика, армия убивает мирных жителей в Чечне»[113].
Таким образом, создается противопоставления жесткой российской армии и пытающихся бороться за права человека жителей Чечни, что ставит своей целью вызвать сочувствие к последним.
4. Российская демократия
Одно из ключевых событий, которое оказало влияние на формирование политического имиджа России , был арест и судебный процесс над М. Ходорковским. Данное событие сразу переносится из экономической сферы в сферу политическую и воспринимается как «битва, имеющая важнейшие последствия для будущего демократии и верховенства закона в России»[114]. М. Ходорковский позиционируется в качестве политического оппонента В. Путина, что позволяет сделать вывод о стремлении российского Президента расправится с оппозицией: «арест самого богатого человека в России основан на личном расчете господина Путина…, а не на уважении верховенства закона»[115].