Смекни!
smekni.com

«Имидж современной России в мировой политике: технологии формирования и позиционирования» (стр. 25 из 30)

Характеристика недемократичности России еще больше усиливается вследствие того, что недемократичной представляется не только российская власть, но и сам народ. Создается впечатление неготовности российского общества к демократическим переменам на психологическом уровне. Эта неготовности проявляется в равнодушии общества к усилению антидемократических тенденций в стране, в частности к борьбе В. Путина с олигархами: «Россию по большей части не трогают проблемы ее магнатов»[116].

В заключении хотелось бы привести слова Эдварда Лозански, руководитель Американского Университета в Москве, который считает, что в России сегодня все не так уж плохо. Об этом он пишет в своей статье, опубликованной в «Вашингтон таймс». Экономика растет в прекрасном темпе - в последние пять лет он составлял 6-7 процентов ежегодно. Государственный бюджет год от года исполняется со значительным профицитом. В казне лежит 200 миллиардов долларов. Зарплаты врачей, учителей и других служащих госсектора постоянно растут. Растет численность среднего класса - количество его представителей приближается уже к 30 процентам всего населения. Крупнейшие государственные каналы показывают телесериалы, поставленные по романам Александра Солженицына, Василия Аксенова и других некогда опальных писателей, посвященных жестокостям коммунистического времени. Страна переживает потребительский бум. Все больше ее жителей выезжает в самые разные страны мира, и для этого им не нужно получать никаких разрешений. Фондовый рынок России в прошлом году показал лучшие результаты в мире, и те, у кого хватило ловкости на нем закрепиться, за год получили почти сто процентов прибыли. Общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику за 2005 год вырос на 32,4 процента. Россия больше не ходит по миру, выпрашивая кредиты. Наоборот, долги, доставшиеся ей одной в наследство от СССР, в состав которого входили все нынешние страны СНГ и Балтии, она выплачивает с опережением графика. Благодаря постоянному росту спроса на энергоносители, вызванному быстрым ростом экономик Индии, Китая и других стран, а также благодаря своим огромным запасам энергоресурсов, Россия прочно утвердилась у руля мировой экономики. Россия - второй по объемам экспортер нефти на мировые рынки и крупнейший поставщик природного газа. Но важнее всего при этом то, что сегодня большая часть российского народа чувствует гордость за свою страну. Это одна из главнейших причин беспрецедентной популярности президента Владимира Путина[117].

В Западноевропейских СМИ

Н основе анализа западноевропейских СМИ, можно выделить следующие события, которые становились центральными темами и влияли на имидж РФ:

Положительное влияние Негативное влияние
Газовый конфликт с Украиной Арест М. Ходорковского
Допуск иностранного капитала к Газпрому Дело «ЮКОСа»
Мероприятия по празднованию 60-летия победы во Второй Мировой войне Активизация фашистских и неофашистских объединений
Организация общественной палаты Чеченский конфликт
Личный имидж Путина (его выступления на международном уровне)

Наибольший интерес для моего исследования представляют результаты работы Совет по внешней и оборонной политике, представленные в докладе С.Л. Карагонава, Е.М. Кожокина, И.Е. Малашенко и А.В. Федорова «Имидж России и российского бизнеса в западных средствах массовой информации»[118]. На основе анализа статей ведущих западных СМИ о России. исследователи делают вывод о следующих основных элементах имиджа России:

- Российская демократия не отвечает западным стандартам;

- Россия все еще далека от западного идеала прозрачной экономики без
монополий, с устойчивым законодательством, привлекательной налоговой
системой и развитой инфраструктурой;

- Россия начала противостоять Западу, но не отказалась от его помощи;

- Интеграционные тенденции в России являются свидетельством ее
«имперских амбиций амбиции»;

- Россия — коррумпированная страна.

В большинстве западноевропейских статей Россия представлена как государство, которое уже утратило статус сверхдержавы, но которое при этом проводит весьма агрессивную политику и демонстрирует свои «имперские» амбиции. Так, например, французская газета «Le Figaro» (см. Приложение 3) подчеркивает, «Россия последние месяцы ведет кампанию по минимизации последствий расширения ЕС, которое, как там считают, наносит ущерб ее интересам».

Особое значение в СМИ предается Чеченскому конфликту. Тема Чечни исключительно болезненна для России и рос­сиян. Это прекрасно знают на Западе и умело педалируют ее, к сожалению, часто в совершенно неблаговидных, чтобы не сказать еще точнее — в откровенно циничных целях.

Инструментирование ведется комплексным методом: на фоне Чечни и трагедии чеченского народа выстраивается образ слабой, жестокой, беспринципной и коварной власти, использующей каждое обострение обстановки для очередного наступления на демократические институты, свободы и цен­ности. Опасна не правда, как таковая, а манипулирование ее вариациями, узурпация права на истинность в последней инстанции — то есть «правдоподобие», ставящее под сомнение саму возможность разрешить конфликт нашими собственными силами и средствами. Иначе говоря, под сомнение ставятся институциональная состоятельность и суверенитет Российской Федерации. Это — главное, что обязательно нужно иметь в виду, исследуя западное видение проблемы.

Так, например в английской статье «The Times» (см. Приложение 4) проводится тезис о том, что Россия не имеет права на суверенитет в полном объеме, что ЕС и США лучше знают, как и за счет чего нужно решать ее внутренние проблемы. По сути, европейскому обывателю дается понять, что Чечня – «не совсем» Россия, что это чуть ли не два «чужеродных» образования, в связи с чем международное сообщество вправе выступать объективным арбитром, единственно способным справедливо урегулировать ситуацию. Тем самым вопрос из разряда сугубо российского подчинения переводится на уровень геополитического.

Кроме этого, в швейцарской газете «Neue Zuercher Zeitung» (см. Приложение 5) подчеркивается наличие определенной выгоды для российской власти в Чеченском конфликте: «Путин лелеет надежду, что Запад все еще нуждается в нем, не в последнюю очередь – для борьбы с терроризмом. Его кредо- подавление чеченцев необходимо для защиты от международного терроризма – прозрачно и служит его собственной выгоде».

В свою очередь голландская газета «Haagsche Courant» подчеркивает, что весь чеченский народ встал на борьбу за свою независимость, а радикальное толкование Корана – всего лишь «признак отчаяния» и форма протеста против «зверств»российских «уголовников - контрактников». При этом совершенно забыты уже и убийства английских и иных журналистов, массовое рабство и уголовный беспредел. (см. Приложение 6)

СНГ, пожалуй, одна из наиболее болезненных тем, муссирование которой не прекращается в западных СМИ. Это сообщество постсоветских республик рассматривается с точки зрения планомерного снижения геополитического «веса» России на некогда «подконтрольных» ей территориях. Всеми доступными средствами обосновывается тезис: СССР не должен возродиться. Собственно, никто такую задачу и не ставит. Однако западные СМИ постоянно подчеркивают, что нельзя позволить России стать лидером нового объединения государств.

Стратегия раскола постоянно изменяет свою «направлен­ность». Еще два года назад говорилось, что Россия — наи­более демократична по сравнению с остальными странами СНГ и в силу этого отрыва не может с ними коопериро­ваться без угрозы для дальнейшего собственного развития. Сегодня наоборот подчеркивается, что на постсоветском простран­стве объявились новые демократические «маяки», а Россия, наоборот, регрессирует, и теперь уже поэтому структура СНГ неэффективна и опасна для участников содружества, которым, разумеется, никак не справиться с российским колоссом... Отчетливо просматривается доминантная геопо­литическая задача: политическая и государственная изоля­ция России. В ее рамках и осуществляется односторонняя, однобокая интерпретация развивающихся в конфигурации СНГ процессов. Так, в австрийской газете «Die Presse» говорится, что «под лозунгом «Доминирование на постсоветском пространстве» постоянно ведутся политические дебаты. Претензии на лидерство необходимо подкреплять эффективной политикой – требует президент Владимир Путин». (см. Приложение 6)

Решающий аспект развития общества и государства — эконо­мический. Ему, естественно, западные СМИ уделяют повышен­ное внимание. Задачи неизменны: принизить научно-производ­ственный и интеллектуальный потенциал России, не допустить возрождения в ней наукоемких отраслей, развитие перспек­тивных информационных технологий, «застолбить» за страной образ «сырьевого придатка цивилизованного мира».

Отмечается комплексность деструктивного подхода: напри­мер, противопоставление «Путин — ЮКОС» активно имиджируется как экономический негативный. Никого не интересует, что ЮКОС не доплачивал налоги, что «Лукойл» за тот же период пополнил государственную казну намного существеннее, — все сводится к личным взаимоотно­шениям между Путиным и Ходорковским. В таком контексте в сознание международных бизнес-элит внедряется доминиру­ющий постулат: никакого экономического будущего в России у капитала нет. Так, швейцарская газета «Le temps» представляет картину правового беспорядка вокруг ЮКОСа, которая ненавязчиво ассоциируется с образом российского президента, якобы «инициировавшего» арест олигарха (см. Приложение 7) .