Смекни!
smekni.com

«Имидж современной России в мировой политике: технологии формирования и позиционирования» (стр. 5 из 30)

Однако ни классические реалисты, ни сторонники теории игр не дают заслуживающего внимания ответа на вопрос о том, что является основой формирования национального имиджа государства. С точки зрения первых, правительства, подобно отдельным людям, по своей природе стремятся к созданию имиджа силы. По мнению последних, правительства принимают решение о том, какой имидж им нужен на данный момент, в зависимости от сиюминутной ситуации; если требуется предотвратить враждебные действия со стороны другого государства, они, скорее всего, прибегнут к формированию имиджа твердой, непоколебимой державы. Если же необходимо добиться сотрудничества с другими странами, будет создаваться имидж партнера, заслуживающего доверие. Таким образом, как мы видим, классические реалисты считают национальные имиджи не меняющимися с течением времени, тогда как сторонники теории игр рассматривают имидж государства как явление, полностью зависящее от ситуации.

Другую позицию предлагает исследователь Китайской Академии социальных наук X. Янг[25], который предлагает следующую схему формирования политического имиджа государства:


Как видно из этой схемы, мотивами формирования того или иного имиджа государства являются: а) внешнее материальное вознаграждение; б) внешнее социальное вознаграждение. Материальное вознаграждение представляет собой реальную выгоду для государства — привлечение иностранных инвестиций, выгодные договора о сотрудничестве и т.п. Кроме этого, мотивом может выступать и нежелание подвергнуться внешнему материальному наказанию, под которым подразумеваются различные экономические санкции государства имидж-носителя, военные действия и т.п.

Под «внешним социальным вознаграждением/ наказанием» понимается позитивное /негативное отношение других стран к стране имидж носителю. Данное явление можно причислить к мотивам целенаправленного формирования имиджа государства в силу того, что позитивное/ негативное отношение других стран к стране имидж- носителю напрямую связано с признанием легитимности правительства страны имидж- носителя на территории страны. Уважение и престиж за рубежом укрепляют положение правительства в самой стране, тогда как негативное отношение вносит существенный вклад в потерю правительством поддержки со стороны народа.

Помимо вышеперечисленных мотивов на формирование политического имиджа страны оказывают влияние такие факторы как общепринятые международные нормы и господствующая национальная идеология. При этом, в случае эволюции международных норм и национальной идеологии политический имидж страны также претерпевает некоторые изменения.

2. Я- имидж (само-имидж).

Понятие само-имиджа государства тесно связано с понятием так называемой «я-концепции», представляющей собой совокупность представлений о себе, о своем государстве. Согласно точке зрения Д. Блэни, государства принимают определенные я-концепции («сверхдержава», «зависимая страна» и др.) через своих политических лидеров, которые выступают в качестве медиаторов, своеобразных проводников этих концепций[26]. При этом я-концепция включают в себя не только индивидуальный опыт политического лидера, но и в первую очередь опыт поколений, усвоенный национальной элитой в процессе социализации.

Я-концепции, как считает И. Киселев, реализуются в виде ситуативных я-образов, создаваемых политическими лидерами в процессе осмысления места и роли своей страны в международной системе. Таким образом, ситуативный я-образ государства формируется за счет «включения прошлого опыта (Я-концепции) в актуальные впечатления о событиях, в которых государство принимает участие.

Внутренняя структура я-образа государства может быть представлена в виде трех компонентов, образующих единое целое. В роли базового элемента данной структуры выступает национальная идентичность, обеспечивающая преемственность при смене политического руководства. Второй компонент образа - статус государства - более изменчив. Третий, самый подвижный элемент структуры, связан с политическим руководством страны, которое «по-своему понимает идентичность и статус государства и генерирует ситуативные образы»[27].

На основе ряда исследований можно выделить следующую последовательность образного восприятия государства:

- в массовое сознание проецируется полити­ко-географический образ (ПГО) страны в виде выгодного политико-географического плацдарма, на который будут нанесены другие образы;

- на сформированный ПГО наносится при­влекательный и характерный только для данной страны природно-ресурсный образ (ПРО) в виде красочного, но ем­кого природного пейзажа;

- полученный своеобразный природно-географический портрет «оцивилизовывается» посредством цивилизационно-культурного образа (ЦКО) в виде нацио­нального культурного символа составляющего историче­ское наследие страны и узнаваемого во всем мире;

- на гармоничный природно-цивилизационно-культурный фон накладывается социоментальный образ (СМО) народа в виде в целом, как положительного персо­нажа;

- положительность СМО подкрепляется ре­зультатами труда народа в виде производственно-эконо­мического образа (ПЭО) как символа благополучия, могуще­ства и влиятельности государства;

- показывается градиент усилий государства в исторической перспективе - национально-ценностный об­раз (НЦО), указывающий на приоритетную национальную цель, смысл бытия.

Таким образом, последовательность формирования образа страны должна проходить стадии от ПГО к НЦО. Иной подход нарушает логику восприятия и может привес­ти к несоответствию задуманного образа и полученного, поэтому позитивный имидж государства должен скрепляться внутренней логикой и непротиворечивостью, что создает впечатление целостного имиджа, состоящего из шести граней. В самом деле, нельзя понять, почему народ данного государства стремится именно к этим ценностям (НЦО), не зная, каков экономический потенциал общества (ПЭО). В свою очередь, невозможно понять, как формируется экономический потенциал, если неизвестна национальная ментальность (СМО), а понять, почему народ таков, какой он есть, можно, лишь изучив его историко-культурные кор­ни и традиции (ЦКО). Доказано, что природно-географическое окружение народа всегда являлось вдохновляю­щим императивом в культурном развитии, поэтому природ­ные образы тесно переплетены в образцах народного твор­чества.

Далее, структурируя образы государства, можно подразделить их на шесть видов, а именно:

1. Политико-географический образ - уплотнение, кон­центрация ведущих географических знаков, символов, черт страны в политическом отношении. В массовом сознании ПГО идентифицирует государство с некоторой частью мира (света) и в определенном окружении государств. Так, СССР представлялся как одна шестая часть суши, Россия - как Восточная Европа или Евразия, США - Новый Свет, евро­пейские страны - Западная Европа или Старый Свет, Ки­тай - Поднебесная, Швейцария - Жемчужина Альп, Фин­ляндия - Суоми, Италия - Апеннины и т. д.

2. Природпо-ресурсный образ - уплотнение, концен­трация ведущих признаков и символов национальных ре­сурсных богатств в природном, ландшафтном или климати­ческом отношении. В массовом сознании ПРО идентифици­рует государство с некоторыми, присущими только (преимущественно) ему символами природы. (Япония - Страна восходящего солнца, Корея - Страна утренней све­жести, Канада - Страна кленового листа, Англия - туман­ный Альбион, Россия - страна снега и мороза, США - Ди­кий Запад.) Таким же выразительным символом страны яв­ляются различные животные, ареал обитания которых преимущественно находится в данной стране и традицион­но используется в символике. Например, Россия - страна медведей, США - белых орлов, Китай - гигантской панды, Австралия - коалы, Африка - слонов и т. п.

3. Цивилизационно-кулътурпый образ - уплотнение, концентрация национальных культурных знаков, символов и черт народа, страны в историческом и цивилизационном измерении. ЦКО обязательно должен гармонировать с ПТО и ПРО, поскольку он вносит яркую и узнаваемую окраску в образ страны. ЦКО призван идентифицировать государство и его народ с культурно-историческим наследием мировой значимости. При этом желательно, чтобы культурно-исторический символ был внесен в реестр ООН (памятни­ков культуры мировой цивилизации). Так, например, в Рос­сии к таким памятникам относится кремлевский архитек­турный ансамбль; в США - статуя Свободы; в Китае - Ве­ликая стена; в Египте - пирамиды; в Японии - иероглифы; в Англии - башня Вестминстерского дворца; во Франции - Эйфелева башня; в Италии - Колизей; в Греции - Акрополь: в Индии - буддийские пагоды и т. п.

4. Социально-ментальный образ — уплотнение, кон­центрация ведущих социальных признаков, символов, черт народа в ментальном отношении. СМО идентифицирует народ с характерными, наиболее типичными социально-психологическими признаками. Так, немцы - точны и акку­ратны; американцы - деловиты; японцы - вежливы и при­вержены традициям; французы - непостоянны; англичане - чопорны; китайцы - трудолюбивы; индийцы - загадочны; арабы - непоседливы; русские - мечтательны и изобрета­тельны; итальянцы - романтичны и т. д. В силу устоявшего­ся в сознании мировой общественности СМО можно обна­ружить ту область деятельности, в которой данная нация, достигает наилучших успехов. (Немцы - в науке; американ­цы - в бизнесе; японцы - в сохранении традиций; францу­зы - в моде; англичане - в образовании; китайцы - в возве­дении гигантских сооружений; русские - в театральной и литературной сферах; итальянцы - в изящных искусствах и т. п.).