Смекни!
smekni.com

Лифинцева Т. П. Философия и теология Пауля Тиллиха (стр. 45 из 50)

Во всякой человеческой жизни идет борьба за прошлое; благословение сражает­ся с проклятием. Часто мы и не осознаем, что именно является проклятием, и что -благословением. Сегодня, в свете открытия бессознательных стремлений, мы уже в большей степени способны различить проклятия и благословения прошлого. Та па­мять наших родителей, что в Ветхом Завете так неразрывно связана с их благосло­вением, сейчас в большей степени связана с проклятием, которое бессознательно и вопреки их воле обращено к нам. Многие люди, страдающие душевными недугами, видят свое прошлое, а особенно свое детство, лишь как источник проклятий. И мы знаем, как часто это бывает верно. Но мы не должны забывать, что просто не смог­ли бы жить и смотреть в будущее, если бы не было благословений, поддерживаю­щих нас и происходящих из того же источника, что и проклятия. В душах многих людей нашей эпохи напряженная борьба за их прошлое идет постоянно. Ни одно ме­дицинское лечение не может разрешить этот конфликт, поскольку ни одно лече­ние не может изменить прошлого. Лишь то благословение, которое выше конфлик­та благословений и проклятий, может исцелить. Это благословение, изменяющее то, что кажется неизменным - прошлое. Благословение не может изменить факты; то, что произошло - произошло и таким образом целиком осталось в вечности! Но значение фактов может измениться благодаря вечности, а называется это изменение опытом прощения. Если значение прошлого изменено прощением, то его влияние на будущее тоже изменено. У прошлого отнимаются черты проклятия. Будущее ста­новится благословением через преображающую мощь прощения.

Но прошлое - это не только благословения и проклятия. В нем заключена также пустота. Мы вспоминаем свой жизненный опыт, который, как казалось в свое вре­мя, был наполнен богатым содержанием. Теперь же мы вспоминаем свои пережива­ния, и их богатство исчезает, их восторженность уходит, а наполненность обращает­ся в пустоту. Это относится и к удовольствиям, и к успеху, и ко всяческой суете. Мы не ощущаем их как проклятия; мы не ощущаем их и как благословения. Их поглоти-


ло прошлое. Они не вошли в вечное. Давайте спросим себя, а многое ли в нашей жизни избежало этой участи?..

IV

Тайна будущего и тайна прошлого объединены в тайне настоящего (present). На­ше время, время, которое есть у нас - именно то, в котором нам дано "присутствие" (presence)15. Но как может быть у нас "присутствие"? Разве не ускользает от нас мо­мент настоящего, когда мы думаем о нем? Разве настоящее - это не всего лишь по­движная граница между прошлым и будущим? Но подвижную границу нельзя встре­тить с мужеством. Если нам ничего не дано, кроме "больше не" в прошлом и "еще не" в будущем, то у нас и вообще не должно что-либо быть. Мы не можем говорить о времени, которое есть наше время; у нас не должно быть "присутствия"!

Тайна в том, что у нас есть настоящее; и даже, более того, у нас есть наше буду­щее, поскольку мы предчувствовали его в настоящем; и у нас есть также наше про­шлое, поскольку мы помним его в настоящем. Именно в настоящем наше будущее и наше прошлое являются нашими. Но "настоящего" как такового попросту не суще­ствует, если мы представляем себе нескончаемый поток времени. И не существует иного ответа, кроме как с точки зрения того, что охватывает время и находится вне его - вечного. Когда мы говорим "теперь" или "сегодня", мы останавливаем для себя поток времени. Мы принимаем настоящее и не заботимся о том, что оно ушло в тот момент, когда мы вспомнили его. Мы живем в нем, и оно обновляется для нас в каж­дом новом "настоящем". Это возможно, потому что каждый момент времени дости­гает вечности. Именно вечное останавливает поток времени для нас. Именно "веч­ное сейчас" дает нам "временное сейчас". Мы живем до тех пор, «доколе можно го­ворить "ныне"» - слова из Послания к Евреям16. Не все люди могут увидеть "вечное сейчас" во "временном сейчас", и ни один человек не способен видеть этого постоян­но. Но иногда "вечное сейчас" мощно врывается в наше сознание и обнаруживает перед нами очевидность вечного - того измерения, которое "вклинивается" в поток времени и дает нам наше время.

Люди, которые никогда не осознают этого измерения, утрачивают возможность быть в настоящем. Как сказано в Послании к Евреям, "они не войдут в покой Мой . Их удерживает прошлое, и они не могут отделить себя от него или же убега­ют в будущее, не способные быть в настоящем. Они не вошли в покой вечности, ко­торый останавливает поток времени и дает нам благословение присутствия. Воз­можно, это самая яркая характеристика нашего исторического периода, особенно в западном мире и, в частности, в этой стране (США. - TJI.). Наше время утратило мужество принять настоящее, поскольку утратило измерение вечного.

"Я есть начало и конец". Это сказано нам - тем, кто живет на границе времени, кто должен встретить конец, кто не может избежать прошлого, кто нуждается в на­стоящем. Каждое из измерений времени имеет свою собственную тайну, каждое из них несет собственную тревогу. И каждое ведет нас к конечному вопросу. И на все вопросы существует один ответ - Вечное. Есть лишь одна сила, превосходящая все­поглощающую силу времени - Вечное: Он, который был, есть и будет, начало и ко­нец. Он дарует нам прощение за то, что прошло. Он дает нам мужество встретить то, что придет. Он дает нам покой в своем Вечном Присутствии.

Предисловие, перевод с английского и комментарии Т.П. Лифинцевой

В английском языке слова "present" (настоящее время) и "presence" (присутствие), как уже было указано в предисловии. - однокоренные.

|6ЕврЗ: 13. 17 Евр 3: 10 (Апостол Павел цитирует Пс 94: 7-11).

Библиография:

1. Тиллих П. Систематическая теология. Т. 1-3. (Т. 1 – Перевод Лифинцевой Т.П., Т.

2-3 – Перевод Рынкевича В.В., Газизовой О.Р., Зоткиной О.Я.) М.- СПб.: Республика,

2000.

2. Тиллих П. Мужество Быть. // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юристъ,

1995. С. 7-131.

3. Тиллих П. Динамика веры. // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юристъ,

1995. С. 132-215.

4. Тиллих П. Кайрос. // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юристъ, 1995.

С. 216-235.

5. Тиллих П. Теология культуры. // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юристъ,

1995. С. 236-395.

6. Тиллих П. Христианство и встреча мировых религий. // Тиллих П. Избранное. Теология

культуры. М.: Юристъ, 1995. С. 396-441.

7. Тиллих П. Значение истории религий для теолога-систематика. // Тиллих П. Избранное.

Теология культуры. М.: Юристъ, 1995. С. 442-454.

8. Тиллих П. Кьеркегор как экзистенциальный мыслитель. // Тиллих П. Избранное.

Теология культуры. М.: Юристъ, 1995. С. 455-460.

9. Тиллих П. Кто я такой? (Автобиографическое эссе). // Вопросы философии, 2002, № 3.

10. Тиллих П. Вечное сейчас.(3 проповеди из сборника). //Вопросы философии, 2005, № 5.

11. Тиллих П. Диалектическая теология (К. Барт) // Путь – сентябрь 1925, № 1.

12. Тиллих П. Потрясение оснований. // Культурология. М., 2007. № 1. С. 90-128.

13. Аврелий Августин. Исповедь. М.: Renaissance, 1991.

14. Антология средневековой мысли. В 2 тт. СПб.: РХГИ, 2007.

15. Аристотель. Соч. в 4 тт. М.: Мысль, 1986.

16. Ауэрбах Э. Мимесис. М.: Прогресс, 1976.

17. Барт К. Послание к Римлянам. М.: ББИ, 2005.

18. Барт К. Введение в евангелическую теологию. М.: ББИ, 2006.

19. Барт К. Очерки догматики. СПб.: Алетейя, 2000.

20. Барт К. Рудольф Бультман: попытка его понять. // Бультман Р. Избранное: вера и

понимание. М.: РОСПЭН, 2004.
21. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.

22. Бёме Я. О тройственной жизни человека. М.: Миръ, 2007.

23. Блез Паскаль. Мысли. СПб, 1995.

24. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999.

25. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994.

26. Бросова Н.З. «Теологические аспекты философии истории М.Хайдеггера».

Диссертация на соискание учёной степени Доктора филос. наук. М., 2007.

http://sigla.rsl.ru/table.isp

27. Бровко Л.Н. Конформизм и конфронтация: Христианские церкви и нацистское

государство. // Свободная мысль., 1993, № 12. С. 78 – 92.

28. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.

29. Бультман Р. Избранное: вера и понимание. М.: РОСПЭН, 2004.

30. Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного

провозвестия. // Бультман Р. Избранное: вера и понимание. М.: РОСПЭН, 2004.

31. Бультман Р. Иисус Христос и мифология. // Бультман Р. Избранное: вера и

понимание. М.: РОСПЭН, 2004.

32. Бультман Р. Немецкий народ и Израиль. // Бультман Р. Избранное: вера и

понимание. М.: РОСПЭН, 2004.

33. Бультман Р. Происхождение и смысл типологии как герменевтического метода. //

Бультман Р. Избранное: вера и понимание. М.: РОСПЭН, 2004.

34. Визгин В.П. Философия свободы Габриэля Марселя: темы и вариации. СПб.: Мир,

2008.

35. Гайденко П. П. Время, длительность, вечность. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

36. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М.: Республика, 1997.

37. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. О миросозерцании Сёрена Киркегора. М.: Наука,

1970.

38. Гараджа В. И. Пауль Тиллих: Синтез христианства и культуры. // От Лютера до

Вайцзеккера: великие протестантские мыслители. (Очерки). М.: Раритет, 1994.

С. 236-251.

39. Гегель Г. В. Ф. Сочинения в 6 т. М.: Мысль, 1990.

40. Громадка Й. Л. Перелом в протестантской теологии. М.: Изд. группа «Прогресс»,

«Культура», 1992.

41. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994.